ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Мы представляем вашему вниманию методические
разработки директора Детского
оздоровительно-образовательного центра
г. Опочки Псковской области, который по праву
можно назвать одним из лучших подобных центров в
России. Созданные там образовательные программы
с успехом прошли апробацию в ДЮКФП и хорошо себя
зарекомендовали.
Директор клуба, Николай Адамович КАБАНОВИЧ, –
лауреат Всероссийского конкурса педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю
детям» в номинации «физкультурно-спортивная
работа» и Всероссийского конкурса среди
тренеров-преподавателей и педагогов
дополнительного образования учреждений
физкультурно-спортивной направленности,
дипломант IV Всероссийского конкурса авторских
программ (им была представлена программа
«Физическое воспитание учащихся 1–9-х классов»).
Центр, который возглавляет Николай Адамович,
занял второе место на II Всероссийском конкурсе
учреждений дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности в 2004
году.
Люди, работающие в ДООЦ, уверены, что
учреждения дополнительного образования должны
строить свою работу так, чтобы привлечь для
занятий физической культурой и спортом на своей
базе всех детей, а не только самых спортивных.
Если все учебно-тренировочные занятия будут
проводиться интересно, если на каждом занятии
будут присутствовать элементы воспитания,
ребята захотят приходить на тренировки, и спорт
станет важной частью их жизни: «Спортивный
результат для нашего клуба не главное. Гораздо
важнее воспитать наших учащихся трудолюбивыми,
честными людьми, готовыми к преодолению
трудностей в жизни, укрепить их здоровье».
В рубрике «Методика. Дополнительное
образование» вы сможете познакомиться с
авторскими разработками Николая Кабановича и
его коллег: с образовательной программой «Горный
бег», с концепцией воспитательной системы и
некоторыми ее результатами, с методикой
проведения соревнований.
Читатель может спросить: почему все материалы
взяты только из одного района Псковской области,
точнее – из одного образовательного центра?
Вопрос закономерен. Мы много думали, стоит ли
подробно представлять одно место или для
читателей будет интереснее узнать о разных
школах понемногу. И решили остановиться на
данном варианте. Дело в том, что он очень хорошо
демонстрирует главную особенность
образовательной системы в сфере физической
культуры в Псковской области: кооперацию и
сотрудничество между школами всех уровней,
начиная от общеобразовательных, заканчивая
спортивной школой олимпийского резерва. Кроме
того, все разработки очень практичны и,
бесспорно, могут пригодиться в работе каждому
учителю физической культуры или тренеру.
Горный бег
Образовательная программа для ДЮКФП и
ДЮСШ
Легкая атлетика – один из
популярнейших и базовых видов спорта среди
молодежи, который не требует особых затрат на
проведение учебно-тренировочных занятий и
экипировку занимающихся. Легкая атлетика, в то же
время, как ни один другой вид спорта,
положительно влияет на развитие мышечной,
дыхательной, нервной систем организма, а также на
развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия,
упорства в достижении цели, укрепления чувства
товарищества и коллективизма. В 1996 г. в России,
в Санкт-Петербурге, впервые появилось новое
направление легкой атлетики – горный бег.
Это очень зрелищный, динамичный вид спорта,
который требует от спортсменов высокой
концентрации внимания, хорошей силовой
подготовки, отличной координации движений,
быстрого переключения с одного стиля бега на
другой.
Трасса, проложенная по крутым горным
подъемам и спускам, привлекает детей, дает
возможность испытать себя в более жестких
условиях борьбы, проверить себя на выносливость,
силу, терпение. Слабым духом нет места в горном
беге.
Необычность и новизна в проведении
учебно-тренировочных занятий позволяют привлечь
к тренировкам «трудных» детей: именно такие
учащиеся, как правило, показывают наиболее
высокие результаты.
Горный бег получает в России все
большую популярность, но, к сожалению,
учебно-тренировочных и образовательных программ
по данному вида спорта нет. В предлагаемой
программе собран, классифицирован и
систематизирован материал работы тренеров из
центров подготовки бегунов-горников городов
Ярославля, Череповца, а также Подольска и других
городов Московской области. В программе
проанализированы и приспособлены к местным
условиям методики подготовки бегунов Австралии,
Италии.
Программа предусматривает
постепенное развитие физических качеств с
учетом сенситивных периодов развития детей и
индивидуализации педагогического процесса.
В соответствии с планом
учебно-тренировочного процесса в ДЮКФП и ДЮСШ по
годам обучения определяется следующая учебная
нагрузка:
1-й год обучения
Теоретическая подготовка
История развития горного бега в
России.
Влияние спорта на развитие и
поведение человека.
Техника безопасности при проведении
учебно-тренировочных занятий.
Здоровый образ жизни, его влияние на
здоровье человека.
Основной задачей первого года
обучения является приобщение к ежедневным
физическим нагрузкам, соответствующим возрасту
занимающихся. Формирование интереса к
тренировкам, умеренная нагрузка, индивидуальное
определение физического развития занимающихся
– первостепенные задачи педагога.
В первый год обучения групп начальной
подготовки основная работа направлена на
пропорциональное развитие организма будущего
легкоатлета. По окончании первого года обучения
вырисовывается индивидуальный портрет юного
спортсмена, с сильными и слабыми сторонами его
физического развития.
Для решения поставленных задач
используются:
медленный групповой бег (на природе –
стадион, парк, городской вал, лес);
спортивные игры: футбол, регби,
баскетбол;
подвижные игры: «Казаки-разбойники»,
эстафеты, «Веселые старты», «Народный мяч» и др.).
походы по памятным местам района
продолжительностью до 2-х часов;
ходьба по горкам в лесу и в парке;
выполнение круговой тренировки на
свежем воздухе;
развитие силовых качеств на
тренажерах;
зимой – катание на лыжах, катание на
санках с горок с обязательным преодолением горок
шагом.
Специальная физическая подготовка
В первый год работы групп начальной
подготовки специальная физическая подготовка
включает в себя ознакомление с основами
правильного выполнения физических упражнений,
основные элементы бега. Особое внимание
обращается на свободное, естественное
выполнение беговых упражнений, индивидуально
подходящее для каждого обучающегося.
Спортивная техника – органически
взаимосвязанные кинематические и динамические
характеристики движений и действий спортсмена,
учитывающие индивидуальные особенности
физического развития каждого в отдельности.
На ознакомление с техникой бега
отводится 10 часов. Основной задачей является
обучение правильной постановке стопы, свободной,
ненапряженной работе рук и правильному дыханию.
Для этого используются медленные пробежки на
1–2 км, работа рук на месте, имитация выноса
бедра и постановки стопы с различной
интенсивностью выполнения.
В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается
интенсивный рост темпа движений. В этот период
целесообразно обратить внимание на развитие
быстроты выполнения движений через подвижные
игры, эстафеты, бег на 20–30 м, прыжки через
скакалку, прыжки в мешках, через небольшие
канавы, препятствия.
Гибкость и подвижность в суставах
достигаются через выполнение физических
упражнений на гимнастической стенке, растяжек,
ОРУ, махов, полушпагатов и шпагатов.
Соревнования проводятся в группе в
виде эстафет, спринта на 30–60 м, многоборье
(прыжки в длину с места, прыжки на 10–15 м в
мешках, метание дротиков, метание поролоновых
мячей, броски набивного мяча весом до 1 кг и
т. д.).
Главная цель соревнований –
приобретение соревновательного опыта в группах,
умения бороться и проигрывать более сильным
соперникам.
2-й год обучения
Второй год обучения рассчитан на 36
недель с годовой нагрузкой в 216 часов и
четырехразовыми учебно-тренировочными
занятиями.
Теоретическая подготовка
История развития легкой атлетики.
Основы личной и общественной гигиены
в режиме спортивных занятий.
Характеристика основных движений
человека.
Техника безопасности во время
тренировок.
Закаливание организма, его значение в
укреплении здоровья человека.
Дневник самоконтроля юного
спортсмена.
Общая физическая подготовка
Основной задачей второго года
обучения групп начальной подготовки является
индивидуальная работа по устранению недостатков
в физическом развитии ребенка, дальнейшее
укрепление и закаливание организма детей,
укрепление интереса к занятиям легкой атлетикой,
повышение уровня работоспособности организма в
условиях наступающей усталости.
Для решения данной задачи
используются физические упражнения различной
интенсивности, проводимые на свежем воздухе, в
лесу, парке или на берегу реки: походы с
преодолением естественных препятствий, прогулки
в лес, на горки, игры на горах, подвижные и
спортивные игры на свежем воздухе, эстафеты,
купания, лыжные прогулки и другие виды
физической нагрузки, связанные с длительным и
непрерывным выполнением работы в спокойном
режиме.
Специальная подготовка
Техническая подготовка включает в
себя изучение и доведение до автоматизма
выполнения простых беговых движений (постановки
стопы, захлеста голени назад, работы рук) в
различных условиях тренировки и с различной
интенсивностью выполнения, а также – положения
туловища во время бега, дыхания при спокойном
ритме бега. Для этого используют пробегание
дистанции в медленном непрерывном темпе до
15–20 мин. с сохранением изученных ранее
движений, сбегание с горки под уклон 5–6°,
имитацию работы рук на месте с различной
интенсивностью.
Общая выносливость развивается
при непрерывном выполнении упражнений в
спокойном темпе длительностью 25–30 мин.:
медленный бег, походы, круговая тренировка,
преодоление горок шагом, преодоление
препятствий в лесу, в парке, на стадионе.
Быстрота и скорость лучше
развиваются в игровом варианте проведения
тренировки в виде эстафет, соревнований в парах и
тройках. Имитация движений на месте в быстром и
максимальном темпе в течение 5–10 сек. дает
наибольший эффект в достижении поставленных
задач. Бег из различных положений на 10–15 м
хорошо развивает быстроту реакции на команды.
Гибкость и подвижность в суставах
развивается через выполнение ОРУ на гибкость,
растяжки, статические упражнения, шпагаты,
полушпагаты, упражнения на гимнастической
стенке, упражнения в парах.
Силовая подготовка способствует
преодолению усталости при выполнении физических
упражнений. Силовая подготовка в первую очередь
направлена на укрепление определенных групп
мышц, поддерживающих свободный бег, повышающих
общую силу занимающихся и развивающих силовую
выносливость. Для этого используют отжимания от
пола, подтягивания на высокой перекладине, а
также упражнения на развитие мышц брюшного
пресса, спины, плечевого пояса, выполняемые на
тренажерах, и жим штанги лежа.
Соревнования
Соревнования проводятся в группе в
основном для приобретения соревновательного
опыта, умения правильно бежать определенные
дистанции, повышать свои спортивные результаты
на дистанциях до 500 м (девочки) и до 1000 м
(мальчики). Это могут быть эстафеты, «Веселые
старты», нестандартные многоборья, спринт,
прыжки, метания. Кроме того, занимающиеся
участвуют в клубных соревнованиях по кроссу.
|