Рукопашный бой: сила и
красота предков
Большинство исследователей русской
истории единогласно сходятся в общем мнении о
существовании на Руси национальной культуры
боевых единоборств, имеющей свои отличительные
особенности. Бой с оружием имел огромный
приоритет по отношению к невооруженному
единоборству в течение очень длительного
периода славянской культуры, и безоружный бой
развивался на заре своего появления больше как
обрядовая игра, проходящая без пролития
родственной крови.
В связи с общей для боевых движений
«солнечной» вращательно-круговой динамикой
приобретают обрядовый, мистический характер
сложные двигательные формы, считающиеся сегодня
элементами, которые относятся к акробатике. По
свидетельствам рижских хронистов, описывающих
обычаи варваров, молодежь, соревнуясь между
собой в ловкости и боевой подготовке, во время
обрядов демонстрирует прыжки и перевороты (через
себя) на площадке со специально установленными
для празднеств обнаженными копьями и мечами,
поставленными острием вверх. Феноменальная
прыгучесть и ловкость воинов проявляется в
сложных и специфичных приемах того времени:
бойцы могут перепрыгивать обеими ногами через
острый меч, держа его в обеих руках.
Универсальность русского бойца
проявлялась и в том, что в безоружной схватке ему
нередко удавалось достигать значительного
перевеса: известным историческим фактом
является победа князя Мстислава Владимировича,
брата Ярослава Мудрого, над касожским ханом
Редедей. Мстислав в ходе поединка провел
успешный бросок, ударив противника оземь.
Русская традиция кулачного боя и борьбы
связана с периодом тяжелого защитного
снаряжения и оружия. Особенно уместны в этот
период были навыки борьбы, позволяющие захватить
противника, вывести его из равновесия, свалить на
землю. Удары использовались реже, так как пробить
кулаком доспех и стеганый подкольчужник,
рассчитанный на смягчение ударов меча и копья,
мог далеко не каждый хорошо обученный дружинник.
В связи с этим удары кулаком применялись мало, и
современная форма кулачного удара, характерная
для бокса, стала распространяться ближе к концу
XVI в. Наиболее известны были удары толкающего,
сваливающего типа, которыми противника пытались
сбить на землю. В летописях упоминаются удары
вполруки, которые наносились предплечьем и
позволяли на реверсе корпуса по принципу
короткого рычага рывковым ударом в шею и верхнюю
часть груди свалить тяжеловооруженного бойца.
Подобный технический элемент разработан в
айкидо и многих других восточных единоборствах.
Другие удары наносились нижней и внутренней
частью кулака, открытой ладонью. Появление таких
характерных названий, как «оплеуха» и
«затрещина», связано с использованием
неклассической формы кулака с оставленным
сверху большим пальцем, складыванием ладони в
горсть, «лодочкой» и.др.
Проведение кулачных боев, как правило,
было характерно для простого сословия и
становилось всенародным развлечением на
обрядовых и религиозных праздниках. Бойцы в
таком случае чаще сходились в построение,
имитирующее шеренгу щитоносцев, прикрывая плечо
друг друга и выставив вперед правую руку. В таких
условиях, регулярно практикуя бой «стенка на
стенку», русские воины не теряли навыков
коллективной схватки. Обоеручный бой
встречается у небольшого числа профессиональных
одиночных бойцов, бьющихся по найму или «об
заклад». Для боев стенка на стенку в России
периода средних веков часто использовались
палки, посохи, кистени и разнообразные «заначки»
в рукавицах. Использование подручных средств не
считалось неспортивным.
В целом рукопашный бой средних веков
более ориентируется на символическое
противостояние вооруженному противнику.
Вероятно, как раз в связи с необходимостью в
потешных сражениях имитировать вооруженное
столкновение получили распространение
специальные дубинки и шесты для кулачного боя.
Известно, что они использовались еще в древнем
Новгороде. Скорее всего, без подобного
«игрового» снаряжения в потешные бои выходили
именно профессиональные дружинники, а прочие
были вынуждены уравниваться с ними в игровых
боях за счет подручных приспособлений. Такая
идея сразу приводит нас к мнению о достаточно
четкой регламентации средневековых потешных
боев. Различные же направления борьбы, известные
сейчас как «борьба в крест», «на поясах», «в
схватку» и т. д., являются образцами
изолированных групп индивидуальных
соревновательных силовых упражнений, подобных
современному армрестлингу.
Особенности
развития рукопашного боя суворовских времен
связаны с большим процентом схваток на близкой
дистанции. Рукопашный бой без оружия не имел в
военной службе применения и не зафиксирован в
архивных документах. В рукопашном бою без оружия
авторитет России все еще не был высоким. И
впоследствии, до самого появления советского
бокса, в национальной традиции кулачного боя не
оказывалось бойцов, способных на равных условиях
конкурировать с представителями европейской
боксерской школы.
Уникальность русской традиции
единоборств видится прежде всего в том, что это
феномен духовной жизни русского народа,
связанный с национальным самосознанием и
общественными нравственными ценностями.
Духовное наполнение боя, его праведность всегда
стояли неизмеримо выше конкретных форм действий,
приемов или методов сражения, и эта черта до сих
пор ярко отражается в характере русского бойца.
Именно потому нет серьезного боя там, где нет
нарушения правды и справедливости. Только за
святые цели можно сражаться и погибнуть, идя в
бой лишь силой духа и воли. Все виды боя
обрядового, игрового характера в соответствии с
русскими воинскими традициями были средством
пробуждения и укрепления духа. В этом и состоит
главная ценность идеи русского рукопашного боя. |