ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Псковской области
Координацией всей работы в сфере
физической культуры: содержанием физкультурного
образования детей и спортивной работой –
занимается Областной центр внешкольной
спортивной работы (ОЦВСР). О достижениях,
проблемах, ближайших планах рассказывает
директор центра
Николай Михайлович АГАФОНОВ.
Спонсор публикации статьи веревочный парк "Tree to Tree" в Репино. Активный отдых на свежем воздухе для всей семьи и весёлой компании, для детей и взрослых, проведение дня рождения, корпоратива, тимбилдинг. Маршруты на высоте от 1 до 20 метров, трассы для новичков и продвинутых экстремалов, захватывающие прыжки с верёвкой с высоты 20 метров. Надёжная страховка и опытные инструктора, скидка 20% при приобретении индивидуального абонемента на 5 посещений верёвочного парка и скидки для многодетных семей. Узнать подробную информацию о парке, посмотреть фотографии отдыха, цены, контакты и купить билеты Вы можете прямо сейчас по ссылке: treetotree.ru.
Система физического воспитания в
общеобразовательных школах
В настоящее время на территории
Псковской области работают 396
общеобразовательных школ, в которых обучается
72 409 учащихся. Уроки физической культуры
проводят 498 преподавателей (244 – в сельской
местности), 85,1% из них имеют специальное
образование (высшее – 293, среднее – 131).
По оснащенности спортивной базой сеть
образовательных учреждений области
представлена следующими образом:
|
Всего |
|
на селе |
Спортивных залов |
344 |
в т.ч. |
156 |
Плавательных бассейнов (крытых) |
5 |
в т.ч. |
2 |
Обеспеченность
образовательных учреждений спортивными залами
составляет 87%.
Многие общеобразовательные школы
используют для занятий спортивные залы
учреждений дополнительного образования и
предприятий. Необходимо решать вопросы
строительства плавательных бассейнов, хотя бы
небольших, во вновь открываемых школах.
Учителя-предметники при проведении
занятий пользуются следующими учебными
программами по предмету «Физическая культура»:
Программа Министерства образования
РФ 1993 года «Физическое воспитание учащихся 1–11-х
с направленным развитием двигательных
способностей» под редакцией А.П. Матвеева.
Комплексная программа 1996 г. под
редакцией Литвинова.
Комплексная программа 1996 г. под
редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана.
Авторские программы преподавателей
ДЮКФП.
М.Л. Зеленцова, В.П. Зеленцов,
В.П. Копаев. Программа по физической культуре
для учащихся 5–11-х классов с углубленным
изучением предмета, 2002 г.
Во многих образовательных учреждениях
области введен третий дополнительный час по
предмету «физическая культура»: в некоторых –
полностью, в других – частично, в основном за
счет компонента образовательного учреждения, а
также проведения во внеурочное время Дней
здоровья, физкультминуток, игр на больших
переменах, посещения обучающимися занятий в
спортивных секциях, кружках. Наиболее трудно
осуществляется введение третьего часа по
предмету «физическая культура» во II и III ступенях
образования.
Система физического воспитания в
образовательных учреждениях дополнительного
образования
В настоящее время в системе
образования области работают 19 детско-юношеских
клубов физической подготовки (ДЮКФП), 3
детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и 1
СДЮШОР (Пушкиногорский район). В них
культивируется 18 видов спорта и занимаются 13 066
человек, с которыми работают 402 педагога
дополнительного образования и
тренера-преподавателя, из них штатных – 172.
В спортивных школах и клубах
функционируют 20 спортивных залов, 3 плавательных
бассейна, 6 стрелковых тиров, 2 лыжные базы, 1
учебно-тренировочная база, 2 стадиона с
трибунами, 4 футбольных поля, 14 площадок для
других игровых видов спорта.
В настоящее время в 48 сельских школах
работают филиалы районных ДЮКФП, в которых
занимаются 1442 школьника.
В 2005 г. спортивными школами и
клубами были открыты в школах-интернатах и
детских домах области 35 групп оздоровительной
направленности.
В детских садах области насчитывается
55 спортивно-оздоровительных групп (на 12 больше,
чем в 2004–2005 учебном году), занятия в которых
проводят педагоги дополнительного образования и
тренеры-преподаватели ДЮКФП и ДЮСШ.
Планируется создание в Пушкиногорском
районе Образовательного
спортивно-оздоровительного центра (ОСОЦ) путем
интеграции Зарецкой общеобразовательной школы и
СДЮШОР. В этом центре будут обучаться и
тренироваться лучшие спортсмены-самбисты
Пушкиногорского и близлежащих районов.
В планы работы образовательных
объединений спортивной направленности входят
внеучебные (воспитательные) мероприятия,
которые, бесспорно, способствуют развитию
творческих и организаторских способностей
детей, их сплочению (посвящение в учащиеся ДЮСШ и
ДЮКФП, тематические праздники, викторины,
встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и
др.).
Разработаны и реализуются на практике
оригинальные модели воспитательных систем
учреждений дополнительного образования со
спортивной направленностью. Идет постоянный
поиск путей сотрудничества с различными
учреждениями социума.
Спортивно-массовые мероприятия
Основным спортивно-массовым
мероприятием в системе образования в нашей
области является областной спортивный фестиваль
учащихся, который проводится один раз в два года.
В нем принимают участие ученики
общеобразовательных школ и учреждений
начального профессионального образования.
В программу фестиваля включаются
только те виды спорта, в соревнованиях по которым
собираются участвовать не менее половины
районов (для этого за 3–4 месяца до начала
фестиваля в районы направляются соответствующие
запросы, проходит обсуждение на областном совете
директоров ДЮСШ и ДЮКФП). Обязательным видом
программы является олимпиада по предмету
«Физическая культура». С целью пропаганды и
популяризации национальных видов спорта в
программу фестивалей включается лапта.
Кроме того, в фестивальный год в
области проводятся областные первенства среди
учащихся по видам спорта, не вошедшим в программу
фестиваля (5–6 видов спорта).
В год, свободный от фестиваля,
первенства области среди учащихся проводятся
практически по всем видам спорта, культивируемым
в ДЮСШ и ДЮКФП.
Особое внимание уделяется
соревнованиям среди учащихся школ-интернатов и
специальных (коррекционных) школ. Ежегодно
проводится областной турнир по мини-футболу
среди команд школ-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Областной центр внешкольной спортивной работы
совместно с областным военным комиссариатом,
Государственным комитетом Псковской области по
молодежной политике и спорту проводит
военно-спортивную игру на местности «Зарница».
В три этапа ежегодно проводятся
областные финальные соревнования по
легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных»
среди команд общеобразовательных школ.
В Псковской области получает
распространение движение «Специальная
олимпиада России». В рамках этой программы в июне
2000 г. областной центр внешкольной спортивной
работы совместно с Главным управлением общего и
профессионального образования Псковской
области провели первые областные соревнования
среди учащихся специальных (коррекционных) школ
и школ-интернатов VIII вида. Соревнования
проводились по следующим видам: настольный
теннис, полиатлон, «Веселые старты», мини-футбол.
С 2004 г.
физкультурно-оздоровительным отделом
Областного центра внешкольной спортивной работы
проводятся смотры-конкурсы:
на лучшую организацию
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы с детьми, подростками
и молодежью по месту жительства;
на лучшую организацию
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы среди воспитанников
детских домов и учащихся школ-интернатов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Основные идеи развития ОЦВСР
создание оптимальных условий для
целостного развития личности учащихся (данная
цель является приоритетной и предполагает
создание условий для развития
интеллектуального, нравственного, физического,
художественного (творческого), коммуникативного
потенциалов личности, а не только приобретение
профильных знаний, умений);
системность
(спортивно-оздоровительная деятельность в
области, районах должна представлять систему,
которая имеет конкретную цель и задачи,
содержание деятельности, механизмы решения
задач, способы фиксации и коррекции результатов);
научно-методическое сопровождение
(обоснование) деятельности УДО спортивного
профиля, образовательного процесса в них (именно
такой подход способствует осмыслению
педагогической деятельности, вооружает ее
соответствующими технологиями, повышает
эффективность образовательного процесса);
интеграция основного и
дополнительного образования детей
(преемственность и непрерывность
образовательных и учебных программ физического
воспитания, охватывающего все возрастные
ступени; совместное определение
валеологического компонента, межпредметных
связей и др.);
открытость учреждения (дальнейший
поиск целенаправленных форм сотрудничества с
различными образовательными учреждениями,
общественными организациями, социальными
институтами области и города);
создание детской общественной
организации «Олимп» (активизация
социально-значимой деятельности детей, создание
дополнительных условий для развития
организаторских, коммуникативных качеств
личности и др.).
Николай АГАФОНОВ,
директор ОЦВСР
Псков
|