Признание в любви
Восьмидесяти ему никогда не дашь – ни по
состоянию души, ни по внешнему виду, ни по той
активности, с которой он проводит каждый свой
день.
Среди тех, с кем пересекался его тренерский путь,
немало известных в волейбольном мире личностей:
Николай Карполь, Владимир Эмзин, Владимир Шуклин,
Юрий Смирнов. Самое ценное для него на пройденном
пути – доброе партнерское содружество, в которое
каждый вносил что-то свое. И сегодня этот человек
по-прежнему полон желания работать и делиться
опытом. Да иначе просто не может быть, если речь
идет об учителе или тренере, работающем с детьми.
1964 год. «Артек»: когда тренер и ученики
были молоды
Выбор
Как и его ровесники, Сергей Лазаревич
Белич успел повоевать, придя на фронт вместе с
«катюшами». А после войны – областной
педагогический, и сразу две специальности:
история и физкультура. Но если история нравилась,
то без спорта себя он не мыслил.
– Однажды даже в футбольной команде мастеров
предложили остаться. Но чувствовал, что футбол –
не мое. Перепробовал многое, как будущему учителю
физкультуры это было только на пользу.
Заканчивая институт, решил: волейбол.
Дебют состоялся в подмосковном Краснозаводске.
В школе, где Белич стал преподавать историю и
физкультуру, организовал команду, в основном из
девочек своих классов – с женскими командами
работал все годы и уверен: они трудолюбивее и
ответственнее мужчин. В 1964-м они выиграли
первенство России среди школьников в Артеке.
Конечно, это был праздник!
Экзамен
Этому человеку больше интересен не
сам праздник, а путь к нему. И на этом пути в любом
возрасте он экзаменовал, прежде всего, себя – как
педагога и тренера.
После Краснозаводска была Тула: сначала ДЮСШ, а
потом команда мастеров «Труд». Через несколько
сезонов «Труд» играл в высшей лиге.
Затем его величество Случай привел Белича в
Коломну. Один из бывших волейболистов –
краснозаводских мальчишек, став уже секретарем
горкома Коломны, приехал как-то к нему и,
поговорив с Беличем, словно почувствовал, что
тульская высота опытным тренером взята и он
жаждет нового.
– Пора возрождать то, что было в Краснозаводске.
– А что там есть?
– Во-первых, спортшкола: приказ о ее закрытии уже
подготовлен. А во-вторых, 12-е место по волейболу в
области.
Белич согласился, его оформили тренером в
спортшколу, а приказ... положили под сукно.
Построили зал: 48ґ18 (такие и сегодня редкость).
Через несколько лет три его команды из четырех
стали первыми в области.
70-е. Тула: впереди – высшая лига
И секция, и урок
Белич никогда не скрывал, что его
всегда больше привлекала внеурочная работа в
волейбольной секции.
Но так получилось, что, когда ему исполнилось
шестьдесят, на пути вновь оказалась школа – не
специализированная, а обычная, недалеко от Мытищ.
«Возьмите моего мужа!» – сказала жена Белича,
тоже педагог, своему коллеге, уходившему
директором в новую школу.
– Я начал работать с младшими. Но в 10-м
оказались несколько девочек, которые в свое
время занимались у меня. Увидели: «А как же мы?»
Пошли к директору: «Давайте нам Сергея
Лазаревича». А одна мама так и сказала: «Возьмите
их к себе, а то моя Наташка будет на улице».
Он уже считал себя вправе немного успокоиться,
обдумать накопленное и не собирался ни вести
секцию, ни брать старших. Но вышло все с точностью
до наоборот: секцию он организовал да еще получил
девочек из 10-го и 11-го – уроки физкультуры для
девочек и мальчиков проводились раздельно.
Правда, единственное условие у него все-таки
было: вместо лыжной подготовки – волейбол.
– Мальчишки занимались лыжами, а девочки бегали,
прыгали, бросали мяч, играли. И как-то у мальчишек
не было урока, они сидели, смотрели на девчонок, а
потом подошла ко мне «храбрая троица» и сказала,
что все, что делают девчонки, элементарно и
обыграют они их запросто. Наверное, и 15 минут не
прошло, как парни были разбиты. Потом они еще
несколько раз повторяли свою попытку, обвиняли
меня в необъективном судействе, никак не могли
успокоиться. Девчонки их обыгрывали, мягко
говоря, под ноль. И чем сильнее было их желание
выиграть, тем больше они выходили за рамки
спортивного поведения. «Мальчишки, – подозвал я
их, – главное, даже в поражении, не терять
достоинство. Вы не выиграете, потому что не
умеете играть в этот волейбол. Ведь девочки,
кроме уроков, еще трижды в неделю дополнительно
занимаются. Но на лыжах, даже если они уйдут на
лыжню раньше, вы все равно их догоните и
перегоните». На том и расстались.
Снова в игре
– Мои дети жили в Туле и, когда я
приехал к ним, мечтали видеть меня только дедом,
который воспитывает внуков. Но я оказался не
примерным в этом отношении, меня хватило месяца
на три.
Жена работала завучем. Однажды пришла и говорит:
«Завтра мы с тобой идем в школу». Оказалось, был
какой-то семинар, и один из директоров попросил
разрешения уйти пораньше на тренировку учителей.
«Во что играете?» – спросила жена. «В волейбол».
– «Возьмите моего мужа!». – «О чем разговор!
Завтра ждем».
Когда директор 948-й московской школы Александр
Александрович Шалаев увидел меня, то, посмотрев с
каким-то интересом, сказал: «У меня только один
вопрос: Вы такой же подвижный, как Зоя Семеновна?»
Каков вопрос – таков ответ: «Я ее отпускаю на
километр, потом догоняю». «Вопросов нет – пишите
заявление».
– Но физкультуру я уже вести не буду, если только
волейбол.
– Прекрасно.
Так, благодаря жене-коллеге, Белича вновь
«взяли» в школу. Ему было 70. И еще семь лет
существовала в школе секция и команда. После
выигранного в 2004 году первенства Москвы он
принес заявление об уходе: посчитал, что на
данном этапе это его «потолок».
В том же году его тренерская работа в школе была
оценена как лучшая среди педагогов
дополнительного образования в столице.
Школьная физкультура
– Сегодня в школе не только
физкультура другая, но и спорт другой. Радость от
физкультуры в младших классах, а затем пропуски
уроков в старших. Я всегда считал, что волейболу
как спортивной игре нельзя обучать в младшем
школьном возрасте: неважно где – в обычной школе
или спортивной. Когда ко мне приходят мои
ученицы, работающие преподавателями, тренерами,
и говорят, что второклассники выступают на
турнирах по волейболу, я этого не могу себе
представить по одной причине: в этом возрасте
ребенок не может играть в волейбол!
Наверное, поэтому и решил попробовать
разработать игровую волейбольную программу для
обучения младших школьников. Однажды в 948-ю школу
пришел методист: «Сергей Лазаревич, нас
интересует тема игровых переключений. Какой
временной отрезок целесообразно отводить
младшему школьнику на одно упражнение? Может, у
вас есть свои наблюдения?»
Главный принцип для этого возраста состоит в том,
что соревнование должно быть не спортивной, а
детской игрой. Дети должны учиться двигаться: с
мячом, без мяча, со скакалкой, бегом, прыжками и не
должны «уставать от элемента». Если в 6–7 классах
можно сказать: делай 10 раз, то во 2-м нельзя –
ребенок завтра убежит. Ему нужны быстрые
переключения.
Наблюдений с секундомером в руках на тот момент у
меня не было, но тема показалась интересной. И я
день за днем продолжительное время наблюдал за
играющими детьми: ходил по улицам, заглядывал во
дворы, сидел там, стоял, засекал время. Эта работа,
поверьте, не была пустой тратой времени.
Постоянно держалась в голове мысль: когда же они
устанут? Оказывается, они не устают совсем. Вот
такой и должна быть физкультура в школе, особенно
в младшей. А сейчас она больше солдатская:
построились, прошагали, побежали... Но можно ведь
все обязательные упражнения включить в игру,
тогда ребенок даже не заметит, что какое-то
упражнение было слишком трудным.
Когда работа была написана, методист сказал, что
все надо проверять. Проверяли, не проверяли, не
знаю. Но для себя я сделал однозначный вывод: у
детей действует четкий самоконтроль. Я брал на
секундомер и одного, и двоих, и группу играющих
детей. Вот они прыгают, играют в салки, лазают по
стенкам, вдруг – как синицы – сели. Организм дал
команду. Сидят, разговаривают. И пока они не
готовы вновь переключиться на движение, никто не
встанет и не выйдет. Сколько эти переключения
длятся? По-разному. И пять минут, и десять. И вот
опять побежали. Бегают, бегают, а потом: «я не
играю», «я – тоже», «и я». Самоконтроль налицо, а
работа ...исчезла.
Команда 948-й школы – чемпион Москвы
Урок для всех и для каждого
– Урок, когда учитель сидит на
скамейке, а дети сами по себе гоняют мяч, – не
исключение. Даже если все подобные уроки
посещать, проку не будет, и никакие личные
нормативы не улучшить. Мне таких ребят жалко,
особенно, если я вижу их потенциал.
Мы сидим в спортивном зале школы № 2000, где он
сегодня работает, и Сергей Лазаревич показывает
на двух рослых мальчишек:
– Этих двоих из одной такой школы я перевел сюда
– в 2000-ю. Теперь они и в секции занимаются, и на
уроках получают приличную нагрузку. Уровень
уроков физкультуры в школе такой, что их вполне
хватает, чтобы не заниматься после уроков, если
человека спорт как занятие не интересует.
... Идет тренировка старшего возраста. И девочки,
и мальчики то и дело заглядывают в тренерскую, а
точнее, в коллективную тетрадь. После очередного
занятия в ней расписывается столько
индивидуальных заданий, сколько человек
занималось. И так в течение всего года три раза в
неделю. Одному – силовые упражнения, другому –
на прыгучесть, третьему – на выполнение передач.
Но индивидуальная работа на занятии вовсе не
исключает групповые упражнения, командные
действия, отработку общего элемента.
– А как вы думаете, сколько, например, подач
ребята выполняют за тренировку? – спрашивает
Белич. – 100! Не подряд, конечно, а чередуя с
индивидуальной работой: пять минут на прыжки,
пять – на подачу, пять – на блокирование, пять на
подачу. Таким образом можно простроить и
вариативную программу уроков физкультуры, и не
только по волейболу, подбирая иной уровень
нагрузки, иные сочетания упражнений: чтобы
ребенок захотел заниматься каким-то видом
спорта, его надо им «заразить». Интерес должен
быть таким, чтобы ребенку невтерпеж было самому
сделать упражнение, причем и правильно, и
красиво.
– Извините, можно мы посмотрим зал? – открыла
дверь учительница, пропуская вперед мальчика лет
двенадцати. – Это наш новый ученик. А это –
Сергей Лазаревич – тренер по волейболу. В
волейбол играешь?
– Нет, я ушу занимаюсь, – но ответ пятиклассника
совсем не расстроил тренера.
– А класс какой? – спросил Белич.
– Пятый.
– Поживем – увидим. Главное, что уже чем-то
занимается.
Творческий поиск – это
состояние его души
Увлеченность – это характер
Он относится к тем людям, которые всю
жизнь очень ответственно делают любимое дело,
невзирая на обстоятельства, а они бывают и «за», и
«против».
Мне кажется, что именно у таких учителей и самые
преданные ученики.
Многие работают с детскими командами. Самым
первым уже под 60, но они до сих пор приезжают и
консультируются и всегда знают, в какой школе их
тренер сегодня работает. Когда Белич звонит и
говорит: «Приезжайте, хочу вам кое-что показать и
обсудить», они каждый раз недоумевают: «Ну что
нового можно еще изобрести в волейболе?» Но
потом, проведя часов пять в зале, звонят другим и
говорят: «Мы ничего не знаем, посмотрели бы вы,
какие тренировки у Сергея Лазаревича». И уже
черед следующих пожимать плечами: разве еще
что-то можно придумать?
– Можно, – говорит заслуженный тренер. –
Например, для всех учителей физкультуры и
тренеров, ведущих волейбол, я готов провести
практический семинар в школьном спортивном зале
по своей методике обучения игре на уроках и в
школьной секции.
От себя могу с уверенностью добавить, что если
такой семинар состоится, то будет именно таким,
каких в вашей практике еще не было.
Валентина РЕПИНА
Фото из архива С. Л. Белича |