ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Воспитание физической культурой
Легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры, лыжная подготовка... Программу по
физкультуре учителя знают отлично, по ней они
пишут годовое планирование и отчитываются о
проведенных занятиях. Но в программе ничего не
говорится о том, что дети растут в нищих семьях,
что их родители часто ведут аморальный образ
жизни. Никого, к сожалению, не удивишь в нашей
стране пьянством и безработицей взрослых. Дети
из неблагополучных семей редко бывают
интеллектуалами и отличниками – они просто дети,
которые хотят радоваться жизни, быть здоровыми,
счастливыми, их редко прельщают уравнения и
чистописание, физика и иностранные языки. Они
познают мир не через книги, а через реальную
жизнь, деятельность, движение, работу. Таких
ребят большинство, и они, как и «хорошие» ученики,
хотят чувствовать себя талантливыми, нужными,
чтобы их хвалили и ими гордились. Именно они и
составляют большую часть воспитанников
спортивных секций в школах, в ДЮКФП, в ДЮК. Эти
ребята идут туда, чтобы поверить в себя, идут за
помощью и поддержкой. Занимаясь спортом, они
расцветают – таких историй много у каждого
учителя. Эта статья о том, как работают с самыми
сложными – самыми обычными ребятами в Псковской
области.
Как дела дома?
Елена Николаевна преподает
физкультуру в Черневской средней школе (Гдовский
район Псковской области) уже 10 лет. Директор
школы Николай Николаевич Болушев когда-то (в
другой жизни?) был тренером Натальи Николаевны,
потом они поженились, стали работать вместе,
плечо к плечу, в обычной общеобразовательной
школе, маленькой – всего 75 детей. При школе –
интернат для тех, кто живет в таких удаленных
местах, что добираться до учебного заведения
каждый день просто невозможно. Государственная и
семейная школа одновременно.
Учителя гордятся своим спортивным
залом – действительно, такое оснащение имеет не
каждая городская школа. Почти все сделано своими
руками, прекрасно оборудовано. Сначала строили,
потом показывали начальству и возможным
спонсорам, получали поддержку, как
заинтересованные и увлеченные люди снова
вкладывали все силы в строительство... Обычная
для России схема, на основании которой министр
образования и науки Андрей Фурсенко недавно
сказал: «Кто хочет – тот делает, кто не хочет –
находит отговорки». Каждый, кто пробовал именно
так обустроить свою школу или свой спортивный
зал, знает, сколько сил и жертв требует такая
работа.
Есть спортзал, спортивная площадка,
футбольное поле. По вечерам спортзал открыт для
местного населения: 10 рублей за час тренировки.
Дешево? Скорее – бесплатно, но это важно: так
взрослые начинают заниматься спортом, вести
здоровый образ жизни, ведь денег в деревнях ни у
кого нет.
Елена Болушева
Недолгая беседа с Еленой и Николаем
Болушевыми заставила меня по-новому посмотреть
на смысл школьного предмета «физическая
культура». В небольших сельских школах это
единственная и, порой, последняя возможность для
детей приобщиться к обычному, нормальному,
культурному образу жизни.
Рядом со спортивным залом – несколько
подсобных помещений. В одной комнате –
инвентарь, в другой – небольшая библиотека (с
книгами по психологии и различным видам
физической подготовки), в третьей – школьный
мемориал, посвященный роте десантников, погибших
при выполнении задания в Чечне. Все рядом, все
важно. Мальчишки и девчонки в спортивном зале не
только бегают и прыгают, они учатся понимать
себя, других, учатся думать, верить, помнить,
мечтать.
– На каждом уроке физкультуры я
обязательно посвящаю некоторое время беседе с
ребятами, – объясняет Елена Болушева, – без
этого нам нельзя. Почему? Как вы думаете, если
ребенок сутки ничего не ел, я могу дать ему
физическую нагрузку?
На уроки часто приходят голодные,
невыспавшиеся ребята, часто – с
психологическими травмами. Программа – это,
конечно, важно, но как ее проходить, если у
ребенка совершенно другие, часто совсем не
детские проблемы? Именно первый разговор
помогает снять стресс, понять, кому нужна
поддержка, кому – помощь, определить величину
возможной физической нагрузки для каждого
ученика. А после урока – разговор с родителями
ребят, у которых были проблемы.
В классах – по три, по пять человек.
Елена Николаевна организует уроки таким образом,
чтобы они были связаны с реальной жизнью.
Развивает речь (мяч, например, ведут под
присказку-считалку), учит наблюдать (что сегодня
на улице видели?), фантазировать в движении (а
можете изобразить, как деревья под ветром гнутся
или как птица летит?), просит подумать, где может
пригодиться тот или иной двигательный навык (для
чего сила нужна, в каких ситуациях важно уметь
быстро бегать?).
– Раньше я работала в Эстонии, в
классе было 38, а иногда – 42 человека, – продолжает
рассказ учитель. – С ребятами можно было игру
организовать, разнообразить работу. Для меня три
человека в классе – просто ужасно, поэтому я
часто объединяю детей из разных возрастных
групп. Часто старшие ребята работают с
маленькими. Например, в начале каждого урока все
обязательно выполняют ряд упражнений на осанку.
На первых уроках упражнения показываю я, потом –
они друг другу, а могут – старшие младшим. Иногда
притворяюсь, мол, плохо себя чувствую, и прошу
провести за себя урок или разминку. При этом мои
ученики учатся не только подчиняться, но и
принимать решение, они начинают понимать смысл
физических упражнений. Кто-нибудь обязательно
придет на помощь: так и начинают обучать друг
друга. При этом дети несут ответственность за то,
что делают. Я, конечно, им помогаю подготовиться,
например, продумать, чтобы все было соблюдено по
технике безопасности. Иногда подготовительную
часть урока готовит один ребенок, основную –
другой, заключительную – третий. Для этого они
должны объединиться, обсудить все друг с другом.
Так мои ученики понимают, зачем нужно проводить
правильную разминку, познают законы развития
организма.
Ребята, помогите!
Наталья Николаевна Дьяконова,
директор псковской школы № 23, гордится своим
коллективом. Ее энергия, наверное, завораживает
не только коллег, но и ребят. Спортивная площадка
отличная, зимой обязательно заливают каток;
рядом со спортивным залом функционирует душевая
– для учеников средней и старшей школы; в
тренажерном кабинете занимаются все желающие;
все ученики школы обязательно посещают бассейн.
Спрашиваю, почему же спортивную площадку не
разрушают местные хулиганы, ведь сторожа нет, а
стайки таких мальчишек есть везде.
Наталья Дьяконова
– Все очень просто. Если ты не
можешь предотвратить безобразие, ты его должен
возглавить. Поэтому я дружу со всеми местными
хулиганами. И каток, и хорошая спортивная
площадка, и тренажерный зал существуют не только
для тех, кто сегодня учится в школе. Их могут
посещать и другие. Ребята, о которых вы говорите,
мне помогают – они никому не позволят разгромить
каток, который сами же и заливали. Я им сразу
сказала, что надеюсь на их помощь, и, как видите,
оказалась права.
Люди берегут только то, что считают
своим. Вопрос в том, как сделать так, чтобы и
спортивный инвентарь, и околошкольное
пространство молодые люди считали своим, а не
учительским или директорским. Это по силам
только тем взрослым, которые умеют сотрудничать
с молодыми людьми, вместо того, чтобы командовать
ими.
Объединение
Юрий Наумов
Во многих регионах существует
разделение: физическую культуру в
общеобразовательных школах курируют
представители департамента образования, а все
спортивные учреждения – местные спорткомитеты.
В Псковской области такого разделения нет. Более
того, все спортивные школы, включая школу
олимпийского резерва, работают вместе с
общеобразовательными. В Пушкиногорской СДЮШОР
разработана программа по популяризации
физической культуры и спорта среди молодежи. В
рамках этой программы большую часть третьих
уроков физкультуры в местной
общеобразовательной школе ведут тренеры СДЮШОР.
Ее директор, Юрий Николаевич Наумов,
рассказывает:
– Можно вводить хоть пять уроков
физкультуры, но если при этом не изменяется
содержание работы на уроках, останется
неизменным и отношение ребят к этому предмету и,
как следствие, к физической культуре в целом.
Когда уроки проводят профессиональные тренеры,
они организуют тренировочный процесс, больше
внимания уделяют постановке конкретной цели и
обязательному ее достижению. Конечно, работа
идет не на освоение элементов отдельных видов
спорта, а на ОФП, чаще всего – в игровой форме.
Дети любят делать, а не слушать, что нужно
сделать.
Эту программу мы надеемся
опубликовать в ближайшее время, после завершения
ее разработки.
Благодарность
Директор Печорского ДЮКФ
Наталья Гавриловна Коханова встретила нас
вместе со своим главным заместителем по
учебно-воспитательной работе – Галиной
Леоновной Александровой. Воспитательная работа,
по единогласному мнению всех сотрудников клуба,
должна быть главной.
В Печорском ДЮКФП много традиций. Начало
учебного года совпадает с выпускным вечером. 1
июня провожают старших, тех, кто заканчивает 11-й
класс, и формируют новые команды. Начинается
работа в летнем спортивно-оздоровительном
лагере: утром и днем – тренировки, вечером и в
свободное время – увлекательные праздники и
соревнования в разновозрастных группах.
Фантазии тренеров и воспитателей могли бы
позавидовать даже выдумщики-вожатые знаменитого
пионерского лагеря «Орленок». В ДЮКФП ребята не
просто тренируются, там они приобщаются к
Культуре.
И прекрасно понимают это. В больших городах
молодожены едут поклониться к памятнику Павшим
или к Вечному огню. В Печорах, если женятся бывшие
спортсмены, они обязательно приезжают к своим
тренерам: поделиться счастьем, выразить свою
благодарность.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Псковская обл.
|