Строен, подтянут, молод
Сочинение на заданную тему не люблю
писать с детства. По правде говоря, у меня это
плохо получается. Но здесь другой случай:
человек, о котором меня попросили написать, мне
интересен как личность и специалист; знакомство
с ним оставляет глубокий след созвучием мысли,
отношением к жизни, а стержень этой жизни –
любовь к физкультуре и спорту, детям и людям.
Кажется, время, неумолимое время, жестокий и
строгий судья наш, теряет свою силу и отступает
перед энергией жизни и любви к своему делу. Делу
жизни.
Он до сегодняшнего дня в душе своей
остался мальчишкой – выпускником 10-го класса 26-й
иркутской школы из далекого, но как будто
вчерашнего для него, 1938 года. Как ни странно для
нас звучит – веселого, задорного и озорного 1938
года! Таким он и прошел свою дорогу жизни. Моряк
Тихоокеанского флота, доброволец на «акуле» –
так они прозвали морской транспорт, увозивший их
туда, на запад, где они были нужнее всего. Даже не
остановились теплушки, а лишь промелькнули
знакомые церкви родного Иркутска через щелочку в
вагоне. Прорыв блокады Ленинграда, 54-я армия,
освобождение Литвы, Латвии, Эстонии и победа над
фашизмом.
Слушая его рассказ о том, как было
страшно на войне, а бояться не хотелось, я видел
озорные искорки в его глазах. Он нужен был жизни,
его ждали, и он еще не ведал кто. А в 1946 году, зайдя
с такими же озорными и бравыми мальчишками, за
плечами которых осталось это бездушие войны, в
спортивный зал «Динамо», он влюбился, да на всю
жизнь, в красивую и созвучную всей глубине души
его гимнастику.
Мне как-то дали визитку, где было
написано «Учитель», и я наивно спросил: «А какая у
Вас фамилия?» Зовут моего героя Ветров Михаил
Григорьевич – легенда народного образования
Иркутской области. 60 лет преподает физическую
культуру. Последние 46 лет работает в СОШ № 39 –
это второе место его работы. Трудовая биография
началась по-мальчишески просто: случайно
наткнулся на объявление ОблОНО о наборе на
шестимесячные курсы учителей физической
культуры, а отбиравший на эти курсы майор, увидев
фронтовиков, обрадовался: «Вот вы-то мне как раз и
нужны». После курсов он попал на работу в
четвертую женскую школу. Я с лукавой улыбочкой
спросил Михаила Григорьевича: «Девчонки
влюблялись?» – он по-озорному: «Поголовно, я же в
школе был единственный мужчина». Он несет в себе
любовь к спорту и щедро делится этой любовью с
учениками своими по сей день.
Как-то спросил с подковыркой Михаила
Григорьевича о Сталине. В ответе он был таким,
каким идет по жизни, – не лукавым: «Неуместный
вопрос: разные времена, разные эпохи. После войны
отменили карточки, а Горбачев?.. Не было войны, а
появились карточки, да и «сухой закон». «Любите
выпить?» – съехидничал я. «Нет, – ответил Михаил
Григорьевич, – но от стаканчика хорошей водочки
после баньки не откажусь».
В его молодой душе перемешалось время.
Как будто недавно со своим другом Петром
Караваевым вчерашние солдаты-фронтовики, как
мальчишки, лазали через забор на танцы, где ждала
ставшая его женой озорная девчонка со слюдяной
фабрики. А дочь с сыном да семь внуков и два
правнука – естественное его продолжение.
Его доброта к людям вообще, а к детям
тем более, – это, видимо, то, что дает ему точку
опоры, с которой не могут столкнуть его, да еще
спорт – неисчерпаемый источник энергии. «Не
кричу, не ругаюсь, иногда пожурю, положительным
примером воздействую, убеждением. Крик и шум
ничего не дают, от добра рождается добро» – это
философия его уроков. «Буду работать, пока нужен
ребятам», – говорит Михаил Григорьевич. «А мы его
и не отпустим», – добавляет занятая мыслями о
будущем своей школы Валентина Александровна
Иванова, директор СОШ № 39. «Да вы бы видели, с
каким удовольствием занимаются дети, – не
удержалась от разговора замдиректора по УВР
Марина Романовна Томилина, – жаль только, что уж
очень маленький у нас спортивный зал».
В свои 86 лет он строен, подтянут, молод
и жизнерадостен, подпитывает энергией всех, кто с
ним общается. Рыбалка, лыжи, плавание, гимнастика,
участие в соревнованиях Спартакиады учителей
г. Иркутска составляют органическую часть
уклада его жизни. «Я природный физкультурник, вот
тут захватил немного спортивных грамот», –
тщеславно, как молодой спортсмен, добавляет
Михаил Григорьевич. Смотрю на результат:
плавание 25 м – 34 сек. в 82 года. «Совсем
неплохо, впечатляет», – мельком отмечаю,
просматривая этот незатейливый диплом.
Внимательно вслушиваюсь в
педагогическую «кухню», пытаясь понять, в чем
сила учителя Ветрова. Индивидуальная тропа
(карта), комплекс упражнений – сначала базовый,
затем каждый делает свой комплекс, и сами по
очереди этот комплекс преподают. Снаряды широко
используются по круговому методу. Занятия
проводятся босиком и в шортах, обращается
внимание на ритм движений, правильное дыхание.
Большое внимание уделяется обстановке в зале,
освещению, музыкальному сопровождению.
Специальная медицинская группа требует
индивидуального подхода. Но, странно, ловлю себя
на мысли, пытаясь вникнуть в методику: значение и
обаяние личности Учителя отодвигает изюминки
методики на второй план.
60 лет педагогической деятельности!
Почетный гражданин г. Иркутска – и хочется
любить этот город; удивительный человек,
гражданин – и хочется любить эту страну. Бывают
старики в 18 лет и молодые – в 81. Михаил
Григорьевич будет молодым до тех пор, пока нужен
этим детям. Он приходит за час до работы,
добираясь через весь город на общественном
транспорте, не ропщет на молодежь, не уступающую
место в автобусе пожилому человеку и сдирающую
деньги в маршрутке с ветерана войны, орденоносца.
Михаил Григорьевич знает: его ждут, любят, и не
приехать он не может. Такой же озорной,
жизнерадостный парень такого далекого и такого
близкого 1938 года, заживо засыпанный землей в
блиндаже, опаленный и раненный войной, но
согретый шестидесятилетней любовью своих
учеников Учитель непрестижного предмета
«физическая культура». При расставании я
спросил: «Если бы вернуться в 1946 год, кем бы вы
стали?» – «Учителем физической культуры», – не
задумываясь.
Алексей ДУРЫНИН
г. Иркутск
|