Физическая культура в России: сказка
или реальность?
В № 4, 2006 г. мы опубликовали
основные положения «Концепции федеральной
целевой программы «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.».
Сегодня мы начинаем серьезный разговор о
программе, созданной на основе этой концепции. В
заочной дискуссии принимают участие учителя,
тренеры, научные работники, представители
различных ветвей власти.
Уверены: разговор на данную тему далеко не
последний. Слишком много усилий потребуется от
всех, начиная с учителей и тренеров, заканчивая
правительством РФ, чтобы сделать реальные шаги
на пути оздоровления нации, чтобы спорт стал
массовым, а не элитарным, чтобы культура
физическая стала нормой и для подрастающего
поколения, и для всего общества.
Встреча
В сентябре в Анапе проходил очередной
фестиваль «Президентские состязания», на
который приехали вместе со своими учениками
учителя из 57 регионов России (подробный рассказ
об этих состязаниях, о методиках учителей, чьи
классы стали победителями областей и республик в
этих состязаниях, мы опубликуем в № 1 за
2007 г.). Редакция газеты «Спорт в школе»
предложила провести «круглые столы» на темы,
волнующие педагогов и тренеров, – не хотелось
упускать редкую возможность.
Разговор начался с проблем развития
массового спорта: «В программе «Развитие
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006–2015 гг.», выдержки из которой
были опубликованы в вашей газете, все, на первый
взгляд, правильно. Но если делать так, как там
написано, может снова ничего не получиться! Или
станет еще хуже...» – переживали учителя.
Договорились: работать в
конструктивном режиме, предлагать конкретные
шаги, которые, на взгляд педагогов, необходимо
предпринять в первую очередь, как можно меньше
критиковать те шаги, которые уже сделаны. Не
совсем получилось...
Предложения учителей еще
дорабатываются, они будут опубликованы в номере,
посвященном фестивалю. А о разговоре,
проходившем на «круглом столе», мы расскажем
сегодня. Имена участников дискуссии мы не
называем намеренно: важен ее смысл, а не кто что
сказал.
«Круглый стол» с острыми углами
– В нашем районе 10 лет не было ДЮСШ,
сейчас, слава Богу, отремонтировали, открыли. Но
она работает не в полную силу: за эти годы мы
потеряли тренеров, которые могли бы в этой школе
работать. Молодежь туда не идет, зарплата у
тренеров – мизерная.
– Если бы я сейчас был молодым, тоже
искал бы работу, которая дала бы возможность
прокормить семью. На зарплату тренера или
учителя это невозможно.
– Да и один с голоду умрешь!
– Одно строительство новых
спортивных комплексов могло бы привлечь
население к спорту! Но это – только на первый
взгляд. На самом деле, от этого будет мало толку.
Строят огромные спортивные комплексы, а кто в них
будет работать, если тренеров нет и в ближайшее
время увеличение их количества не предвидится?
– Интересно, а кто эти новые
спортивные объекты будет финансировать в
дальнейшем? Кто возьмет их на баланс?
Муниципальные власти? Так у них нет таких денег!
– Да, местные власти вряд ли потянут
их содержание. Электричество, технический
персонал – огромные деньги, большинство
муниципалитетов таких расходов на себя взять не
могут.
– Вот и окажется: спортивные дворцы
построят, а лет через десять они развалятся.
– Я уверен: вместо того чтобы
строить новые спортивные дворцы, которые никто
не сможет содержать, стоит обратить внимание на
спортивные залы в обычных общеобразовательных
школах.
– В нашей школе на 1640 человек – один
маленький спортзал, в котором одновременно
занимаются три класса!? Это что – культура?
Физическая? Кому такие занятия нужны? Да это и по
технике безопасности запрещено! А нам приходится
работать.
– На улице можно заниматься, это
даже полезнее!
Конечно, лучше сразу вернуться на пару
веков назад! Ребятам ведь хочется, чтобы все было
«как у людей». Мальчишки с удовольствием идут в
тренажерные залы, в хоккей и футбол гоняют,
только негде им, вот и начинают выпивать,
хулиганить.
– В селе есть только один человек,
который может организовать детей на занятия
физкультурой и массовым спортом. Это – учитель
физкультуры.
– Есть? Я бы сказал «был»!
Посмотрите на средний возраст учителей
физкультуры! Сорокалетние считаются совсем
молоденькими, большинству учителей перевалило
за 60.
– Новые спортивные залы нужно
строить при школах, тогда они будут работать! И
открывать ставки тренеров при
общеобразовательных школах.
– Какова цель ФЦП: вырастить
нескольких чемпионов мира или здоровую нацию? Да,
мы стремимся к рекордам, но в нашей стране
здоровых людей становится все меньше и меньше.
Прежде всего, нужно восстановить бесплатные
детские спортивные школы! У нас не более 10%
взрослых могут себе позволить оплатить занятия
своих детей в платных спортивных секциях. А
остальные дети, может, намного одареннее... Так и
вся нация становится больной, и «звездочки» не
появляются на спортивном пьедестале: нет у их
родителей денег...
– А с инвентарем дела совсем плохи.
Вроде бы деньги выделяют, покупают что-то в школы,
– а работать не с чем! Нам недавно привезли
«бесплатные» волейбольные мячи. Со шнуровкой!
Два дня поиграли, они и лопнули. Где их только
раздобыли? И еще считают, что помогли! Кто-то
просто «отмыл» государственные деньги.
– Но теперь с покупкой инвентаря
помогают. В прошлом году из 20 школ в районе полный
комплект инвентаря (далеко не лучшего качества)
получили две школы. Если такими темпами пойдем,
сегодняшние первоклашки из некоторых школ
никогда на лыжи не встанут и мяч не погоняют...
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Из Федеральной целевой
программы «Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.»
(в дальнейшем – ФЦП. – Прим. ред.):
«...Основными задачами программы по
направлению «Массовый спорт» являются:
а) повышение интереса различных
категорий граждан Российской Федерации к
занятиям физической культурой;
б) развитие инфраструктуры для занятий массовым
спортом как в образовательных учреждениях, так и
по месту жительства, включая:
– строительство в образовательных
учреждениях 1467 многофункциональных залов, 733
залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок;
– строительство на основе долевого
финансирования… 1000 спортивных центров…»
Комментарий газеты «Спорт в школе»:
Согласно данным, полученным из
регионов (см. тематические номера о физической
культуре в Новгородской области (№ 9, 2005),
Красноярском крае (№ 13, 2005), Иркутской области (№
22, 2005), Нижегородской области (№ 1, 2006), Псковской
области (№ 18, 2006)), от 30 до 50% общеобразовательных
школ в России вообще не имеют спортивных залов.
Что понимается в данной ФЦП под
«образовательными учреждениями»? Какова среди
них доля общеобразовательных школ? Смогут ли во
вновь построенных залах заниматься все дети, а не
только самые талантливые и в отдельных видах
спорта? Нельзя забывать, что в масштабах страны
строительство двух-трех тысяч спортивных залов и
площадок проблему обеспечения населения (и детей
в первую очередь) возможностью заниматься
физической культурой и спортом решить не может. |
|