УРОК С КОММЕНТАРИЕМ
Волейбол
Что важнее: тактика или техника?
Если техника – это выполнение того или
иного приема игры, то тактика – какой из приемов
выполнять (выбрать), куда направить мяч и по какой
траектории, где располагаться на площадке (в тот
или иной момент игры).
Техника и тактика должны разучиваться
параллельно.
На начальном этапе обучения тактика
является одним из критериев правильности
техники. Если игрок не может выполнить
тактическую задачу, значит, его техника неверна.
Если игрок, принимая мяч с подачи, не
может послать его связующему игроку, он
выполняет прием неправильно.
Однако довольно часто в методической
литературе рекомендуют делать иначе.
Приведу одну цитату, которая
характерна для многих книг: «К изучению
разнообразных тактических вариантов приемов
игры следует приступать только после прочного
овладения основами ее техники».
Обучение волейболу на уроках
физкультуры коренным образом отличается от
тренировок спортсменов. У учителя нет такого
количества времени, как в спортивной школе или в
секции. Кроме того, в школе дети разучивают
приемы игры медленно, от года к году добавляя
новые. Поэтому необходимо играть в волейбол,
используя только разученные приемы игры, и
приучать к тактическим комбинациям, которые
будут использоваться в дальнейшем.
Обучение тактике в школе надо
проводить параллельно с обучением технике. Как
только учащиеся освоили начальные упражнения,
которые выполняли индивидуально, и переходят к
работе в парах, значит, пришло время для обучения
тактике.
Такой подход гораздо эффективнее и
требует меньше времени для обучения, причем как
технике, так и тактике, потому что одно помогает
другому.
Дети не всегда понимают, почему надо
так, а не иначе выполнять технические приемы, и
выполняют их так, как считают нужным в данных
условиях, а условия сильно отличаются от игровых.
Во-первых, стоят на любом свободном месте,
независимо от разметки площадки. Во-вторых,
обучение проводится без сетки, а в игре она есть и
будет сильно мешать начинающим. В-третьих, в игре
гораздо чаще надо точно делать передачи своим
игрокам, чем просто посылать мяч на сторону
соперника.
В то же время, разметку площадки и
сетку можно и нужно использовать для обучения
приемам игры.
Например, чтобы было понятно, почему не
надо посылать мяч за голову партнеру, он должен
располагаться спиной около сетки. В этом случае
мяч надо будет направлять по более высокой и
крутой траектории, чтобы он падал у сетки, если
его никто не сыграет. Следовательно, при передаче
надо активнее работать ногами и не допускать
лишних движений кистями.
Кроме того, игрок, стоящий у сетки,
учится играть так, чтобы не касаться ее, и
следовательно, уже привыкает к игровым условиям.
В этом случае при переходе к игре сетка не будет
для него лишним раздражителем, а будет лишь
обычным местом игры на площадке.
Второй пример. Дети часто при
выполнении передач расходятся далеко друг от
друга. В связи с этим нарушается техника
выполнения передач, так как не хватает сил для
того, чтобы «докинуть» мяч до партнера. В этом
случае расположение одного игрока у сетки, а
другого у трехметровой линии фиксирует
расстояние между игроками. С другой стороны, они
будут выполнять передачи в условиях, максимально
приближенных к игровым (как при первой и второй
передачах).
Дети с трудом переключаются с одних
условий на другие. Привыкнув играть в одних
условиях, они не знают, что делать в других, хотя
эти условия аналогичны. Как правило, для
привыкания к новому месту требуется время.
Именно поэтому тренировочное место на площадке
должно быть таким же, как и в игре.
Обучение тактике волейбола в
общеобразовательной школе по сравнению со
спортивной школой имеет ряд особенностей,
которые надо обязательно учитывать при выборе
методики:
Обучение проводится в условиях
сильно ограниченного времени, отведенного на
изучение данного раздела программы.
Надо обучать волейболу частями, в
соответствии с программой и возрастом.
Надо одинаково обучать всех,
независимо от их способностей.
Надо обучать всех, независимо от их
желания.
Учитывая то, что в игре в волейбол
разрешено лишь 3 касания мяча на одной стороне
площадки, а 2 раза подряд касаться мяча одному
игроку запрещено, то на начальном этапе, вся
игра сводится к взаимодействию двух-трех игроков.
Остальные 3–4 игрока лишь должны быть готовы к
этому взаимодействию. Однако они должны уметь то
же, что и игроки, которым удалось потренироваться
с мячом.
Поэтому основной упор при обучении
тактике игры на начальном этапе должен быть
сделан на взаимодействии двух игроков. Именно
двух, так как двое могут выполнить практически
все, что иногда делится на троих.
Только после усвоения парных
тактических упражнений можно переходить к
упражнениям в тройках и всей командой.
Кроме того, упражнения в парах
позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а
не ожидать его прилета. Данное состояние
несвойственно начинающим, поэтому в командной
игре они быстро «отключаются» и расслабляются, а
следовательно, не способны продолжать игру,
когда мяч вдруг попадает к ним. А попадает он к
ним именно вдруг, потому что большинство
школьников его не может предвидеть.
Упражнения же в парах позволяют
учащимся наработать тактический опыт, который
потом помогает легче войти в командную игру. Во
всяком случае, каждый ученик уже знает, что нужно
делать с мячом, находясь в том или ином месте
площадки.
Одной из тактических ошибок,
совершаемых школьниками, является касание мяча
два раза подряд, причем независимо от того,
выполняет ученик при втором касании игровой
прием или просто ловит мяч. Эта ошибка крайне
отрицательно влияет на обучение игре всего
класса в целом.
Такая привычка не дает возможности
другим игрокам двигаться на мяч и выручать
партнера, который ошибся. Она приучает учащихся
прекращать игру при первой же ошибке. И если
учесть, что ошибок в начале обучения бывает
много, то основную часть игрового времени игроки
будут стоять. Кроме того, иногда партнеры,
разбивая коленки, бросаются под мяч и могут
запросто его поднять, а игрок одним махом руки
все портит.
Причина двух касаний всегда одна –
плохое выполнение игрового приема (над собой). Но
формы касаний и оправдания их
«целесообразности» бывают различны. Например:
Выполнение двух игровых приемов
подряд, для «продолжения игры» (при обучении, в
разминке и т.п.).
Ловля мяча после неудачного
выполнения приема с целью прекращения
упражнения и более быстрого начала новой
попытки.
То же из-за лени наклоняться за мячом.
Ловля или касание, утверждая: «Все
равно никто не сыграет».
Непроизвольное касание мяча по
привычке.
Выполнение упражнений, даваемых
учителем, с двумя касаниями подряд,
вырабатывающими такую привычку.
· Неумение увернуться от мяча,
падающего на игрока после его же передачи, и т.п.
Учащимся надо запомнить, что нельзя
касаться мяча два раза подряд ни при каких
условиях. Если упражнение не получилось, то
пусть выручает партнер или мяч падает на пол.
Только после падения мяча на пол (касания пола)
его можно брать в руки. Это правило касается как
игры, так и абсолютно всех упражнений.
Учителю необходимо разъяснять
учащимся это правило и требовать его соблюдения
при выполнении любых упражнений. Иногда вплоть
до наказания отдельных учащихся или команды.
Например, проигрыш 3-х очков, а не одного.
Не следует давать учащимся упражнений,
в которых они выполняют два игровых приема
подряд: например, нижнюю передачу – над собой, а
верхнюю – партнеру. Здесь следует еще раз
напомнить, что в школе не всегда годится то, что
хорошо проходит в спортивной секции.
Большинство игр и игровых упражнений
проводится с тремя касаниями мяча на каждой
стороне площадки. Это обязательное условие
заставляет школьников учиться управлять мячом,
что является необходимой подготовкой к игре с
нападающими ударами. В этом случае дети
вынуждены осуществлять групповые
взаимодействия (тактические), из которых и
складывается игра в волейбол.
Обязательная игра в 3 касания на каждой
стороне вовлекает в игру большее число учащихся.
При этом отсутствует бессмысленная
«перестрелка» 2–3 игроков с разных сторон сетки.
Занятия всегда должны
организовываться так, чтобы в них принимали
участие все учащиеся класса. Даже в том случае,
когда это бывает невозможно из-за специфики
упражнения, игроки должны меняться так, чтобы на
площадке обязательно побывали все.
Если при выполнении упражнения в
учебной игре или в школьных соревнованиях
учащихся больше 6, то смена производится круговым
способом. При переходе игрок из зоны второго
номера садится на скамейку, а очередной игрок со
скамейки встает в зону первого номера (см. рис.).
Аналогичным образом проводится замена и при
любом другом количестве игроков на площадке.
На начальном этапе обучения тактике
обращают внимание учащихся на следующее:
Расположение игроков на площадке в
тот или иной момент игры.
Кому или куда (в какое место площадки)
посылать мяч.
Какой игровой прием применить.
По какой траектории посылать мяч.
Причем на все эти пункты обращают
внимание при обучении как индивидуальной
тактике, так и групповой и командной.
Обычно описание и подбор упражнений
даются в их методической последовательности, т.е.
по степени возрастания сложности. Считается, что
это наиболее удобно в работе. Но нигде нет
указания на то, в каком классе их надо давать или
с какого класса начинать. Учитель должен
определить это сам в зависимости от уровня
подготовки детей и их возможностей, а также от
количества уроков, отведенных на волейбол.
Сколько времени выполнять то или иное
упражнение и в течение скольких уроков, учитель
также решает сам.
При подборе упражнений с акцентом на
технику игры необходимо вносить соответствующие
коррективы.
Все выше перечисленные методические
рекомендации способствуют более быстрому
обучению игре в целом. А это, в свою очередь,
приводит к тому, что дети начинают проявлять
больший интерес к игре и с удовольствием играют в
нее.
Однако учителю не стоит огорчаться,
если дети слабо усвоят тактику игры на первом
году обучения. Систематическая работа из года в
год обязательно даст свои плоды и приведет к
хорошим результатам по окончании обучения детей
в школе.
Проверка знаний по тактике и их оценка
проводятся во время учебных игр. Здесь следует
отметить, что знать и уметь – это одно и то же.
Во время учебных игр, направленных на
совершенствование конкретных тактических
действий, учитель наблюдает за учащимися и
оценивает их. В данном случае основной упор
делается именно на тактику, а не на техническое
исполнение приемов игры.
Может оцениваться как тактика игры в
целом, так и отдельное тактическое действие.
Например:
Выбор правильного места на площадке
при переходе в другую зону.
Выбор правильного места на площадке в
зависимости от ситуации.
Умение правильно выбрать технический
прием.
Полет мяча по определенной
траектории.
Направление мяча в определенную
часть своей площадки.
Направление мяча в определенную
часть площадки соперника.
Оценка ставится каждому конкретному
игроку именно за его тактические действия, а не
команде в целом.
Виктор ЛЕПЕШКИН
г. Дубна,
Московская область
|