Проект Федерального закона
25 сентября этого года на заседании
Правительства Российской Федерации
руководитель Федерального агентства по
физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов
представил проект Федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации». Решением Правительства проект был
одобрен и скоро будет внесен в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской
Федерации. Вячеслав Фетисов назначен
официальным представителем Правительства РФ при
рассмотрении проекта палатами Федерального
Собрания РФ. Сегодня мы публикуем некоторые
главы из проекта нового закона – те, которые
самым прямым образом затрагивают систему
образования и массового спорта.
Статья 24. Физическая культура и спорт
в системе образования
1. Образовательные учреждения
самостоятельно с учетом местных условий и
интересов обучающихся определяют формы занятий
физической культурой и средства физического
воспитания, виды спорта и двигательной
активности, методы и продолжительность занятий
на основе государственных образовательных
стандартов и нормативов физической
подготовленности, а также проводят внеучебную
физкультурно-оздоровительную и спортивную
работу с привлечением к этой деятельности
учреждений дополнительного образования и иных
физкультурно-спортивных организаций и
учреждений.
2. Организация работы по физическому
воспитанию и образованию в образовательных
учреждениях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий
по предмету «Физическая культура» в
образовательных учреждениях в общем объеме,
установленном государственными
образовательными стандартами, а также
дополнительных (факультативных) занятий
физическими упражнениями и спортом;
2) создание в образовательных учреждениях
условий, включая обеспечение спортивным
инвентарем и оборудованием, для проведения
комплексных мероприятий
физкультурно-спортивной подготовки обучающихся;
3) формирование физической культуры личности
обучающихся с учетом индивидуальных
способностей, состояния здоровья и мотивации;
4) физическое воспитание обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
5) осуществление физкультурно-оздоровительных
мероприятий в режиме дня;
6) проведение внешкольной воспитательной
работы с учащимися (занятий в спортивных секциях,
спортивных школах и спортивно-оздоровительных
туристских клубах, а также самостоятельных
занятий);
7) врачебно-педагогический контроль за
организацией физического воспитания;
8) вовлечение в активные занятия физической
культурой и спортом детей и учащейся молодежи в
свободное и каникулярное время;
9) формирование ответственного отношения
родителей к здоровью детей и их физическому
воспитанию;
10) проведение ежегодного мониторинга
физической подготовленности и физического
развития обучающихся.
3. Органы местного самоуправления
имеют право вводить дополнительные учебные и
внеучебные физкультурно-спортивные занятия в
муниципальных образовательных учреждениях.
4. Для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья организуются занятия,
осуществляемые в общеобразовательных,
специальных (коррекционных) и иных
образовательных учреждениях или в рамках
рекомендованной индивидуальной программы
реабилитации.
Статья 27. Физическая культура и спорт
по месту работы, жительства и отдыха населения
1. В соответствии с
законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской
Федерации и нормативными правовыми актами
муниципальных образований в коллективные
договоры включаются обязательства
работодателей в отношении:
1) создания работникам условий для
занятий физической культурой и спортом, включая
реабилитационные и профессионально-прикладные
занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое
восстановление, спортивно-массовую работу,
спортивно-оздоровительный туризм;
2) предоставления работникам организаций и
членам их семей для занятий физической культурой
и спортом имеющихся спортивных сооружений и баз,
обеспечения обслуживания таких спортивных
сооружений и баз, их капитального и текущего
ремонта, оплаты труда работников таких
спортивных сооружений и баз, в том числе
работников спортивных школ, выделения средств на
приобретение спортивного инвентаря и
оборудования.
2. Руководители санаториев и
курортных учреждений, домов отдыха и туристских
баз создают условия для использования в процессе
лечения и отдыха граждан различных компонентов
физической культуры в целях укрепления их
здоровья, профилактики и лечения заболеваний.
3. Органы местного самоуправления
создают условия для развития физической
культуры и спорта по месту жительства и отдыха
граждан (в жилых микрорайонах, общежитиях,
дворах, парках, лесопарках, загородных базах
отдыха, иных местах отдыха), в том числе путем
привлечения к этой работе специалистов
физической культуры и спорта.
Статья 28. Адаптивная физическая
культура и физическая реабилитация инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спорт среди инвалидов
1. Адаптивная физическая культура
является видом физической культуры для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, содержащим в себе комплекс
эффективных средств их физической реабилитации.
2. Физическая реабилитация и
социальная адаптация средствами физической
культуры, адаптивного спорта и адаптивного
физического воспитания реализуются в
реабилитационных центрах,
физкультурно-спортивных клубах инвалидов,
спортивных школах и центрах,
физкультурно-спортивных учреждениях,
образовательных учреждениях для работы с
инвалидами, лицами, отнесенными к специальным
медицинским группам, и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Спорт среди инвалидов (адаптивный
спорт) направлен на социальную адаптацию и
физическую реабилитацию лиц с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов.
4. Деятельность по развитию спорта
среди инвалидов основывается на принципах
приоритетности, массовости и доступности
занятий спортом.
5. Федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области физической
культуры и спорта, органы местного
самоуправления совместно с органами в области
образования, здравоохранения и социального
развития, а также общественными объединениями
инвалидов способствуют интеграции инвалидов в
общую систему физической культуры, физического
воспитания и спорта через
физкультурно-спортивные организации и
учреждения.
6. Федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области физической
культуры и спорта, органы местного
самоуправления, физкультурно-спортивные
организации, в том числе физкультурно-спортивные
объединения инвалидов, организуют спортивную
работу с лицами, имеющими ограниченные
физические возможности, создают адаптивные
детско-юношеские спортивные школы,
детско-юношеские клубы физической подготовки,
отделения адаптивного спорта в спортивных
школах и клубах, иных физкультурно-спортивных
учреждениях и образовательных учреждениях.
Статья 39. Профессиональная
педагогическая деятельность в области
физической культуры и спорта и профессиональная
деятельность в области лечебной физической
культуры
1. К профессиональной
педагогической деятельности в области
физической культуры и спорта допускаются лица,
имеющие документы государственного образца о
среднем или высшем профессиональном
образовании, выданные образовательными
учреждениями по соответствующим направлениям
подготовки и специальностям в области
физической культуры и спорта.
2. В области лечебной физической
культуры к профессиональной деятельности
допускаются лица, имеющие документы
государственного образца о среднем или высшем
профессиональном образовании, выданные
образовательными учреждениями по направлениям
подготовки и специальностям в области
физической культуры и медицины.
3. Федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления в области физической культуры и
спорта совместно с федеральными органами
исполнительной власти в области образования
определяют потребность общества в специалистах
для физической культуры и спорта и лечебной
физической культуры. |