НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Гимнастика + спортивные игры
1-й класс
Занятие № 1. Тренировка юнг
Цель: развитие ловкости,
координации, скоростных качеств.
Задачи:
1. Развивать творческое воображение
учащихся посредством спортивных предметов,
придавая им образ и игровой характер в
сюжетно-ролевой игре.
2. Воспитывать у детей необходимые
качества – такие, как смелость, настойчивость,
чувство уверенности в себе.
3. Совершенствовать навыки
преодоления различных препятствий в беге;
повторить подвижные игры; способствовать
укреплению мышц, развитию быстроты, ловкости.
Место проведения: спортивный зал,
оформлен детскими рисунками, морскими флажками.
На одной из стен зала натянуты рыболовные сети,
украшенные водорослями, ракушками, лентами. На
противоположной стене висит спасательный круг.
Материально-техническое
обеспечение:
– гимнастические скамьи – 2 шт.;
– гимнастические маты – 2 шт.;
– стойки – 2 шт.;
– канат – 1 шт.;
– малые (теннисные) мячи – 12 шт.;
– ведерки – 2 шт.;
– кегли – 10 шт.;
– швабры – 2 шт.;
– пластиковые тазы – 2 шт.;
– бельевая веревка, кассетный магнитофон.
Класс выстраивается в шеренгу.
Морские учения
1. Построение, сдача рапорта: «Юнги
1-го класса к морским учениям готовы!»
2. Ходьба строевым шагом.
3. «Аврал» (спешная работа на судне
всей командой) – обычный бег с постепенным
увеличением темпа, с переходом на ходьбу с
препятствиями:
· по гимнастической скамейке;
· ходьба «змейкой» между стойками;
· ходьба с высоким подниманием
бедра;
· прыжки на одной ноге;
· перестроение в три колонны
(раздача флажков, размыкание).
ОРУ с флажками
Представьте себе, что вы находитесь у
теплого Индийского океана. (Дети, лежа на ковре,
слушают шум моря.)
Мышцы расслаблены, глаза закрыты,
дыхание плавное. После каждого вздоха нужно
медленно втянуть воздух, пытаясь почувствовать
запах моря.
В походе моряков поджидают разные
испытания: жара, дождь, шторм. И вот тут морякам
нужно собрать все силы в кулак, чтобы преодолеть
сложности и помочь друзьям в трудную минуту.
Круговая тренировка: «Матросы на
корабле в шторм». Каждая команда идет по своему
маршруту.
1. «Ходьба по палубе в шторм» –
задний ход на четвереньках, держать интервал.
2. «Подъем по скользкому трапу» –
подтягивание обеими руками одновременно по
наклонной гимнастической скамейке на животе с
переходом на гимнастическую стенку.
3. «Лазанье по реям» – по
гимнастической стенке приставным шагом.
4. «Спуск в трюм» – упражнение
«каракатица» (упор руками сзади, ступнями –
спереди).
5. «Спуск к шлюпкам» – пройти по
лежащему канату.
Игра «Акула»
Выбирается водящий – «акула».
Участники игры бегают по залу (имитируют
движения пловцов). По сигналу ведущего «Акула,
быстро из воды!» дети убегают и «спасаются»,
влезая на скамейку («шлюпку»). Водящий старается
поймать игрока, который не успел запрыгнуть на
скамейку.
Пойманные из игры не выходят, а
становятся помощниками «акулы» и помогают ей
ловить остальных участников. Те ребята, которые
ни разу не попались «в зубы» к «акуле», считаются
победителями.
Эстафета с загадками
Заранее заготавливаются вопросы –
загадки по числу игроков в командах. До начала
игры детям сообщается, какой теме посвящены
загадки, чтобы процесс отгадывания был
направленным и осмысленным.
Играющие делятся на две равные команды
и выстраиваются в колонны. Впереди, в 10 м
напротив каждой команды, встают двое помощников
(«боцманы»). По сигналу ведущего первые игроки
обеих команд:
1) подтягиваются обеими руками
одновременно по гимнастической скамейке на
животе;
2) встают и бегут к «боцманам», те загадывают им
загадку.
Если игрок отгадал загадку, он
получает флажок и возвращается назад, передает
эстафету следующему участнику. Команда,
закончившая перебежку первой, получает одно
очко. Далее ведущий подсчитывает флажки. За
каждый – 2 очка.
Конкурс для юных матросов
1. «Накрыть стол в кубрике».
Подготовить: 2 бумажные скатерти, металлические
кружки, ложки, вилки, тарелки, салфетки и фрукты.
Участвуют две команды. Кто быстрее накроет стол?
2. «Драить палубу». Подготовить: 2
швабры и ведра. На расстоянии от стартовой линии
устанавливаются флажки, в 2 м один от другого.
Команды выстраиваются в колонну за стартовой
линией, напротив своего контрольного ориентира.
Первые номера обеих команд держат в руках по
швабре и теннисному мячику.
По сигналу ведущего первые номера с
места с помощью швабры ведут мяч, огибая флажки
до контрольного ориентира – ведра. Кладут мячик
в ведро и возвращаются обратно, огибая (змейкой)
ориентир. Побеждает команда, первой закончившая
эстафету.
3. Конкурс «боцманов». «Постирали и
повесили сушить». Подготовить: 2 тазика, майки,
шорты, прищепки.
За линией старта выстраиваются две
команды, у первых участников в руках таз с вещами
и прищепками. В середине зала натянута бельевая
веревка. По сигналу первые бегут к бельевой
веревке и с помощью прищепок подвешивают белье
(майку и шорты), возвращаясь назад, передают таз
следующему участнику, тот снимает белье и т. д. У
кого это получится быстрее, тот победитель.
4. «Перетягивание каната».
Канат располагается вдоль зала.
Участники берутся за канат в шахматном порядке.
Кораблики
Каждый участник получает цветной лист
бумаги. Вместе с помощниками дети делают из
бумаги кораблики.
Занятие № 2. Упражнения с большими
обручами
Тип урока: соревновательно-игровой.
Задачи урока:
1. Совершенствовать двигательные
навыки с большим обручем.
2. Развивать силу, ловкость, выносливость,
подвижность.
3. Воспитывать чувство взаимовыручки,
товарищества.
4. Воспитывать любовь к занятиям физической
культурой.
5. Способствовать развитию навыков общения.
Подготовительная часть:
Построение, приветствие, сообщение
цели урока: «Сегодня на занятии мы должны
отрабатывать правильную осанку, работать над
развитием быстроты и ловкости».
Загадка-вступление:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд.)
И.п.: построение в колонну, хват за пояс.
Направляющий – «паровозик», остальные –
«вагончики». Направляющий говорит: «Пуф-паф,
поезд отправляется!» – продвижение вперед
коротким шагом, правая рука описывает средние
круги в боковой плоскости. Можно предложить
спеть: «Голубой вагон...»
Ходьба с препятствиями (при
прохождении препятствий дети сохраняют контакт
друг с другом – «сцепление вагонов»):
· «поезд едет через мост» –
продвижение, проходя по гимнастической скамейке;
· «поезд едет через тоннель» –
продвижение, пролезая в обруче;
· «поезд едет по горной дороге» –
продвижение «змейкой» между обручами на полу –
«горами».
Направляющий говорит: «Ту-ту, поезд
останавливается!» Расцепка вагонов.
Игра «Быстро в домики»
В зале в произвольном порядке
расположены обручи большого диаметра, число
которых меньше, чем половинное количество
игроков. По первому сигналу дети бегают по
площадке между обручами. По второму сигналу они
должны быстро встать в обруч по двое и
представиться друг другу – назвать свои имена.
Один или два игрока (в зависимости от того, четное
или нечетное количество учащихся присутствует
на занятии), оставшиеся без обруча, подходят к
учителю и представляются ему.
Правила:
1) бегать по площадке, не наступая в
обручи, используя свободное пространство;
2) занимать можно любой обруч;
3) в обруче могут находиться только
два игрока.
ОРУ с обручами
1. И.п.: стоя, ноги вместе, напротив
друг друга, обруч впереди горизонтально, хватом
двумя руками снаружи. 1–8 – кружиться вправо; 8 –
и.п., сохранять равновесие; 9–16 – то же в другую
сторону. То же, увеличивая темп.
2. И.п.: стоя, ноги вместе, напротив
друг друга, обруч внизу горизонтально, хватом
двумя руками снаружи. 1 – обруч вверх, правую ногу
назад на носок, вдох; 2 – и.п., выдох; 3–4 – то же с
левой ноги.
3. И.п.: стоя, ноги врозь, напротив
друг друга, обруч перед грудью горизонтально,
хватом руками снаружи. 1–8 – поочередно
перехватывая обруч руками, поворачивать его
вправо в горизонтальной плоскости; 9–16 – то же
влево. То же, увеличивая темп.
4. И.п.: стоя, ноги врозь, напротив
друг друга, обруч впереди, горизонтально, хватом
двумя руками снаружи. 1–2 – поворачивая обруч
вправо (влево), скрестить руки, правая (левая)
сверху (обруч горизонтально); 3–4 – и.п.; 5–8 – то
же в другую сторону.
5. И.п. – стоя, ноги врозь, в обруче
спиной друг к другу, обруч у плеч горизонтально,
хватом двумя руками. 1 – обруч вверх; 2 – наклон
вправо (влево); 3 – выпрямиться; 4 – и.п.; 5–8 – то же
в другую сторону.
6. И.п.: то же. 1–2 – присесть, обруч
вверх; 3–4 – и.п.
7. И.п.: стоя, ноги вместе, лицом друг к
другу в обруче, лежащем на полу, руки положить на
плечи друг другу. 1 – прыжком вправо (влево)
выпрыгнуть из обруча; 2 – прыжком вернуться в и.п.;
3–4 – то же в другую сторону.
8. И.п.: стоя, ноги вместе, друг напротив
друга на расстоянии 2–3 м; обруч у одного из
партнеров. Вертикально на полу, справа в боковой
плоскости, хватом правой руки сверху. 1–3 –
энергичным, плавным толчком правой руки
перекатить обруч к партнеру, задав нужное
направление сопровождающим движением пальцев; 4
– партнер останавливает катящийся обруч, и.п.; 5–8
– то же, поменявшись ролями.
То же, перекатывая обруч друг другу
левой рукой.
9. Обруч у одного из партнеров
вертикально на полу. Перехватывая двумя руками,
круговые повороты обруча, как «волчка», в одну и
другую сторону.
То же, только другой партнер.
Загадка:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(Мяч.)
Игра «Ловушки с мячом»
Дети, стоя по кругу, передают мяч из рук
в руки, стараясь согласовать движения с ритмом
произносимых слов. Последний, к кому попал мяч,
говорит: «Я!», выходит на середину и бросает мяч,
стараясь осалить разбегающихся игроков. После
того как будут осалены 5–6 детей – игра
повторяется.
Правила:
1) разбегаться можно только после того,
как водящий скажет «Я!»;
2) водящий бросает мяч только в ноги;
3) осаленные выходят из игры.
1, 2, 3 – мяч скорей бери!
4, 5, 6 – вот он, вот он здесь!
7, 8, 9 – бросает, кто умеет!
Игра «Зайцы, сторож и собаки»
Класс делится на две группы: серые и
белые зайцы, они стоят на противоположных линиях
дома – это лес. В середине дома находится
сторожка со сторожами и собаками. Ведущий: «Зайцы
белые (серые) сидят и капусточку едят». Пока
учитель говорит, зайцы тихо, на носочках, но
быстро пробегают мимо сторожа и собак в огород и
«едят» капусту. Сторож громко говорит: «У меня
собаки злые, берегитеся, косые!» После этих слов
зайцы из огорода бегут в лес. Их задача – не
попасться сторожу и собакам.
«Змейка» (игра скаутов)
Назначаются два ведущих, которые
набирают себе команды по желанию. Ведущий
подходит к любому человеку и говорит: «Я –
змейка, змейка, стань моим хвостиком!» После этих
слов тот, к кому он обратился, опускается на
четвереньки, проползает под ногами «змейки» и
встает сзади, взявшись за пояс. Выигрывает тот,
кто набрал больше человек к себе в «змейку».
Юлия ФИЛИМОНОВА,
МОУ СОШ № 8 им. А.С. Пушкина
г. Черемхово Иркутской области |