ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Ильдар ЛАТЫПОВ
Физическая культура в профильном
обучении
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1. Концептуальные основы
профильного обучения в области физической
культуры |
18 |
Лекция № 2. Структура и содержание
общего среднего образования в области
физической культуры в условиях профильного
обучения |
19 |
Лекция № 3. Особенности
организации предпрофильной подготовки учащихся
основной школы в условиях введения профильного
обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25
ноября 2006 г.) |
20 |
Лекция № 4. Элективные курсы в
системе предпрофильной подготовки и профильного
обучения в области физической культуры |
21 |
Лекция № 5. Методика преподавания
основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах
на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25
декабря 2006 г.) |
22 |
Лекция № 6. Методика преподавания
основ теории и методики физического воспитания и
спорта в 10–11-х классах на профильном уровне |
23 |
Лекция № 7.
Спортивно-педагогические классы: планирование и
организация профильного обучения |
24 |
Лекция № 8. Программа развития
средней школы № 1916 г. Москвы
по модели физкультурно-педагогического лицея на
2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в
эксперименте по профильному обучению) |
Итоговая работа (срок
выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из
учебного заведения (актом о внедрении) |
Лекция № 3.
Особенности организации предпрофильной
подготовки учащихся основной школы в условиях
введения профильного обучения
Значение предпрофильной подготовки
Профильное обучение и предшествующая
ему предпрофильная подготовка – это две главные
части одной системы – подготовки школьников к
осознанному выбору своего профессионального
пути. Они становятся главными, поскольку
определяют конкретику выбора. Остановившись на
том или ином варианте обучения, старшеклассник
направляет основные образовательные усилия на
освоение тех предметов, которые определяются как
профильные.
Реализация идеи профильности старшей
ступени ставит выпускника основной ступени
школы перед необходимостью совершения
ответственного выбора – предварительного
самоопределения в отношении профилирующего
направления собственной деятельности.
Центральным звеном перехода к
профильной школе должна стать предпрофильная
подготовка выпускников основной школы.
Предпрофильная подготовка представляет собой
систему педагогической, психологической,
информационной и организационной поддержки
учащихся основной школы, направленную на их
самоопределение в отношении профиля обучения в
старшей школе.
Цель предпрофильной подготовки –
самоопределение личности в выборе способа
получения дальнейшего образования, профиля.
Предпрофильная подготовка направлена на то,
чтобы помочь выпускнику основной школы четко
решить: где, в каком образовательном учреждении
он завершит полный цикл общего среднего
образования – колледже, техникуме или в 10–11-х
классах школы с ориентацией на тот или иной
профиль. Она может реализовываться в различных
вариантах.
Базовая модель предпрофильной
подготовки
Специалистами предлагается базовая,
исходная модель предпрофильной подготовки, в
которой были бы отражены возможные объемы и
основные составляющие предпрофильной
подготовки. Предпрофильная подготовка включает
в себя: 1) информационную работу; 2) профильную
ориентацию; 3) набор предпрофильных элективных
курсов (по выбору учащихся).
Базовый объем предпрофильной
подготовки предлагается определить примерно в 102
часа (3 часа в среднем на 34 учебных недели в году).
Их рекомендуется распределить следующим
образом:
1/3 объема (34 часа в год) отвести на
информационную и профориентационную работу, в
том числе:
17 часов – на знакомство школьников с
учреждениями образования, на изучение
особенностей обучения, условий приема, посещение
этих учреждений в «Дни открытых дверей»;
17 часов – на
психолого-педагогическую диагностику,
анкетирование и консультирование
девятиклассников.
2/3 объема (68 часов в год) – на
специально организованные курсы по выбору (курсы
предпрофильной подготовки), которые должны
способствовать:
расширению знаний учащихся по той или
иной образовательной области;
самоопределению учащихся
относительно профиля обучения в старшей школе;
формированию интереса и
положительной мотивации на ту или иную
профессиональную деятельность.
Предпрофильная подготовка должна
начинаться с планирования действий по
информированию учащихся и их родителей об
образовательных возможностях территориально
доступной им муниципальной образовательной
сети. Школьники и их родители должны получить
сведения о различных учреждениях общего,
среднего профессионального и дополнительного
образования, где они смогут продолжить
образование после основной школы. Целесообразно
проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней
открытых дверей, издание информационных
материалов, знакомящих школьников со спецификой
требований и особенностями профильного обучения
в различных учреждениях.
Профильная ориентация как
компонент предпрофильной подготовки
Профильная ориентация – это
специально организованная деятельность,
направленная на оказание учащимся
психолого-педагогической поддержки в
проектировании вариантов продолжения обучения в
профильных и непрофильных классах старшей школы
или в учреждениях среднего профессионального
образования. Профильная ориентация должна
рассматриваться не только как помощь в принятии
школьником решения о выборе направления и места
дальнейшего обучения, она предполагает работу по
повышению готовности подростка к социальному,
профессиональному и культурному
самоопределению в целом.
Как показывает многолетний опыт,
готовность к ситуациям самоопределения
оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го
класса. Около 2/3 выпускников совершают выбор
направления продолжения образования под
влиянием случайных факторов. Это определяет
необходимость уделять особое внимание ситуации
выбора школьниками профиля обучения, которая в
условиях модернизации образования возникает на
более ранних возрастных этапах, и с учетом этого
необходимо разрабатывать и проверять средства
профильной ориентации.
Подготовка учащегося к ситуациям
выбора профиля обучения осуществляется
поэтапно. Учитывая специфику нашего предмета
«Физическая культура», условно этапы
самоопределения детей (по А.П. Матвееву) можно
обозначить:
1-й этап – пропедевтический (7–9 лет).
Задачи: формирование интереса учащихся к
физкультурно-оздоровительной деятельности,
обеспечение последовательности ее
познавательных и практических результатов.
2-й этап – поисково-зондирующий (10–12
лет). Задачи: формирование интереса учащихся к
спортивно-оздоровительной деятельности, ее
осознанного выбора как средства самореализации
и организации здорового образа жизни.
3-й этап –
профессионально-ориентированный (13–15 лет).
Задачи: обогащение опыта спортивной
деятельности и побуждение к реальной оценке
своих возможностей и достижений, выбор
направленного углубленного освоения
спортивно-оздоровительной деятельности.
4-й этап –
профессионально-адаптационный (16–18 лет).
Задачи: целенаправленное приобретение
практического опыта в профессиональной
деятельности (введение в специальность),
овладение знаниями и способами ее организации;
создание условий для активного самопознания и
соотнесение знаний о себе с практикой избираемой
профессиональной деятельности
(профессиональная проба).
Такая поэтапная динамика процесса
самоопределения нашла отражение в разработке
государственного стандарта содержания
образования в области физической культуры, где
первый этап соотносится с начальной школой,
второй и третий – соответственно с основной
школой и четвертый этап – со старшей школой.
Все это, в свою очередь, требует
разработки системы дифференцированного
обучения учащихся на всех ступенях общего
образования в области физической культуры и
внедрения в учебный процесс инновационной
технологии обучения, физического воспитания и
спортивной подготовки учащихся.
Современный учитель физической
культуры профильной школы должен не только
хорошо знать свой предмет, но и эффективно
использовать современные методики и
педагогические технологии физического
воспитания учащихся, а именно:
– предметно-ориентированное
обучение учащихся начальной школы по
образовательной программе с углубленным и
расширенным содержанием образования по предмету
«Физическая культура» (формирование
ценностно-ориентированного отношения к
физической культуре);
– личностно-ориентированное
обучение учащихся основной школы с учетом их
спортивных интересов (формирование у школьников
устойчивого интереса и потребности в регулярных
занятиях физической культурой и спортом,
развитие интереса к педагогической профессии);
– профессионально-ориентированное
обучение в классах спортивно-педагогического
профиля, сформированных по принципу их
профессиональной ориентации (формирование
устойчивой профессиональной мотивации учащихся
на педагогическую профессию);
– спортивно-ориентированный
подход к физическому воспитанию учащихся
(использование опыта, накопленного практикой
подготовки юных спортсменов, научных и
технологических достижений в сфере подготовки
спортсменов высокого класса, создание новых
организационно-методических и
социально-психологических условий для активного
освоения учащимися общечеловеческих ценностей
физической культуры и спорта);
– групповую форму обучения в
5–9-х классах (комплектование
учебно-тренировочных групп по уровню физической
подготовленности и с учетом спортивных
интересов учащихся);
– диагностику индивидуальных
способностей учащихся и резервов развития;
– диагностику
мотивационно-ориентационной сферы учащихся
профильных классов;
– мониторинг физического
развития и физической подготовленности
учащихся.
Организационно-методическое
сопровождение профильной ориентации учащихся в
профильных школах должен осуществлять
специалист, компетентный не только в
общепедагогических, но и в информационных,
психологических и организационных проблемах
профильного обучения в целом.
В связи с этим учитель физической
культуры профильной школы обязан не просто быть
специалистом высокого уровня, соответствующим
профилю и специализации своей деятельности, но и
должен обеспечивать:
· вариативность и личностную
ориентацию образовательного процесса;
· практическую ориентацию
образовательного процесса с введением
интерактивных, деятельностных компонентов
(освоение проектно-исследовательских и
коммуникативных методов);
· завершение профильного
самоопределения старшеклассников и
формирование индивидуальных способностей и
компетентностей, необходимых для продолжения
образования в сфере физической культуры и
спорта.
Для эффективной организации
профильной ориентации в образовательной области
«Физическая культура» должны быть использованы
ресурсы социокультурной среды, учреждений
профессионального и дополнительного
образования спортивной направленности,
позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал
внешкольного образовательного пространства,
востребованный в старшей профильной школе.
Курсы по выбору в составе
предпрофильной подготовки
Необходимым условием создания
образовательного пространства, способствующего
самоопределению учащегося основной ступени,
является введение предпрофильной подготовки
через организацию курсов по выбору.
Элективные учебные курсы (курсы по
выбору учащихся) в рамках предпрофильной
подготовки – обязательные курсы, которые должен
прослушать учащийся. При разработке и
организации курсов по выбору в составе
предпрофильной подготовки следует с самого
начала иметь в виду следующее:
Набор предлагаемых курсов должен
носить вариативный характер, их количество
должно быть «избыточным» (то есть у ученика
должна быть возможность реального выбора). Набор
курсов по выбору в школе желательно наметить в
конце 8-го класса, на основе соответствующего
анкетирования и опросов учащихся, собеседований
с ними и т.п.
Необходимо создать такие условия в
организации учебного процесса, которые
позволяли бы ученику менять наполнение
индивидуального учебного плана курсами по
выбору, как минимум, два раза за учебный год.
Содержание курсов предпрофильной
подготовки должно не только включать информацию,
расширяющую сведения по учебным предметам, но и
знакомить учеников со способами деятельности,
необходимыми для успешного освоения программы
того или иного профиля.
В целях формирования интереса и
положительной мотивации к тому или иному профилю
содержание курсов предпрофильной подготовки
может включать оригинальный материал, выходящий
за рамки школьной программы (например, «Основы
профориентации», «Введение в педагогическую
деятельность», «Основы знаний о физической
культуре», различного рода практикумы и т.д.).
Курсы предпрофильной подготовки можно
разделить на следующие два основных вида:
1. Предметно-ориентированные
(пробные) курсы.
Задачи курсов данного типа:
– дать ученику возможность
реализовать свой интерес к выбранному предмету;
– уточнить готовность и способность ученика
осваивать выбранный предмет на повышенном
уровне;
– создать условия для подготовки к экзаменам
по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам
будущего профилирования.
Таким образом, подобные курсы являются
прогностическими (пропедевтическими) по
отношению к профильным курсам повышенного
уровня, их присутствие в школьном учебном плане
увеличивает вероятность того, что выпускник
основной школы сделает осознанный и успешный
выбор профиля.
Содержание курсов
Программы курсов по выбору включают
углубление отдельных тем базовых
общеобразовательных программ, а также их
расширение, т.е. изучение некоторых тем,
выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов
могут быть традиционные факультативы, которые
дополняют базовую программу, не нарушая ее
целостности. Удобно то, что многие существующие
факультативные курсы, по общеобразовательным
предметам построены, как правило, по модульному
принципу. Их программы могут быть
модифицированы, дополнены элементами подготовки
к экзаменам по выбору.
Школы, давно реализующие программы
дифференциации и индивидуализации обучения,
могут использовать собственный творческий опыт
для разработки оригинальных программ для курсов
подобной направленности.
Продолжительность курсов
Поскольку курсы данного типа не
являются ознакомительными, оптимальной
продолжительностью одного курса может быть
четверть или полугодие. Это позволяет ученику за
год освоить, как минимум, 2–4 курса по разным
предметам. Перечень предметно-ориентированных
пробных курсов будет определяться набором
предметов, наиболее часто встречающихся в
различных вариантах профилей.
2. Межпредметные (ориентационные)
курсы.
Задачи курсов данного типа:
– создать базу для ориентации
учеников в мире современных профессий.
Познакомить учеников на практике со спецификой
типичных видов деятельности, соответствующих
наиболее распространенным профессиям;
– поддерживать мотивацию ученика,
способствуя, тем самым, внутрипрофильной
специализации.
Таким образом, данные курсы имеют
характер и направленность, аналогичные
элективным курсам в системе профильного
обучения 10–11-х классов.
Содержание курсов
Межпредметные (ориентационные,
общекультурные) курсы выходят за рамки одного
предмета и направлены на создание базы для
ориентации в мире современных профессий,
ознакомление на практике со спецификой типичных
видов деятельности, соответствующих наиболее
распространенным профессиям. Программы данных
курсов призваны познакомить учащихся с
комплексными проблемами и задачами, требующими
синтеза знаний по ряду предметов, и способами их
разработки в различных профессиональных сферах.
Перечень подобных курсов может
включать, например, такие, как «Основы
педагогики», «Основы теории и методики
физического воспитания», «Основы анатомии и
физиологии», «Современные направления в
медицине», «Военно-прикладная физическая
подготовка» и др.
Продолжительность курсов
Курсы данного типа являются
ознакомительными, краткосрочными и часто
сменяемыми. Оптимальная продолжительность
одного курса – одна четверть.
Особенности организации курсов по
выбору
Основная функция курсов по выбору –
профориентационная. В этой связи число таких
курсов должно быть по возможности значительным.
Они должны носить краткосрочный и чередующийся
характер, являться своего рода учебными
модулями. Курсы по выбору необходимо вводить
постепенно. Единовременное введение целого
спектра разнообразных курсов по выбору может
поставить ученика перед трудноразрешимой
задачей. Необходима целенаправленная,
опережающая работа по освоению учеником самого
механизма принятия решения, освоения «поля
возможностей и ответственности».
Обучающимся необходимо выбрать 2–4
курса из 5–6 (как минимум) учебных программ,
предлагаемых образовательным учреждением. Набор
курсов по выбору определяется в конце 8-го класса
на основе соответствующего анкетирования и
опросов учащихся, собеседований с ними и т.д.
Оптимальная продолжительность курсов по выбору
в рамках предпрофильной подготовки составляет
8–16 часов (не более 36 часов). Возможно сессионное
изучение отдельных курсов (например, по одной
неделе три раза в год). Эти курсы должны давать
возможность учащимся освоить различные виды
деятельности, необходимые для успешного
изучения программ того или иного профиля,
помогать в определении своих познавательных
интересов, формировать образовательные
потребности, что позволит осуществить более
осознанный выбор профиля обучения в старшей
школе.
В целях формирования положительной
мотивации к тому или иному профилю через
освоение новых аспектов содержания и более
сложных способов деятельности элективные курсы
предпрофильной подготовки могут включать
оригинальный материал, выходящий за рамки
школьной программы. Это будет служить
общекультурному развитию личности школьника и
его социализации. Ряд курсов следует согласовать
с требованиями современного рынка труда.
В рамках курса по выбору учащимся
обязательно должна предоставляться возможность
самостоятельной деятельности, результатом
которой может стать реализация разработанного
ими конкретного учебного проекта. Элективные
курсы не предполагают по их завершении
обязательной аттестации учащихся. Однако то, что
явилось результатом самостоятельной
деятельности учеников при изучении данного
курса, может быть представлено в портфеле
индивидуальных образовательных достижений
(портфолио) ученика, которое, наряду с
результатами итоговой аттестации выпускников
основной школы, будет учитываться при переходе
учащегося в соответствующий профильный 10-й
класс.
Программы элективных курсов могут
быть предложены образовательным учреждением для
выбора учащимся из числа курсов, опубликованных
или подготовленных учителями данного
образовательного учреждения. Комплект
документов, сопровождающий учебный курс по
выбору учащегося, как и в случае элективных
курсов для старшей школы, включает в себя краткую
аннотацию, адресованную учащимся и их родителям,
учебную программу с пояснительной запиской,
поурочно-тематический план, описание возможной
самостоятельной деятельности учащихся в
процессе изучения курса и, по необходимости,
процедуру оценивания результатов.
Курсы предпрофильной подготовки в
учебном плане школы
Предпрофильная подготовка может
осуществляться в виде различных комбинаций
курсов двух предложенных типов. Для организации
предметно-ориентированных курсов по выбору
основная школа имеет достаточный внутренний
ресурс. Межпредметные курсы могут
разрабатываться и проводиться за счет
привлечения ресурсов иных образовательных
учреждений единой образовательной сети, частью
которой является школа.
Формы обучения на курсах могут быть
как академическими, так и ориентированными на
инновационные педагогические технологии.
Перспективными являются коммуникативные и
групповые методы, проектно-исследовательская
деятельность, разработка индивидуальных учебных
планов и другие способы обучения, развивающие
самостоятельность и творческую инициативу
учеников. Таким образом, в школе может
осуществляться целенаправленная, опережающая
работа по развитию у учащихся способности
принятия решения, освоению ими поля возможностей
и ответственности.
Различные достижения учащихся по
выполнению проектов, творческих работ на курсах,
составляющих школьный компонент, могут в
перспективе войти в состав портфолио учащегося.
В этих целях в 9-м классе часы
регионального компонента и компонента
образовательного учреждения рекомендуется
отводить на организацию предпрофильной
подготовки учащихся. Школа может выделить больше
часов на предпрофильную подготовку, если будут
использованы часы предмета «Технология» или
экспериментальный вариант учебного плана.
Поэтому с переходом на профильное
обучение и, соответственно, с введением
обязательной предпрофильной подготовки
целесообразно переходить в 9-х классах на
шестидневную учебную неделю.
Перед введением профильного обучения
в школах должен быть проведен значительный объем
работ по обеспечению предстоящего выбора
учащимися профилей обучения (социологический
опрос, психолого-педагогическая диагностика,
индивидуальные собеседования с учащимися и их
родителями и др.). Параллельно должна быть
осуществлена разработка порядка приема
выпускников 9-х классов в профильные школы
(классы).
Итоговая аттестация выпускников
основной школы и организация поступления в
профильную школу
В существующей практике образования
число желающих продолжить обучение в старших
классах определенного общеобразовательного
учреждения (гимназии, лицея с углубленным
изучением предметов) больше, чем реальные
возможности приема в эти классы. Возникает
ситуация конкурсного приема, которая может стать
особенно актуальной в условиях перехода на
профильное обучение. Поэтому необходимо решить
вопрос об открытой, гласной процедуре проведения
подобного конкурсного набора.
Следует отметить, что конкурсный набор
в старшие классы отдельных общеобразовательных
учреждений не входит в противоречие с
законодательно закрепленным правом получения
каждым ребенком среднего (полного) общего
образования (ст. 16, п. 1, абз. 2 Закона
Российской Федерации «Об образовании»). Закон
гарантирует гражданам право получения
образования этого уровня, что, однако, не
тождественно праву получения его в конкретном
общеобразовательном учреждении.
В связи с этим представляется
целесообразным наряду с итоговой аттестацией
выпускников основной школы предусмотреть
определенную форму, позволяющую объективно
оценить уровень готовности учащихся к
продолжению образования по тому или иному
профилю, а также создать основу для внедрения в
массовую практику механизмов рационального и
прозрачного конкурсного набора в старшую
профильную школу.
В заключение следует особо
подчеркнуть, что предпрофильная подготовка для
конкретных учеников должна выступать не столько
абстрактной формой их подготовки к выбору
профиля вообще, сколько средством подготовки,
помощью в выборе профиля и конкретного места
получения среднего (полного) общего образования.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое предпрофильная подготовка?
2. Почему профильная ориентация
является основным компонентом предпрофильной
подготовки?
3. Какие виды курсов предпрофильной
подготовки Вы знаете?
4. Какова основная функция курсов по
выбору?
Рекомендуемая литература
1. Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования
//Нормативно-методические материалы
Минобразования России. – 2002. – № 5.
2. Профильное обучение в Москве: опыт,
проблемы, перспективы /Материалы
научно-практической конференции //Народное
образование. – 2003. – № 7. – С. 106 – 114.
3. Профильное обучение: Эксперимент:
совершенствование структуры и содержания общего
образования. Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 2001.
4. Пряжников Н.С. Профориентация в
школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). –
М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
5. Цели, содержание и организация
предпрофильной подготовки в выпускных классах
основной школы: Рекомендации директорам школ,
руководителям региональных и муниципальных
управлений образованием. – М., 2005. – 26 с.
6. Якиманская И.С.
Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Контрольная работа № 1
Контрольная работа должна быть
отправлена до 25 ноября 2006 г. по адресу: ул.
Киевская, д. 24, г. Москва, 121165, Педагогический
университет «Первое сентября».
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Идентификатор:
Если у вас есть вопросы или замечания по курсу в
целом, то запишите их в поле «Комментарии». Вы
получите ответы вместе с проверенной
контрольной работой.
Комментарии
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Уважаемые слушатели курсов повышения
квалификации!
Контрольная работа № 1 составлена по
тестовому типу и основана на материалах первых
трех лекций. Оценка контрольной работы будет
проводиться по системе «зачет/незачет». За
каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Для
того чтобы работа была зачтена, необходимо
набрать не менее 12 баллов.
Мы просим использовать бланк, напечатанный в
газете, или его ксерокопию.
Отметьте в бланке выбранный вами
ответ.
Бланк для выполнения тестовых заданий
Задания контрольной работы №1
Тест содержит 18 вопросов. К каждому
вопросу предложено 4 варианта ответа. Среди них
есть как правильные, так и неправильные ответы, а
также частично соответствующие смыслу вопросов.
Правильным может быть только один – тот, который
наиболее полно отражает содержание ответа на
вопрос.
Внимательно читайте вопросы и
предлагаемые варианты ответов. Ваша задача
– выбрать один из четырех вариантов ответа,
который, по Вашему мнению, является правильным.
Выбранный ответ обведите в бланке для ответов
кружочком.
1. Профильное обучение – это:
а) индивидуальное обучение;
б) профессионально ориентированное обучение;
в) развивающее обучение;
г) альтернативное обучение.
2. Отличие профильного обучения от
углубленного изучения отдельных предметов в том,
что при профильном обучении:
а) отсутствует углубленное изучение
предметов;
б) углубленно изучаются все предметы;
в) появляется возможность выбора учащимися
приоритетных предметов;
г) изучаются предметы только по выбору учащихся.
3. Введение профильного обучения в
области физической культуры преследует такие
цели, как:
а) создание условий для
систематических занятий учащихся в спортивных
секциях;
б) формирование интереса к профессиональной
деятельности специалиста по физической культуре
и спорту;
в) подготовка школьников к службе в армии;
г) начальное профессиональное образование
школьников.
4. К особенностям профильного
обучения в образовательной области «Физическая
культура» относятся:
а) профессиональная ориентация
школьников на физкультурно-педагогическую
деятельность;
б) повышение спортивного мастерства
школьников;
в) подготовка инструкторов-общественников по
спорту;
г) укрепление учебно-спортивной базы школы.
5. Профильные общеобразовательные
предметы ориентированы на:
а) подготовку учащихся к выпускным
экзаменам в школе;
б) подготовку выпускников школы к
последующему профессиональному образованию;
в) удовлетворение познавательных
потребностей учащихся;
г) развитие двигательных способностей детей.
6. Система общего среднего
образования в области физической культуры в
условиях профильного обучения строится:
а) с учетом спортивных интересов
учащихся;
б) с учетом профессиональных интересов
обучающихся;
в) на основе обеспечения непрерывности и
преемственности общего и профессионального
образования;
г) на основе образовательных программ
физкультурного вуза.
7. В случае выбора школой
профильного обучения в области физической
культуры в структуре образовательного процесса
изменяется:
а) ничего не меняется;
б) учебный предмет «Физическая культура»
становится предметом по выбору;
в) учебный план школы становится
многокомпонентным;
г) вводятся новые предметы.
8. Учебный процесс по физической
культуре в начальной школе строится:
а) с учетом знаний учащихся;
б) с учетом индивидуальных особенностей детей;
в) с учетом спортивных интересов учащихся;
г) с учетом режима полного дня.
9. Учебный процесс по физической
культуре в основной школе строится:
а) остается без изменений;
б) с учетом физического развития детей и их
спортивных интересов;
в) с учетом интересов родителей;
г) уроки физкультуры проводятся по программам
дополнительного образования.
10. Учебный процесс по физической
культуре в старшей школе строится:
а) с учетом свободного времени
учащихся;
б) с учетом желаний учащихся;
в) с учетом профессиональной направленности
учащихся;
г) уроки физкультуры проводятся по программе
вуза.
11. Какие инновационные
педагогические технологии применяются в
процессе физического воспитания в школе?
а) ценностно-ориентированное обучение;
б) дистанционное обучение;
в) коррекционное обучение;
г) программированное обучение.
12. Знания основ физической культуры
нужны учащимся для того, чтобы:
а) не выполнять учебные нормативы по
физической культуре;
б) отвечать на вопросы учителей;
в) успешно сдать экзамен по физической культуре;
г) формировать физическую культуру личности.
13. Предпрофильная подготовка – это:
а) система подготовки школьников к
осознанному выбору профиля обучения;
б) подготовка к выпускным экзаменам в 9-м классе;
в) подготовка в колледж или техникум;
г) ознакомление школьников с другими школами.
14. Предпрофильная подготовка
учащихся в условиях введения профильного
обучения в образовательной области «Физическая
культура» осуществляется:
а) на уроках физической культуры;
б) в спортивных секциях;
в) на курсах по выбору учащихся;
г) на общешкольных соревнованиях.
15. Профильное обучение в области
физической культуры лучше всего организовать по
модели:
а) гимназии;
б) адаптивной школы;
в) школы здоровья;
г) профильной школы.
16. Непрерывность и преемственность
образования в области физической культуры Вы
понимаете как:
а) физическое совершенствование
школьников;
б) дополнительное образование детей;
в) профессиональное образование;
г) создание целостной системы общего и
профессионального физкультурного образования.
17. Формирование профессионального
самоопределения учащихся осуществляется в
процессе:
а) профессиональной ориентации;
б) профессиональной адаптации;
в) профессиональной консультации;
г) формирования профессионального интереса.
18. Необходимость и целесообразность
введения профильного обучения в области
физической культуры заключается в том, чтобы:
а) успешно сдать выпускные экзамены по
физической культуре;
б) выполнить спортивный разряд;
в) повысить интерес учащихся к урокам физической
культуры;
г) способствовать профессиональному
самоопределению школьников.
Желаем успеха!
Ильдар ЛАТЫПОВ
|
|