Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2006

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Удивительный мир спорта

Первый спортивный комментатор

к 100-летию со дня рождения

Представьте себе на минуту, что телевидения нет, только радио. И есть футбол далеких 30-х годов, когда стадионы, в полном смысле слова, забивались зрителями. И сообщение о том, что сегодня, 16 июля 1929 г., по радио будет вестись первый в российской и советской истории репортаж о футбольном матче сборных команд Москвы и Украины.

Вадим Святославович Синявский

Вадим Святославович Синявский

А вечером в назначенный час в эфире прозвучали слова: «Внимание! Наш микрофон установлен на стадионе «Динамо». Человеком, который с трепетом в душе и дрожью в голосе произнес их первым, был Вадим Святославович Синявский – первый в нашей истории спортивный радио-, а затем и телекомментатор.

Его рассказы о происходившем на футбольном поле были интереснейшими, он прекрасно знал материал, очень точно подбирал определения и характеристики, обладал импровизацией и юмором. Никакая ситуация не могла застать его врасплох.

В 1939 г. он вел репортаж со стадиона в Сокольниках, забравшись на высокую ель (комментаторской кабины там не было). Привязал микрофон к сучку, на другом уселся сам. В середине первого тайма сорвался с сучка. Микрофон остался наверху. Секунд через десять добрался до него и первое, что сообщил радиослушателям: «Дорогие друзья, не волнуйтесь, мы с вами, кажется, упали с дерева...»

Был еще один курьезный случай. Во время матча на московском стадионе «Динамо» в 1949 г. кто-то выпустил кошку. Трибуны хохочут. Матч остановили. О чем говорить в эфире? Начал рассказывать, как ловят кошку. Продолжалось это минут десять. Наконец Хомич в невообразимом броске поймал перепуганную насмерть кошку. А та, не поняв благих намерений лучшего вратаря страны, укусила его за палец.

С первых дней Великой Отечественной войны Вадим Синявский ушел на фронт военным корреспондентом Всесоюзного радио. В 1941-м он вел репортаж с Малахова кургана. За три минуты до того, как он закончил общаться со слушателями, мина жахнула в тот самый окоп, из которого он вещал. Синявский потерял глаз. Но он вернулся на фронт и вел новые репортажи: с парада на Красной площади 7 ноября 1941 г.; из атакующего танка на Курской дуге, когда машина была уже подбита и горела, но все равно рвалась вперед; из осажденного Сталинграда: он первым сообщил, что город не сдался немецко-фашистским захватчикам, а позже – о пленении Паулюса. Военный корреспондент майор Синявский вел репортаж и с Парада Победы 24 июня 1945 г.

По популярности, особенно в послевоенные годы, Синявский был сравним со «звездами» первой величины: Федотовым, Карцевым, Бобровым, Семичастным. Благодаря его репортажам тысячи людей стали неистовыми приверженцами футбола. Его бархатного, чуть с хрипотцой, голоса ждали так же, как футбольных позывных, как ставшего традиционным футбольного марша, написанного композитором Матвеем Блантером, кстати, по просьбе Синявского.

Но самым памятным и дорогим для Синявского был, безусловно, репортаж из Англии 13 ноября 1945 г. о матче московского «Динамо» с «Челси». Вот как его вспоминал сам комментатор:

– Утром, глянув в окно, я не увидел противоположного дома. А улочка была не больше двадцати метров шириной. Туман... Настоящий, лондонский, чертовски густой. Наши предложили перенести игру на завтра. Но хозяева смеялись: «Деньги в кармане! Все билеты проданы!»

И вот начался матч. До половины поля я видел все хорошо. Но, как только игроки уходили к противоположной трибуне, на глазах у меня они превращались в огромные силуэты. В своих я еще мог разобраться, с англичанами приходилось обращаться вольно.

Первый тайм мы проиграли 2:3. Мне было жарко. Безуспешно стараясь уследить за всеми перипетиями игры, я вконец измучился и, не выдержав, обратился к технику, который меня обслуживал, с просьбой: нельзя ли дать мне длинный шнур к микрофону, чтобы я мог выйти на боковую линию. Все-таки метров тридцать я выигрывал...

В конце второго тайма, когда счет уже стал 4:3 в нашу пользу, новая волна тумана, похожего на сгущенное молоко, навалилась на поле так, что я видел уже не игроков, а неясные тени. Проглядывают правые ворота. Защищает их Алексей Хомич. По фигуре понимаю, что это он. Вижу, идет атака на наши ворота... Удар! И сразу – взрыв аплодисментов после того, как метнулся Хомич. А что произошло – не знаю. То ли Хомич пропустил гол, то ли взял мяч… Чему аплодируют? Пришлось прибегнуть к маленькой уловке: я убираю свой микрофон за спину и, пользуясь тем, что за шумом стадиона не был слышен мой голос, кричу центру защиты – Мише Семичастному, нашему капитану: «Миша! Что???» Он отвечает: «Хома взял!» После чего я эти два слова: «Хома взял!» перевел примерно в такую фразу: «В блестящем броске из правого верхнего угла Алексей Хомич забирает мяч. Ему аплодирует Лондон!»

Но самое интересное выяснилось уже после матча: Хомич действительно взял мяч из правого верхнего угла.

Он один стоял у истоков спортивного репортажа и более 30 лет – у его штурвала. Эти годы спортивные комментаторы так и называют: «Эпоха Синявского».

– Стоило раздаться глуховатому, чуть с хрипотцой голосу Синявского: «Внимание, внимание, говорит Москва!» – вспоминал спортивный комментатор Котэ Махарадзе, – и настроение, как ртуть в термометре, мгновенно взметалось ввысь. И забывали обо всем: о больном зубе, перепалке с женой, неприятностях на работе. Тогда казалось, что никто не сможет сделать так, как он, что это просто уникальный человек.

Я иногда злился, когда Вадим Святославович иронизировал по поводу футболистов, особенно тбилисских. Хотя это была его манера ведения репортажа, отказаться от которой он не мог. Иначе это был бы другой Синявский. Как-то я опоздал ко второму тайму репортажа московской встречи между «Локомотивом» (Москва) и «Динамо» (Тбилиси). Примчался домой, включил радиоприемник – Синявский на «коне». Вовсю расхваливает вратаря динамовцев Владимира Маргания: «Этот парень из Очамчири сегодня показывает чудеса в воротах. Нет, он не прыгает в створе ворот, он летает, спасая тбилисцев от неминуемых бед». Ну, Вадим Святославович, скажи, наконец, какой счет. Думаю, он вполне приемлем для южан. И вдруг слышу спокойный голос Синявского: «Идут последние минуты матча, счет 9:2 (!) в пользу москвичей». Вот так!

Все его репортажи – военные и спортивные – пропитаны волей к победе. Он побеждал вместе с солдатами, футболистами, боксерами, легкоатлетами, потому что был мастером своего дела и оставался настоящим профессионалом несмотря ни на что.

 

 

Рейтинг@Mail.ru