СПОРТЗАЛ
Используй то, что под рукой
Так, кажется, говорил один из героев
знаменитого мультфильма. А под рукой может
оказаться все что угодно. Давайте зайдем в любой
детский городок и посмотрим, что там есть и чем
там занимаются дети. Как правило, в детском
городке есть качели, рукоходы, турники (почти
всегда разновысокие, для разных возрастов),
качалки, врытые в землю старые покрышки, крутилки
(на детском языке – «тошниловки»), скамейки и
песочница. Дети лазают, прыгают, крутятся, бегают,
ползают. А еще они срываются, падают, плачут.
Родители при этом сидят, разговаривают друг с
другом и... тщетно запрещают своим детям делать
то, что потребует от них самих совершить
какое-либо действие типа страховки, поддержки и
т.п. Недалеко от родителей ушли и педагоги: редко
увидишь, что кто-то реально организует
соревнования для детей на детской площадке. А мне
так хочется предложить им то, что мы сами, будучи
детьми, часами проделывали на детской площадке,
несмотря на запреты со всех сторон. Тот, кто
прежде всего думает о безопасности детей, должен
выбрать: или встать на путь запрета и сделать
таким образом жизнь детей бесцветной и свободной
от физических нагрузок и положительных эмоций,
или страховать самому и организовать страховку с
помощью присутствующих. Мы выбираем, разумеется,
второй путь и отметаем далее все вопросы по
безопасности наших детей.
Итак, начнем с покрышек. По ним можно
ходить и бегать наперегонки, ходить «гусиным»
шагом и спиной вперед. Через покрышки можно
прыгать на скорость (кто больше сделает прыжков,
скажем, за минуту), можно ходить с закрытыми
глазами со страховкой друга. А еще, особенно если
покрышек много, можно играть на них в
«догонялки». Правила дети сочинят сами в
мгновение ока.
Рукоходы служат для... ну, это ясно из
названия. А многие дети ходят по ним ногами,
точнее, на четвереньках, – иначе страшно. А чтобы
забраться на рукоход ногами, недостаточно просто
прыгнуть. Некоторые подтягиваются, другие лезут
по столбу, третьи закидывают ногу и делают
«вылаз». Вспомним классический рукоход – он
состоит, как правило, из двух частей: подъема и
спуска. А значит, 6 опорных столбов. Уже вокруг них
можно организовать «змейку». Это для маленьких. А
для больших и сильных требуется усложнение.
Давайте попробуем. Сначала до самого высокого
места участник наших соревнований лезет, как
обычно. Но ровно посередине он должен
соскользнуть по столбу и по другому залезть
снова: подпрыгнуть-то не получится – высоко.
А дальше – обычный спуск. Спустился –
залезай снова, только теперь ногами иди.
Вариантов масса. На некоторых школьных площадках
есть рукоходы сразу из нескольких «дорожек». И
если на них дети не играют в «догонялки», то грош
цена учителям физкультуры. Да, руки в кровавых
мозолях, да, все ноги в синяках. Зато дети менее 15
раз не подтягиваются! Проверено жизнью.
Крутилки («тошниловки») бывают двух
типов: сидячие и стоячие. Для развития физических
качеств предпочтительнее стоячие, но мы
используем то, что под рукой. Кататься мы будем
позднее, сначала разомнемся. Кто за 10 секунд
раскрутит сильнее? Измеряем в тех же секундах, до
полной остановки. Можно эти 10 секунд бегать,
держась за крутилку, можно стоять на месте и
раскручивать рукой. А теперь в другую сторону.
Можно также организовать командные
соревнования: участники друг за другом в течение
определенного времени крутят «тошниловку». А
потом она крутится по инерции, а мы засекаем
время.
Качели. Кто с них не прыгал? Опасно? А
элементарная страховка? Участник спрыгнул, а
второй чуть придерживает пустые качели.
Предлагаю следующее: каждый участник
раскачивается самостоятельно в течение
определенного времени или делает определенное
количество раскачиваний. И сразу же должен
прыгнуть, иначе качели будут останавливаться,
далеко уже не прыгнешь.
Качалки. Я имею в виду незакрепленные,
как перевернутая буква «С». Если несколько таких
качалок поставить в ряд на некотором расстоянии
друг от друга и на край каждой поставить
пластиковый стаканчик с водой, то получаются
увлекательнейшие соревнования. Попробуй пройти,
не уронив стаканчик. Поверьте, далеко не у всех
это получается. А неподалеку стоит штрафное
ведро с водой: пролил – набери воды в ведре –
поставь на место.
Можешь прыгать на следующую. Кто
быстрее? Участники должны эмпирическим путем
решить для себя: или бежать сломя голову,
наполняя штрафные стаканчики, или красться, как
кошка.
Турники. Очень часто они состоят из
двух частей и более: чуть повыше, чуть пониже,
средний. Надо пройти по ним на руках, но не просто
пройти, а на каждом из них подтянуться
определенное количество раз, а потом, не слезая,
переходить на следующий.
Скамейки есть везде. Их разнообразие
впечатляет. Можно играть на них в «догонялки»,
особенно – если их много, перед сценой, например.
Можно прыгать через них, ползать под ними. Можно
ходить по ним, сохраняя равновесие. А можно
сталкивать друг друга. Можно и пресс покачать,
кто больше за определенное время.
Если кто-то думает, что в песочнице
играют только совсем маленькие дети, пусть
попробует сам. Построит город с дорогами,
мостами, развилками, со всей инфраструктурой и
выведет свой «автомобиль» на трассу. Надо как
можно быстрее пройти всю трассу, разрушив при
этом как можно меньше. И в длину с места можно
попрыгать. А кто быстрее наполнит любой сосуд
(хоть пластиковую бутылку) песком? Чем? Да всем,
что под руку попадется!
Вот и все. Это у меня все. А у других,
несомненно, есть что добавить. С удовольствием
буду использовать упражнения на том, что «под
рукой и ногой», на своих занятиях.
Владимир ШЛЕНКИН |