Виды контроля за детьми с
отклонениями в состоянии здоровья
На основании совокупности таких
критериев, как наличие или отсутствие в момент
обследования хронических заболеваний, уровень
функционального состояния основных систем
организма, степень сопротивляемости организма
неблагоприятным воздействиям, дети и подростки
разделяются на 5 групп:
1-я группа – здоровые дети, не имеющие
хронических заболеваний, с соответствующим
возрасту физическим и психологическим
развитием, редко болеющие.
2-я группа – здоровые дети с
морфофункциональными отклонениями. В эту группу
также входят дети, у которых отсутствуют
хронические заболевания морфологического или
функционального характера.
3-я группа – больные дети с
хроническими заболеваниями в стадии компенсации
(реакция организма на повреждение, которая
выражается в возмещении функций поврежденных
тканей за счет непострадавших органов и тканей).
4-я группа – дети, имеющие хронические
заболевания в стадии субкомпенсации, часто
болеющие, со сниженной работоспособностью.
5-я группа – дети, имеющие хронические
заболевания в стадии декомплексации (нарушение
деятельности организма или какой-либо его
функциональной системы).
Оценка уровня физического состояния
детей может быть критерием оздоровительной
эффективности занятий физическими упражнениями
и готовности ребенка к выполнению нагрузок
различного характера.
Этапный контроль включает в себя
медицинское обследование: осмотр специалистами,
функциональные пробы, лабораторные анализы и
инструментальные исследования.
Врачебно-педагогический контроль. Оценивается
динамика физиологических процессов: размеры,
формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную
емкость легких, дыхательный объем, физический
контроль двигательных качеств: тестирование
физическими нагрузками с целью выяснения
пределов силы и структуры силовых возможностей
при движении в различных суставах.
Текущий контроль – изучение
показателей: ЧСС, артериального давления,
изменений на электрокардиограмме. С помощью
текущего контроля фиксируется состояние
ребенка, его общее самочувствие. Текущий
контроль позволяет оценить соответствие
физических упражнений их планируемой
направленности.
Оперативный контроль: фиксируется
температура тела, ЧСС и частота дыхания, их
соотношение, легочная вентиляция. Цель
оперативного контроля – оценка влияния каждого
тренировочного занятия на организм ребенка.
Организация занятий учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к разным
медицинским группам, основывается на
врачебно-педагогическом контроле, что
способствует предупреждению прогрессирования
болезни и коррекции отклонений в состоянии
здоровья детей.
Е.А. БАБЕНКОВА, к.п.н.,
Т.М. ПАРАНИЧЕВА,
«Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка»,
№ 1, 2006 |