Что за программой?
Изучение в общеобразовательных
школах одного и того же предмета по разным
программам сегодня воспринимается как норма.
Предмет «физическая культура» в этом плане не
исключение. Но, пожалуй, именно здесь в
максимальной степени можно, не нарушая систему
подачи материала, успешно сочетать лучшие
стороны двух или даже нескольких программ.
Представить накануне учебного года какую-то
программу как лучшую и указать как на
единственный ориентир значит поставить под
сомнение весь тот образовательный процесс,
который учителем выстраивался не один год.
Поэтому, возможно, не стоит спешить с
рекомендациями «брать на вооружение» в едином
порыве новую программу за неделю до первого
звонка. Может, сначала дать возможность учителю
спокойно увидеть и оценить новшества – от
постановки задач до практической работы?
Задачи
Накануне нового учебного года в
Московском институте открытого образования, а
затем и в административных округах столицы
прошли установочные семинары для работников
физической культуры общеобразовательных школ и
детских садов. Среди главных вопросов,
вынесенных на обсуждение, во-первых, «Основные
направления модернизации урока физической
культуры в соответствии с современными
требованиями развития образования» и, во-вторых,
– «Новое в содержании физкультурного
образования».
В Институте открытого образования,
выступая по первому вопросу, кандидат
педагогических наук, зав. кафедрой физического
воспитания МИОО Наталья Ивановна Назаркина
выделила, в частности, следующие моменты:
в сравнении с недавним прошлым
качество обучения растет,
материально-техническая база улучшается;
повышается активность учителей как в
освоении нового, так и в разработке собственных
методик, используются новые технологии;
первой ступенькой в физкультурном
образовании на пути к укреплению здоровья детей
через занятия физической культурой является
детский сад;
урок физкультуры должен быть
привлекательным для детей;
урок физкультуры – как базовый для
сохранения и укрепления здоровья – должен
находиться в основной сетке часов;
отсутствие отметки по предмету
«физическая культура» снимает с ученика
ответственность за освоение предмета, снижает
авторитет урока;
профессионализм учителя – самый
эффективный путь к качественному уровню
преподавания физической культуры;
сотворчество учителя и ученика –
главное направление в физкультурном
образовании;
необходимость пополнения
теоретического багажа и совершенствование
практических умений учителя по всем
специализациям, входящим в школьную программу.
Комментировать то или иное положение
можно с разных сторон. Но исходить, наверное, надо
все-таки из реальной ситуации в каждой
конкретной школе. Ведь даже в столице условия
работы школ и сложившаяся практика, в том числе в
отношении к развитию именно физической культуры,
а не спорта, со стороны руководителей школ,
местных органов власти очень разные. Например,
материально-техническая база физической
культуры действительно укрепляется. Но как? В
одной школе мячи наперечет, а так хочется, чтобы
на уроках работали все. В другой – их много,
учитель согласен даже на меньшее, но лучшего
качества. Это, к слову сказать, касается и
значительно более дорогостоящих вложений –
межшкольных стадионов, например.
Когда за два-три дня до звонка мы
рапортуем об открытии сразу десятка таких
объектов, это хорошо или плохо? С точки зрения
того, что они все-таки построены, – хорошо. Но
кому хорошо, что по тому же пресловутому качеству
они не доведены до ума: то бежать на них нельзя, то
с мячом по футбольной бровке бежать опасно,
потому что края поля не закреплены.
А ведь межшкольные стадионы – самый
верный путь к массовости, к решению задачи –
сделать спортивно-физкультурные занятия
интересными для учащейся молодежи.
И на каком бы из выделенных моментов мы
ни остановились, от правильности отдельных
решений будет зависеть общий результат. И
неважно, какой вопрос обсуждается: «отметка» или
«выбор программы».
Вопросы
Московским учителям была представлена
программа по физической культуре для
общеобразовательных учреждений для основной и
полной средней школы (5–11-е классы)
А.П. Матвеева, доктора педагогических наук,
профессора РГУФК, зав. лабораторией содержания
образования по физической культуре Института
общего среднего образования РАО, вышедшая в
2006 г.
К вступительному слову
Н.И. Назаркиной – использовать в работе только
эту программу – учительская аудитория отнеслась
спокойно. «Ура» не раздавалось, но шепот и
переговоры между сидящими рядом то там, то здесь
возникали. Что касается вопросов, которые были
заданы автору, то их наверняка было бы намного
больше, если бы учителя предварительно и
заблаговременно могли ознакомиться с
содержанием программы. Например, «отсутствие
вариативной части» стало самым заметным в тексте
программы только потому, что это было знакомо и
понятно всем. Что касается остальных моментов, то
практически мало кто до этой встречи воочию мог
оценить «новое».
Я, как и большинство учителей, после
семинара купила программу: тоже хотелось
посмотреть на новое, которое было выдвинуто
практически безальтернативно. И сравнить со
старым, а точнее – с тем, что настоятельно не
рекомендовалось в качестве альтернативы. Речь
идет о «Комплексной программе физического
воспитания учащихся 1–11-х классов» доктора
педагогических наук В.И. Ляха и кандидата
педагогических наук А.А. Зданевича, изданной в
2005 г.
Цели
В пояснительной записке к программам и
в первом случае, и во втором учитель находит для
себя главный ориентир: всестороннее развитие и
формирование личности школьника, на что, в
частности, должно работать и физическое
воспитание. И давно понятные всем задачи:
укрепление здоровья, обучение навыкам и умениям,
освоение теоретической базы физической
культуры, воспитание потребности в
самостоятельных занятиях, развитие
положительных качеств личности. Но если
В.И. Лях говорит о решении этих задач именно в
целях физического воспитания личности, то
А.П. Матвеев видит в них ключ к достижению цели
образования в области физической культуры,
которая, по мнению автора, заключается в
формировании «устойчивых мотивов и потребностей
в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового
образа жизни».
Но формулировка – только фраза. Важнее
– как, исходя из поставленной цели, разработана
программа, каким содержанием наполнена.
Программа
По программе В.И. Ляха и
А.А. Зданевича учитель строит образование на
основе базовой и вариативной дифференцированной
частей.
По программе А.П. Матвеева –
«вариативная часть» снимается, остается
обучение прежнему набору игровых дисциплин в
конкретной расчасовке; особо обращается
внимание на сознательное использование знаний,
умений и навыков в самостоятельных занятиях.
Кроме того, в программе А.П. Матвеева
нормативное тестирование присутствует только в
выпускных классах – 9-м и 11-м. На освоение
теоретических знаний выделяется конкретное
число часов.
Я остановилась именно на этих трех
моментах не только потому, что они наиболее
понятны. Они также оказались в центре внимания
учителей. Реплик и комментариев по ходу
семинаров (в том числе и окружных) было
достаточно:
– Работаю 40 лет. Есть своя программа
обучения на базе баскетбола. Ребята и прыгают, и
подтягиваются. А шейпинг, по-моему, только для
того, чтобы потом можно было сказать, что у нас
все занимаются спортом.
– Я сам занимался борьбой. То, что
предлагается по программе единоборств,
неправильно.
– Промежуточные итоги каждый год мы
все равно подводим и на нормативы смотрим,
называются они в программе или нет. А вот теорию я
давал и буду давать по ходу уроков. Сказал –
закрепили, повторили.
– Плавание стоит в обязательном виде.
Ну сколько даже в Москве школ, которые могут
давать его отдельной дисциплиной!
– Знаете, я всю жизнь только и делал,
что пытался детей научить тому, что им
обязательно пригодится и так, чтобы они это не
забыли. У меня были ребята из непростых семей,
многим уроки пригодились в Афганистане, чтобы
выжить. И дело не в программах. Главное –
понимать, с кем работаем (а работаем-то с разными)
и для чего. Под то, как решим работать, и надо
делать программу. Может, из нескольких – одну. А
еще лучше – свою.
– Мне кажется, что сегодня, какой
быть физической культуре, зависит не столько от
программы, сколько от учителя и от того, как к
нашему предмету относятся в нашей же школе.
– До своей программы руки не
доходят. А сколько забытых программой игр есть! А
сколько сами ребята придумывают на уроке!
Завершается первая четверть, и работа
по разным программам – новым и старым – набрала
ход. Мы постараемся в дальнейшем рассказать о
программах, предоставим слово самим авторам,
чтобы они ответили подробнее на все ваши вопросы.
Валентина РЕПИНА
Фото А. Степанова
|