ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Ильдар Касимович ЛАТЫПОВ
Физическая культура в профильном
обучении
Учебный план курса «Физическая
культура в профильном обучении»
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1 Концептуальные
основы профильного обучения в области
физической культуры |
18 |
Лекция № 2
Структура и содержание общего среднего
образования в области физической культуры в
условиях профильного обучения |
19 |
Лекция № 3 Особенности
организации предпрофильной подготовки учащихся
основной школы в условиях введения профильного
обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25
ноября 2006 г.) |
20 |
Лекция № 4 Элективные курсы
в системе предпрофильной подготовки и
профильного обучения в области физической
культуры |
21 |
Лекция № 5 Методика
преподавания основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах
на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25
декабря 2006 г.) |
22 |
Лекция № 6 Методика
преподавания основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах
на профильном уровне |
23 |
Лекция № 7
Спортивно-педагогические классы: планирование и
организация профильного обучения |
24 |
Лекция № 8 Программа
развития средней школы № 1916 г. Москвы по
модели физкультурно-педагогического лицея на
2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в
эксперименте по профильному обучению) |
Итоговая работа (срок
выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из
учебного заведения (актом о внедрении) |
Лекция 2. Структура и
содержание общего среднего образования в
области физической культуры в условиях
профильного обучения
Современные проблемы образования
в области физической культуры
Концепцией модернизации российского
образования на период до 2010 г. определены
ориентиры на создание условий для сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, на увеличение
объема времени, отводимого на занятия физической
культурой.
За последние годы, однако, сложилось
устойчивое отставание сферы физкультурного
образования от других образовательных
направлений. Оно отчетливо проявляется в том
факте, что подрастающее поколение в большинстве
своем сравнительно успешно овладевает научными
и гуманитарными знаниями, осваивает
производственные и информационные технологии и,
в то же время, физически не готово к трудовой и
воинской деятельности, часто не способно
противостоять стрессовым воздействиям социума
на принципах здорового образа жизни. Эти
проблемы стали общенациональными.
Состояние здоровья детей России
вызывает обоснованную тревогу. По данным
специалистов около 90% детей имеют отклонения в
физическом и психическом здоровье; около 30–35%
детей, поступающих в школу, уже имеют хронические
заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз
возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4
раза увеличивается количество нарушений
психического здоровья, в 3 раза увеличивается
число детей с заболеваниями органов пищеварения.
В то же время увеличилось количество
детей, употребляющих наркотики, алкоголь и
пристрастившихся к курению. Около половины из
них имеют хронические заболевания.
Недостаточная двигательная активность ведет к
заболеваниям сердечно-сосудистой и
костно-мышечной систем. Из-за плохого состояния
здоровья около 1 млн. детей школьного возраста
полностью освобождены от занятий физической
культурой. Остро стоит проблема гипотрофии
юношей призывного возраста – до 80% юношей
призывного возраста по медицинским критериям не
готовы к службе в Вооруженных силах.
Очевидно, что такое положение во
многом связано с продуктивностью работы системы
образования в данном направлении. Поэтому
приоритетным направлением модернизации
структуры и содержания общего образования
является повышение эффективности и качества
образовательной области «Физическая культура»,
призванной обеспечить укрепление и сохранение
здоровья школьников.
Особенность профильного обучения в
области физической культуры заключается в том,
что наряду с идеей воспроизводства
физкультурно-педагогических кадров оно решает
задачи рационального сочетания образовательной
и спортивной деятельности в рамках единого
учебно-воспитательного и учебно-тренировочного
процесса; повышения качества образования и
укрепления здоровья школьников средствами
физической культуры и спорта. Достижение этой
цели осуществляется через углубленное изучение
образовательной области «Физическая культура» в
системе общего среднего образования,
индивидуализацию и дифференциацию обучения,
обеспечение преемственности общего и
профессионального образования.
Сегодня можно утверждать, что в
качестве ведущего компонента учебного предмета
«Физическая культура» должны выступать не
только способы деятельности, но и
соответствующие научные знания. Однако в
существующей практике физического воспитания
учащихся в общеобразовательной школе
практически отсутствует формирование знаний в
области физической культуры, что должно бы
составлять фундаментальную основу общего
среднего образования. Отсутствие в учебном
процессе по физической культуре в школе
теоретических занятий в настоящее время не
позволяет в полной мере организовать
преемственность знаний в области физической
культуры в системе многоуровневой подготовки
специалистов.
В Концепции развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на
2006–2015 гг. одной из важных задач, наравне с
формированием, особенно у детей и подростков,
потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом и навыков здорового образа
жизни, стоит повышение образованности в области
физической культуры.
В 1998 г. в общеобразовательных школах
в программу выпускных экзаменов по выбору
впервые был включен экзамен по физической
культуре, предполагающий оценку не только
физической, но и теоретико-методической
подготовленности учащихся.
В 1999–2000 учебном году Министерство
образования РФ впервые включило физическую
культуру в перечень учебных предметов, по
которым проводятся Всероссийские олимпиады
школьников. Одной из задач олимпиады школьников
является определение уровня овладения учащимися
системой знаний в области физической культуры.
Однако, как свидетельствуют
результаты ряда исследований, теоретические
знания учащихся о физической культуре не высоки.
Корень зла – в малоэффективной методике
обучения. В программных документах
рекомендуется обучать школьников теоретическим
знаниям на уроках физической культуры. Однако
эта цель требует к себе более серьезного
отношения: для познания теоретических основ
физической культуры необходимо полноценное
учебное время. Объем теоретических знаний,
который проверяется на экзамене по физической
культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков,
так как основная часть времени не отводится
работе с теоретическими понятиями, а посвящается
другому виду учебной деятельности –
двигательной. Поэтому учителя ограничиваются
сообщением кратких сведений об основных
понятиях физической культуры, зная, что их
усвоение минимально, так как двигательная
деятельность на уроке обязательно преобладает
над полученными знаниями. Это приводит к низкому
уровню знаний школьников в этой области, что
подтверждается рядом социологических
исследований. Лишь 10% учащихся получают знания о
сохранении и укреплении здоровья на уроках
физической культуры; от родителей – чуть более
30%; из популярной литературы – около 45%; от
работников медицины – 13%. К сожалению, и
методическое обеспечение учителей и учащихся по
этому предмету школьной программы
неудовлетворительное.
В связи с этим возникает острая
необходимость формирования у подрастающего
поколения соответствующих знаний. Без понимания
сущности явления не может быть и ценностного
отношения к нему. Отсутствие понимания такого
единства является в настоящее время одной из
причин низкой физкультурной активности
школьников и отсутствия должного ее проявления в
их образе жизни.
Разработанная нами программа «Основы
знаний о физической культуре» для учащихся 1–9-х
классов (в старших классах эта программа
реализуется на профильном уровне на элективных
курсах) устанавливает содержание теоретического
раздела учебного предмета «Физическая культура»
и объем учебного времени на его изучение по
ступеням общего образования. Основное
содержание программы ориентировано, в первую
очередь, на углубленный уровень освоения
предмета «Физическая культура».
Программный материал позволяет
систематизировать и углубить знания учащихся о
физической культуре, наиболее полно
удовлетворить их познавательные и
общекультурные потребности. С этой целью
подробно составлен тематический план изучения
теоретического раздела программы по физической
культуре для 1–4-х и 5–9-х классов.
Цели и задачи начального,
основного и среднего (полного) общего
образования в области физической культуры
Концепция содержания непрерывного
образования отмечает необходимость создания
единых концептуальных подходов к определению
целей, задач и содержания образования на каждой
ступени с учетом их преемственности и
последовательности.
Физическое воспитание учащихся
начальных классов является составной частью в
системе физического воспитания детей школьного
возраста. Обучение строится на основе
дифференциации между классами по условиям
обучения с учетом физического развития и
физической подготовленности учащихся.
Целью общего образования в области
физической культуры на первой ступени обучения
является физическое развитие личности
обучающихся, укрепление их здоровья,
формирование потребностей обучающихся в
регулярных занятиях физической культурой и
спортом.
В качестве основных задач по
реализации данной цели выступают:
освоение учащимися доступных им
знаний в области физической культуры;
формирование жизненно важных
двигательных умений и навыков, закрепление и
совершенствование их в процессе учебной
деятельности; освоение доступных форм техники
физических упражнений и отдельных видов спорта;
содействие гармоничному
формированию растущего организма, укреплению
здоровья, всестороннему развитию двигательных
способностей;
разносторонняя физическая
подготовка детей и формирование стойкого
интереса к занятиям физической культурой;
формирование моральных и волевых
качеств, привитие навыков культурного поведения.
Формирование элементарных знаний о
физической культуре у учащихся начальных
классов – непременное условие сознательного
овладения двигательными умениями и навыками.
Практика свидетельствует, что чем
больше у детей знаний о физической культуре, чем
больше развивается у них мыслительный компонент
двигательной деятельности, тем выше результаты в
освоении умений и навыков, воспитании
двигательных способностей, формировании
интереса к занятиям физической культурой и
спортом, а также потребности в них.
Но формирование знаний о физической
культуре не ограничивается только
теоретическими уроками. На практических
занятиях в ходе обучения, например,
гимнастическим, легкоатлетическим и другим
упражнениям учитель должен сообщать учащимся
сведения о возникновении, сущности, особенностях
влияния на организм физических упражнений и т.д.
Важной составляющей практической
части нашей программы являются разделы
«Двигательные умения и навыки» и «Воспитание
двигательных способностей».
Младший школьный возраст –
благоприятный период для воспитания
двигательных способностей и повышения
функциональных возможностей организма детей.
Это, прежде всего, относится к режиму
двигательной активности младших школьников –
сенситивных к физическим нагрузкам. В этом
возрасте рациональный двигательный режим
является самым продуктивным по накапливанию
детским организмом функциональных резервов,
необходимых ему для устойчивости к большим
учебным нагрузкам в старшем возрасте.
Раздел «Воспитание двигательных
способностей» предполагает физическое развитие
учащихся и повышение функциональных
возможностей организма. Воспитание двигательных
способностей в младшем школьном возрасте
обеспечивается подбором физических упражнений и
особенностью методики урока физической культуры
в начальных классах. Двигательные способности
учащихся совершенствуются в процессе обучения
движениям. Важнейшими требованиями к методике
воспитания двигательных способностей в период
возрастного становления организма являются:
всесторонность воздействий, соразмерность
нагрузок и функциональность возможностей
растущего организма, соответствие
воздействующих факторов особенностям этапов
возрастного развития детей младшего школьного
возраста.
Ниже приводим примерное распределение
учебного времени (сетка часов) для 1–4-х классов с
углубленным и расширенным содержанием
образования по предмету «Физическая культура».
Программный
материал |
Количество часов в
год по классам |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1. Основы знаний
2. Двигательные умения и навыки:
2.1. Гимнастические упражнения
2.2. Легкоатлетические упражнения
2.3. Подвижные игры с элементами спортивных игр
2.4. Плавание
2.5. Лыжная подготовка |
6
34
32
44
–
16 |
8
34
34
36
34
24 |
10
34
34
34
34
24 |
10
34
34
34
34
24 |
Всего часов: |
132 |
170 |
170 |
170 |
Обучение на второй ступени
общего образования осуществляется на основе
обеспечения преемственности с начальной школой
и учета специфики и различий в образовании на
основной ступени в целях реализации возрастных
особенностей, индивидуальных потребностей и
интересов обучающихся.
Целью общего образования в области
физической культуры на второй ступени обучения
является всестороннее развитие способностей и
склонностей каждого обучающегося, повышение
уровня физической подготовленности и спортивных
результатов с учетом индивидуальных
особенностей, формирование
ценностно-ориентированного отношения к
физической культуре и спорту, внедрение
спортивного стиля жизни.
Реализация данной цели предполагает
решение следующих задач:
освоение комплекса
систематизированных знаний по истории
физической культуры, о функциональной
направленности занятий физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, развития
двигательных способностей, повышения
спортивного мастерства; о роли и значении
занятий физической культурой и спортом в
подготовке к профессиональной деятельности и в
формировании здорового образа жизни;
укрепление здоровья и разностороннее
физическое развитие подростков средствами
базовых видов спорта;
повышение общей и специальной
физической подготовленности, развитие
индивидуальных двигательных способностей с
целью достижения спортивных успехов в
соответствии с возрастом и полом;
создание прочного фундамента
технической подготовленности, соответствующей
специфике избранного вида спорта, и постепенный
переход к целенаправленной подготовке в
избранном виде спорта;
формирование устойчивого интереса к
целенаправленной спортивной тренировке и
овладение навыками соревновательной
деятельности по одному из базовых видов спорта;
ознакомление с основными видами
деятельности учителя физической культуры и
тренера по виду спорта, с особенностями
организации и проведения занятий физическими
упражнениями и спортивных соревнований с
учащимися разных возрастных групп.
Педагогическая технология
реализации образовательной программы по
физической культуре
В младшем школьном возрасте благодаря
активному развитию функций двигательного
анализатора учащиеся легко осваивают и
совершенствуют разнообразные формы движений.
Для них обучение новым движениям с воспитанием
координационных способностей становится
привлекательным и доступным. В то же время
учащиеся младших классов трудно выполняют
отдельные задания, плохо переносят однообразные
упражнения и фиксацию отдельных частей тела в
различных положениях, быстро утомляются. Их
привлекают те упражнения, которые они могут
быстро освоить. Поэтому, выбирая тот или иной
метод обучения, необходимо учитывать возрастные
особенности и двигательный опыт учащихся.
При обучении детей движениям
необходимо учитывать внешние «регуляторы» и
«ограничители» параметров движения, по которым
они могут почувствовать, правильно ли
выполняется движение. Чаще используется метод
целостного выполнения упражнения, при этом
действия вначале упрощают за счет
второстепенных элементов и облегчают путем
замедленного выполнения, использования
вспомогательных снарядов, ориентиров,
физической помощи и т.д. Большое внимание
уделяется применению игровой формы выполнения
задания, которая помогает легко выполнить
упражнение, удерживает интерес учащихся при
многократном выполнении упражнения, особенно
при совершенствовании движения и использования
его для воспитания двигательных способностей.
В целях педагогического контроля за
развитием физических качеств детей следует два
раза в год проводить проверки уровня физической
подготовленности учащихся по следующим видам
контрольных упражнений: бег на 30 м с высокого
старта; прыжок в длину с места; челночный бег
3ґ10 м; наклон вперед из исходного положения,
сидя на полу; подтягивание на высокой
перекладине из виса (мальчики) и подтягивание на
низкой перекладине из исходного положения «вис
лежа» (девочки); 6-минутный бег.
Такие проверки лучше проводить в
начале (сентябрь) и в конце учебного года (май).
Сопоставление показателей контрольных
упражнений дает возможность вести
систематический контроль уровня физической
подготовленности учащихся.
В режиме учебного дня не следует
ограничиваться только уроками физической
культуры. Перед началом уроков надо проводить
гимнастику до занятий, на уроках по
общеобразовательным предметам – физкультурные
минутки. На больших переменах необходимо
организовывать игры и спортивные развлечения,
лучше всего на открытом воздухе. Необходимо
также максимально активизировать занятия
школьников во всех других формах системы
физического воспитания: в спортивных секциях,
группах ОФП, группах начальной подготовки ДЮКФП,
ДЮСШ и т.д. Они должны способствовать приобщению
учащихся к регулярным занятиям физической
культурой и спортом.
Обучение на второй ступени общего
образования строится на основе внутренней
дифференциации по условиям обучения и
образовательным целям с учетом спортивных
интересов учащихся. В этих классах кроме
классно-урочной системы обучения вводится
групповая система (комплектование
учебно-тренировочных групп по уровню физической
подготовленности и спортивным интересам
учащихся).
Наша программа разработана на основе
Государственного стандарта общего образования
по физической культуре и в соответствии с
требованиями, определенными Положением о
средней общеобразовательной школе с углубленным
изучением отдельных предметов в г. Москве. При
составлении программы учитывались также
содержание существующих программ по физической
культуре для учащихся 1–9-х классов и результаты
педагогических исследований в области
физической культуры.
Программа для учащихся 5–9-х классов
рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю).
Содержание программного материала состоит из
теоретического раздела «Основы знаний о
физической культуре», методической практики по
базовым видам двигательной деятельности и основ
избранного вида спорта.
Освоение теоретико-методического
раздела программы предусматривает 1 час в неделю
на теоретические уроки в классе, еще один урок
носит методический характер и проводится в
практической форме. На этих уроках учащиеся
осваивают методические знания, а также начальные
педагогические умения в учебно-воспитательных
целях, используемые для этого средства и методы,
принципы построения занятий и управления их
эффектом.
Выделение методических уроков как
относительно самостоятельных форм
педагогического процесса продиктовано
необходимостью усиления общеобразовательной и
методической направленности физической
культуры как учебного предмета, формирования у
школьников начальных педагогических умений и
навыков.
Важной составляющей практической
части нашей программы служит раздел «Основы
избранного вида спорта». В этом разделе
представлен учебный материал по общей и
специальной физической подготовке, технической
подготовке, а также инструкторской и судейской
практике в избранном виде спорта.
Общая и специальная физическая
подготовка нацелена на расширение
функциональных возможностей организма
школьника, повышение адаптивных свойств
занимающихся. Это достигается преимущественно
через направленный процесс воспитания
двигательных способностей учащихся: силовых,
скоростных, выносливости, гибкости и
координационных, обеспечивающих успешное
овладение избранным видом спорта.
Воспитание двигательных способностей
учащихся осуществляется в форме обязательных
учебно-тренировочных занятий по избранному виду
спорта, проводимых за пределами академического
расписания, что позволяет оказывать
систематическое воздействие на развитие
физических качеств школьников на протяжении
всего учебного года.
Учебно-тренировочные группы создаются
на основе учета способностей каждого ученика и
общности интересов к конкретным видам
физкультурно-спортивной деятельности. Для этого
можно использовать различные организационные
формы: объединить учащихся разного возраста и
параллельных классов, проводить занятия
отдельно среди мальчиков и девочек, а также
выносить уроки за пределы академического
расписания и проводить во второй половине дня в
форме обязательных учебно-тренировочных
занятий. Таким образом учебно-тренировочные
занятия по видам спорта можно с успехом сочетать
с теоретико-методическими уроками в рамках
школьного расписания.
В процессе учебно-тренировочных
занятий учитель должен определить
предрасположенность ученика к определенным
видам спорта и содействовать началу занятий
спортом.
Предлагаемая нами программа
характеризуется:
– направленностью учебного
предмета на формирование научного мировоззрения
в области физической культуры;
– углубленной подготовкой школьников по
одному из видов спорта;
– сочетанием учебно-тренировочных занятий с
теоретико-методическими уроками;
– повышением адаптационных и функциональных
возможностей школьников за счет повышенного
объема двигательной активности;
– формированием у школьников умений и навыков
педагогической деятельности учителя физической
культуры и тренера по виду спорта.
Программный материал позволяет
систематизировать и углубить знания учащихся о
физической культуре, освоить практические
умения и навыки по укреплению здоровья,
повышению работоспособности, физическому и
спортивному совершенствованию, организации
здорового образа жизни.
Примерное распределение учебного
времени (сетка часов) для 5–9-х классов
Примерное тематическое планирование
теоретического раздела программы для 5-го класса
Старшая ступень общего образования
является тем важнейшим звеном в системе
непрерывного физкультурно-педагогического
образования, которое связывает, с одной стороны,
основную школу, с другой, – профильную и
профессиональное образование.
Общее среднее (полное) образование
обучающихся в области физической культуры в
10–11-х классах направлено на достижение
следующих целей:
формирование стойкого интереса к
профессиональной деятельности специалиста по
физической культуре, ознакомление с основными
формами и видами его педагогической
деятельности;
освоение основ теории и методики
обучения двигательным действиям и развития
физических качеств, формирование начальных
педагогических умений и навыков;
закрепление навыков организации и
проведения самостоятельных занятий по развитию
основных двигательных способностей и
совершенствованию техники двигательных
действий;
повышение уровня индивидуальной
физической, технической подготовленности и
спортивных результатов в избранном виде спорта;
воспитание личностно-значимых
качеств социальной адаптации, культуры
поведения в коллективном общении и
взаимодействии; умения адекватно оценивать
индивидуальные возможности и способности в
сфере физической культуры и спорта.
По сути, таким образом, на базе
образовательной области «Физическая культура»
создается единая, целостная система
физкультурного образования школьников.
Использование этой возможности позволяет,
помимо двух учебных часов, отводимых базисным
учебным планом, увеличить объем до 6 часов в
неделю и тем самым обеспечить условия для
сохранения и укрепления здоровья учащихся,
активного вовлечения их в разнообразные формы
занятий физическими упражнениями и спортом.
Такой подход значительно меняет
взгляд и на проблему преемственности общего и
профессионального образования, открывает новые
аспекты и направления ее разрешения. В частности,
во многом сближаются цели общего и
профессионального образования в области
физической культуры.
Рабочий учебный план школы для
профильных спортивно-педагогических классов
Непрерывность и преемственность
образования в области физической культуры в
условиях профильного обучения
Контрольные вопросы
1. Почему «Физическая культура» стала
приоритетным направлением модернизации
структуры и содержания общего образования?
2. Зачем необходимо введение
теоретического раздела предмета «Физическая
культура»?
3. Сформулируйте цель общего
образования в области «Физическая культура» на
разных ступенях школьного цикла.
Рекомендуемая литература
1. Бальсевич В.К. Физическая
культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура
и спорт, 1988.
2. Максименко А.М. Основы теории и
методики физической культуры: Учеб. пособие для
студентов вузов. – Изд. 2-е, исправленное и доп. –
М., 2001.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика
физической культуры: Введение в предмет: Учеб.
для высших спец. физк. учеб. завед. – 3-е изд. –
СПб.: Лань, 2003.
5. Настольная книга учителя
физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана;
Авт.-сост. Г.И. Погадаев; предисл. В.В. Кузина, Н.Д.
Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
6. Платонов В.Н., Сахновский К.П.
Подготовка юного спортсмена. – К.: Рад. шк., 1988. |