ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Мы представляем вашему вниманию методические
разработки директора Детского
оздоровительно-образовательного центра
г. Опочки Псковской области, который по праву
можно назвать одним из лучших подобных центров в
России. Созданные там образовательные программы
с успехом прошли апробацию в ДЮКФП и хорошо себя
зарекомендовали.
Директор клуба, Николай Адамович КАБАНОВИЧ, –
лауреат Всероссийского конкурса педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю
детям» в номинации «физкультурно-спортивная
работа» и Всероссийского конкурса среди
тренеров-преподавателей и педагогов
дополнительного образования учреждений
физкультурно-спортивной направленности,
дипломант IV Всероссийского конкурса авторских
программ (им была представлена программа
«Физическое воспитание учащихся 1–9-х классов»).
Центр, который возглавляет Николай Адамович,
занял второе место на II Всероссийском конкурсе
учреждений дополнительного образования детей
физкультурно-спортивной направленности в 2004
году.
Люди, работающие в ДООЦ, уверены, что
учреждения дополнительного образования должны
строить свою работу так, чтобы привлечь для
занятий физической культурой и спортом на своей
базе всех детей, а не только самых спортивных.
Если все учебно-тренировочные занятия будут
проводиться интересно, если на каждом занятии
будут присутствовать элементы воспитания,
ребята захотят приходить на тренировки, и спорт
станет важной частью их жизни: «Спортивный
результат для нашего клуба не главное. Гораздо
важнее воспитать наших учащихся трудолюбивыми,
честными людьми, готовыми к преодолению
трудностей в жизни, укрепить их здоровье».
В рубрике «Методика. Дополнительное
образование» вы сможете познакомиться с
авторскими разработками Николая Кабановича и
его коллег: с образовательной программой «Горный
бег», с концепцией воспитательной системы и
некоторыми ее результатами, с методикой
проведения соревнований.
Читатель может спросить: почему все материалы
взяты только из одного района Псковской области,
точнее – из одного образовательного центра?
Вопрос закономерен. Мы много думали, стоит ли
подробно представлять одно место или для
читателей будет интереснее узнать о разных
школах понемногу. И решили остановиться на
данном варианте. Дело в том, что он очень хорошо
демонстрирует главную особенность
образовательной системы в сфере физической
культуры в Псковской области: кооперацию и
сотрудничество между школами всех уровней,
начиная от общеобразовательных, заканчивая
спортивной школой олимпийского резерва. Кроме
того, все разработки очень практичны и,
бесспорно, могут пригодиться в работе каждому
учителю физической культуры или тренеру.
Концепция воспитательной системы
школьников в Опочецком районе
Введение
Современная наука доказала, что
здоровье человека на 10–15% зависит от
деятельности учреждений здравоохранения, на
15–20% – от генетических факторов, на 20–25% – от
состояния окружающей среды и на 50–55% – от образа
жизни людей, неотъемлемой составной частью
которого является физическая культура и спорт.
Таким образом, доступность и качество занятий
является основным фактором в профилактике
заболеваний, укреплении здоровья учащихся и
формировании здорового образа жизни после
окончания обучения в школе.
Сокращение двигательной активности
учащихся в 10–11-х классах до 5–8% от общего
занятого времени провоцирует развитие ряда
заболеваний. Увеличения двигательной активности
можно добиться через участие в
спортивно-массовых мероприятиях, посещении
Детского оздоровительно-образовательного
центра, занятия в группах общей физической
подготовки.
Состояние материально-технической
базы образовательных школ, учреждений
дополнительного образования, оснащение их
оборудованием и инвентарем, научно-методическое
обеспечение физической культуры и спорта
оставляет желать лучшего. Предлагаемая
концепция деятельности Детского
оздоровительно-образовательного центра и
районного методического объединения учителей
физической культуры направлена на решение этих
проблем, что в конечном итоге повышает
доступность, интерес к проведению
спортивно-оздоровительных мероприятий,
учебно-тренировочных занятий с учащимися
общеобразовательных школ района и города.
Расположен ДООЦ, на котором базируется
районное методическое объединение учителей
физической культуры, в центральной части города.
Это позволяет использовать в своей работе по
физическому воспитанию возможности всех
городских культурно-спортивных учреждений.
Недалеко от ДООЦ находятся общеобразовательные
школы, городской стадион, спортивный комитет,
центр досуга и культуры, дом детского творчества,
с которыми установлены тесные связи по
организации и проведению спортивно-массовой
работы среди учащихся. Удачное расположение
методического объединения учителей физической
культуры позволяет вести в течение года
постоянную работу с учителями физической
культуры Опочецкого района. Ежеквартальное
проведение заседаний координационного совета
вносит коррективы в проведение спортивной
массовой работы среди школьников в течение года.
Ожидаемые результаты и ключевые
понятия
Планомерная и целенаправленная работа
по «Концепции воспитательной системы
физического развития школьников» предполагает:
– воспитание физически крепких,
морально устойчивых, работоспособных, уважающих
не только себя, но и окружающий мир молодых людей;
– увеличение числа учащихся, привлеченных
к занятиям физической культурой и спортом,
посещение секций для укрепления здоровья до
70–75%;
– расширение контингента учащихся
общеобразовательных школ, принимавших участие в
спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в
районе, до 55–60%;
– увеличение количества спортивно-массовых
мероприятий, проводимых в общеобразовательных
школах района, до двух раз в месяц;
– формирование здорового образа жизни –
как неотъемлемой части жизни школьников;
– превращение Детского
оздоровительно-образовательного центра в
центр спортивно-массовой работы в районе среди
школьников.
Для достижения предполагаемых
результатов учителя физической культуры и
работники учреждения дополнительного
образования детей выделяют основные, ключевые
понятия:
Личность – постоянно изменяющееся
системное качество учащегося, проявляющая себя
как устойчивая совокупность индивида и
характеризующая социальную сущность человека.
Я-концепция – осознаваемая и
переживаемая школьником система представлений о
своем физическом развитии и совершенствовании,
на основе которой он строит свои взаимоотношения
с окружающим миром.
Выбор – осуществление учащимся
возможности выбора из существующих услуг
физического развития наиболее
предпочтительного варианта своего физического
развития.
Педагогическая поддержка –
совместная деятельность учителей физической
культуры и педагогов Детского
оздоровительно-образовательного центра по
оказанию оперативной помощи школьникам в
решении индивидуальных проблем по физическому и
психологическому развитию.
Системный подход – физическое
развитие детей в районе рассматривается как
методологическая система воспитания и развития
личности, начиная с учреждений дошкольного
образования и заканчивая 11-м классом
образовательных школ.
Коллектив – постоянная работа по
созданию школьных коллективов, связанных единой
целью – физическим развитием и
совершенствованием физической культуры,
участием в соревнованиях, стремящихся к победе.
Непрерывность – постоянная (на
протяжении многих лет), целенаправленная
изменчивая система элементов, сведений,
структуры воспитательной системы и внешних
условий, позволяющая совершенствовать и
развивать деятельность в данном направлении.
Система ценностей
В своей работе по физическому развитию
и совершенствованию школьников в Опочецком
районе учителя физической культуры и работники
спортивного центра выделяют наиболее значимые
ценности:
Здоровье – основное направление
в деятельности работников физической культуры.
Коллектив – создание в каждой
общеобразовательной школе спортивного ядра
(учитель, учащиеся, ДООЦ) с единой целью:
физическим совершенствованием и физическим
развитием школьников.
Творчество – учащиеся
общеобразовательных школ принимают участие в
составлении спортивного районного календаря,
через учителей физической культуры выражают
свои пожелания в проведении районных
соревнований.
Успех – обязательное поощрение и
сообщение в местной прессе, на районных
совещаниях директоров школ об успехах школьной
команды и учащихся, выступивших в личном зачете.
Воспитание чувства товарищества,
взаимопомощи, ответственности, уважения друг к
другу, коллективизма.
Районное методическое объединение
учителей физической культуры совместно с ДООЦ
ведет планомерную целенаправленную работу по
внедрению вышеперечисленных ценностей в
повседневную жизнь школьников.
Вся работа коллектива учителей
физической культуры общеобразовательных школ по
физическому развитию учащихся строится на
следующих принципах:
Принцип индивидуальности и успеха
– в каждой образовательной школе района
определяется «свое лицо» в области физической
культуры, а работники ДООЦ оказывают помощь в
совершенствовании работы школы в этом
направлении.
Творчество и успех – школам
района предлагается проводить районные
соревнования на своих базах (кросс, лыжные гонки,
легкая атлетика, многоборье). Каждая школа
стремится улучшить свой результат в районных
соревнованиях по видам спорта, улучшить средний
бал школы по итогам проверки физического
развития школьников 4-х, 7-х, 9-х, 11-х классов.
Принцип доверия и поддержки –
педагоги дополнительного образования ДООЦ
оказывают помощь учителям физической культуры в
проведении внутришкольных соревнований по видам
спорта, организуют консультации для учителей
физической культуры по вопросам физического
воспитания и развития школьников, оказывают
теоретическую и практическую помощь коллективам
школ в работе по выбранному направлению в
области физического воспитания.
Принцип непрерывности –
непрерывность воспитательного процесса
обусловлена постоянной изменчивостью элементов,
методов физического развития. Изменяется состав
детей и учителей физической культуры в школах, их
интересы, потребности и ценностные установки,
корректируются межшкольные отношения,
появляются новые формы и методы совместной
деятельности. Некоторые новшества становятся
частью системы преднамеренно, а другие проникают
случайно. Предлагаются и проводятся новые
различные соревнования и системы зачета
командной борьбы на районных соревнованиях;
лучшие, принятые детьми и учителями физической
культуры, становятся традиционными.
Цели и задачи
Учителя физической культуры во главе с
руководителем районного методического
объединения учителей физической культуры в
своей работе со школьниками района выделяют основные
цели:
создание условий для:
постоянного укрепления здоровья
детей;
роста спортивных результатов,
воспитания чувства красоты движений;
тренировки выносливости, силы,
смелости, достижения физического и
эстетического совершенства;
объединение школьников в коллектив;
расширение круга общения детей;
воспитание моральных качеств:
чуткости, отзывчивости, внимательности.
Задачи:
укрепление здоровья детей;
повышение работоспособности
организма;
развитие основных физических качеств
(выносливости, быстроты, силы);
формирование умений:
поступать в интересах коллектива;
согласовывать свои интересы с
интересами других,
соблюдать правила взаимной
вежливости.
Способы и методы
1. Районные методические
объединения учителей физической культуры – не
реже четырех раз в год. Обмен опытом с
методическим объединением учителей физической
культуры Красногородского района.
2. Координационный совет района по
физическому воспитанию школьников. Совет
определяет план спортивно-массовой и
оздоровительной работы на новый учебный год.
3. Проведение районных соревнований.
4. Военно-патриотическое воспитание.
5. Проведение районной олимпиады по
физической культуре.
6. Встречи с лучшими спортсменами
района.
7. Участие лучших
спортсменов-школьников района в областных и
всероссийских соревнованиях.
8. Прием у главы района лучших
спортсменов года.
9. Освещение проведения
соревнований среди школьников в местной прессе.
Для выполнения запланированных
мероприятий в течение года в ДООЦ за каждым
педагогом дополнительного образования
закреплены школы, которым оказывается помощь в
подготовке и проведении спортивно-массовой
работы, а также в подготовке команд к участию в
районных соревнованиях.
Разрабатывается и совершенствуется
командная система зачета в районных
соревнованиях. Это делается для того, чтобы
заинтересовать в командной борьбе школы, которые
имеют небольшой контингент учащихся и слабую
материально-техническую базу. Например: вначале
проводился общий зачет среди городских и
сельских школ, затем стали проводить командный
зачет для сельских школ отдельно. Сейчас
командный зачет общий, но разное количество
детей в составе команды. Сельская школа – 6
человек, школа № 1 и школа-интернат – по 18
человек, СШ № 4 и гимназия – по 30 человек.
Набранные очки школы № 1 и школы-интерната
делятся на 3, СШ № 4 и гимназии – на 5.
Каждое спортивно-массовое мероприятие
проводится как праздник, в красочно оформленном
месте, с вручением ценных призов, привлечением
спонсоров и местной прессы. |