Статья подготовлена при поддержке компании «Авторский сад». Если Вы решили разбить на своем участке красивый и уникальный сад, но не знаете, как правильно это сделать, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Авторский сад». Компания «Авторский сад» предоставляет шанс записаться на курсы ландшафтного дизайна, по выгодной цене. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Avtorsad.Ru.
В поиске «настоящего учителя» в себе...
Одно дело – давать правильные советы,
и совсем другое – соответствовать им не в мечтах
и грезах, а в жизни реальной. Как бы то ни было, но
этот извечный вопрос: «Как стать настоящим
учителем?» – задавали себе раньше, задают
сегодня и задавать будут во все времена учителя,
работающие с детьми и подростками в
образовательных учреждениях, независимо от того,
частные эти учреждения или государственные.
Как показало время, этого избежать и
мне не удалось. Начиная со школьной скамьи, когда
был сам еще учеником, и по сей день я нахожусь в
поиске «настоящего учителя» в себе: такое
состояние стало нормой жизни и пронизывает все
мои действия и поступки. Обращение к вам,
уважаемые коллеги – учителя физической
культуры, вызвано рядом причин.
Причина первая – стремление
поделиться с вами своими наблюдениями и, тем
самым, пригласить вас в качестве собеседников на
страницы газеты «Спорт в школе».
Причина вторая – желание подытожить
пройденный путь, внести существенные изменения с
учетом того, что не получилось или было удачным, и
наметить ближайшую перспективу саморазвития.
Причина третья – стремление
активизировать творческие способности в
совершенствовании педагогического мастерства
для решения конкретных практических задач по
планированию, организации и проведению учебной,
внеклассной и внешкольной работы по физическому
воспитанию подрастающего поколения.
Мои школьные учителя
Их авторитет для меня является главным
мерилом моей жизнедеятельности до такой степени,
что мое стремление не выглядеть в их глазах
человеком, огорчающим их своими делами и
поступками, как «оберег», всегда сопутствует мне
в повседневной жизни. Я уверен: если человеку
дано однажды испытать боль за причиненное
другому человеку огорчение искренне, с тревогой
в сердце, страданием в душе на фоне испепеляющего
стыда и самоедства, – это и есть тот самый
перелом в становлении личности на путь истинный.
С этим качеством приобретается умение понимать
поведение других, что делает возможным умело
управлять ситуативными процессами как
предсказуемого, так и непредсказуемого
характера.
Кто и почему становится учителем? На
этот тривиальный вопрос появится столько
ответов, сколько учителей будет опрошено. У
каждого свой путь вступления в педагогическую
«когорту». Одни идут по стопам своих родителей,
другие выбирают профессию учителя по совету
окружающих, третьи – в силу социальных
обстоятельств («не служить в армии»), четвертые –
для карьерного роста, пятые – по чистой
случайности. Перечисление причин можно
продолжать до бесконечности.
Жизнь показывает, что главным и
определяющим, быть или не быть учителем, является
внутреннее состояние конкретного человека, а не
его наследственный статус или причины внешнего
характера. Одно дело – собственные планы, и
совсем другое – реализовать себя на практике,
соизмеримо с возможностями тех, кого мы обучаем.
Становление внутренней потребности пребывать в
педагогической стихии возможно только в одном
случае – когда человек на осознанном и
интуитивном уровне следует по пути благородства.
Именно оно, благородство, позволяет человеку не
только осваивать вселенскую человеческую
культуру бытия, но и приумножать, развивать ее, а
значит, и учить других жизненно важным умениям и
навыкам. Из чего следует, что понятное всем не
всегда может быть достоянием для всех, несмотря
на то, что теоретически это допустимо.
Когда познание становится стилем
жизни, а возможность поделиться освоенным с
другими и увидеть то, как те, другие, в свою
очередь, загораются жаждой познания и трепет их
души в результате целенаправленной деятельности
преобразуется до мышечной радости-торжества,
это, наверное, то самое состояние, ради которого
имеет смысл идти работать в школу учителем. Нечто
подобное я наблюдаю у моих любимых и уважаемых
учителей, которые окружают и сопровождают меня
по жизни. Проживание любого человека постоянно
окружено вниманием со стороны подобных ему. Но
то, кому из них мы доверяем учить и воспитывать
себя, во многом предопределяет судьбоносную
перспективу нашего приобщения к учительской
профессии. Если склонность к педагогике в раннем
возрасте глубока, она обязательно будет
наращивать свою мощь устремлениями в познание и
практику с каждым новым прожитым днем в среднем и
старшем школьном возрасте, прирастать в
студенческие годы и укрепляться в
непосредственной повседневной практической
деятельности в качестве педагога.
Григорий ПОГАДАЕВ,
член-корреспондент Международной академии наук
педагогического образования,
кандидат педагогических наук,
заслуженный учитель РФ,
учитель физической культуры МОУ СОШ № 5
г. Одинцово, Московская обл. |