ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Ильдар ЛАТЫПОВ
Физическая культура в профильном
обучении
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1. Концептуальные основы
профильного обучения в области физической
культуры |
18 |
Лекция № 2. Структура и содержание
общего среднего образования в области
физической культуры в условиях профильного
обучения |
19 |
Лекция № 3. Особенности
организации предпрофильной подготовки учащихся
основной школы в условиях введения профильного
обучения
Контрольная работа №1 (срок выполнения – до 25
ноября 2006 г.) |
20 |
Лекция № 4. Элективные курсы в
системе предпрофильной подготовки и профильного
обучения в области физической культуры |
21 |
Лекция № 5. Методика преподавания
основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах
на профильном уровне
Контрольная работа №2 (срок выполнения – до 25
декабря 2006 г.) |
22 |
Лекция № 6. Методика
преподавания основ теории и методики
физического воспитания и спорта в 10–11-х классах
на профильном уровне |
23 |
Лекция № 7.
Спортивно-педагогические классы: планирование и
организация профильного обучения |
24 |
Лекция № 8. Программа развития
средней школы № 1916 г. Москвы
по модели физкультурно-педагогического лицея на
2005–2010 гг. (из опыта работы школы, участвующей в
эксперименте по профильному обучению) |
Итоговая работа (срок
выполнения – 28 февраля 2007 г.)
Итоговая работа сопровождается справкой из
учебного заведения (актом о внедрении) |
Лекция № 6
Проектирование профильных школ в условиях
профильного обучения
Реформирование системы образования
привело к созданию новых видов образовательных
учреждений – гимназий, лицеев, частных школ.
Анализ образовательной практики
функционирования названных учреждений
свидетельствует о том, что большинство из них
фактически осуществляет профильную
дифференциацию содержания образования,
основанную на добровольном выборе учащимися
профиля обучения, исходя из их познавательных
интересов, способностей и профессиональных
намерений. Целенаправленная, осознанная,
теоретически проработанная и научно
обоснованная инновационная педагогическая
деятельность основывается на теоретических
положениях проектирования. В настоящее время без
научной разработки проблем методологии и
технологии педагогического проектирования
невозможно управлять процессами преобразования
образовательных систем.
А.М. Моисеев отмечает: «Есть
основания утверждать, что проектирование –
прекрасное приложение творческого,
созидательного настроя и потенциала
руководителей школ, которые не хотят
довольствоваться ролью пассивных пользователей
готовых и неэффективных систем управления и в
интересах развития школ хотят создавать новые».
Проектирование в сфере образования,
как бы оно ни осуществлялось, строится на основе
уже имеющихся знаний. До недавнего времени
термин «проект» использовался преимущественно в
технической сфере, и с ним связывалось
представление о разработках сложной
документации. В настоящее время любая
научно-исследовательская деятельность связана с
выполнением различных проектов.
Проектирование, по мнению Дж. К. Джонса,
– «вид деятельности, дающий начало изменениям в
искусственной среде». В широком смысле
проектирование – это деятельность по
осуществлению изменений в окружающей среде.
Понятие «проектирование» пополнило
педагогическую лексику благодаря В.В.
Краевскому, который в существенной мере обогатил
понятийно-терминологический аппарат
педагогической науки техническими понятиями,
прежде всего научного обоснования обучения.
Вслед за ним и другие авторы при разработке
концепции содержания общего среднего
образования и концепции процесса обучения
активно использовали такие понятия, как:
– конструктивно-техническая
(регулятивная) функция педагогики;
– принципы конструирования содержания
образования;
– проект педагогической деятельности;
– педагогическое проектирование;
– проектировочная деятельность учителя и др.
Педагогическое проектирование – это
комплексная задача, решение которой
осуществляется с учетом социокультурного
контекста рассматриваемой проблемы, в которой
взаимодействуют и взаимодополняют друг друга
социально-культурные, психолого-педагогические,
технологические и
организационно-управленческие аспекты.
Проектирование в настоящее время
рассматривается как важнейшая составляющая
педагогической деятельности. Этот процесс
охватывает образовательные системы различного
уровня (федеральные, региональные,
муниципальные), содержание образования,
педагогические технологии, управление
педагогическим процессом, планирование и
контроль развития образовательного учреждения и
многое другое.
Проектируя образовательные системы и
технологии в современных условиях, разработчики
стараются учитывать интересы учащихся, строить
процесс обучения разнопрофильно, на разную
глубину усвоения изучаемого материала, так,
чтобы цели обучения соответствовали
возможностям и желаниям обучаемых и социальному
заказу общества.
Необходимой составной частью
проектирования инновационной деятельности
является моделирование. С помощью моделирования
в проектировании сравниваются и оцениваются
варианты проектных решений, имитируются
реальные процессы развития, принимаются решения
о выборе альтернатив. Моделирование в
проектировании позволяет оперировать с
объектами, относительно которых не имеется
полноты знаний. Модели отражают самые
существенные, определяющие устойчивые свойства
объектов, относительно которых имеются
принципиально неполные знания.
Модель – это образец (эталон, стандарт)
для массового изготовления какого-либо изделия
или конструкции; тип, марка изделия. В широком
смысле – любой образ, аналог (мысленный или
условный: изображение, описание, схема и т.п.)
какого-либо объекта, процесса или явления,
используемый в качестве его «заместителя»,
«представителя».
Как правило, проектирование
начинается с разработки модели будущего
(учреждения, содержания, технологии и т.п.) как
составной части концептуального описания, т.е.
некоего идеального образа.
Введение профильного обучения на
старшей ступени общего образования
предусматривает возможность создания
профильных школ. Миссия профильной школы состоит
в обеспечении условий для развития личности
учащихся и их самореализации в соответствии с
профессиональной направленностью.
Профильное общеобразовательное
учреждение наиболее удалено по времени от
конечного результата профессионального
образования, является подготовительной ступенью
профессионального образования. С этой точки
зрения социальное предназначение профильного
образовательного учреждения – вооружение
выпускника знаниями, умениями, навыками,
необходимыми и достаточными для продолжения
образования в вузе.
Проектирование профильной школы в
системе непрерывного
физкультурно-педагогического образования в
условиях профильного обучения подразумевает:
1) определение основных направлений
развития школы и разработку программы развития
по модели профильной школы;
2) создание организационных,
научно-методических, кадровых и материальных
условий, обеспечивающих переход школы к
профильному образовательному учреждению в
системе непрерывного
физкультурно-педагогического образования;
3) апробацию образовательной модели
профильной школы на базе профильных
спортивно-педагогических классов в режиме
экспериментальной площадки.
Предлагаемая нами концепция
профильного обучения в области физической
культуры предполагает создание профильных и
лицейских классов с физкультурно-педагогическим
и спортивным уклоном во всех школах, обладающих
необходимой материально-спортивной базой и
квалифицированным составом учителей.
В то же время, анализ и изучение опыта
работы инновационных учебных заведений
позволили нам сделать некоторые обобщения,
характеризующие перспективные образовательные
модели в условиях профильного обучения.
На наш взгляд, в целях формирования
единого образовательного пространства,
апробации новых моделей профильных
образовательных учреждений, реализующих
принципы преемственности и непрерывности
физкультурно-педагогического образования, и для
особо мотивированных и физически одаренных
детей особенно актуальным становится создание
особого вида образовательных учреждений:
– физкультурно-педагогического
лицея;
– средней общеобразовательной школы
оборонно-спортивного или же
спортивно-педагогического профиля;
– центра образования
оздоровительно-спортивной направленности и
другие.
Цель новых типов учебных заведений –
выявление и всестороннее развитие способностей
и склонностей каждого обучающегося, создание
условий для самореализации молодого человека
через физическую культуру и спорт, обеспечение
допрофессиональной подготовки учащихся,
проявивших способности к педагогической
деятельности в сфере физической культуры и
спорта.
Физкультурно-педагогический лицей
как профильная школа в системе непрерывного
педагогического образования
Физкультурно-педагогический лицей –
тип среднего общеобразовательного учреждения
повышенного уровня, спрофилированного на
педагогическую деятельность в сфере физической
культуры и спорта, обеспечивающий непрерывность
общего и профессионального образования.
Предназначение
физкультурно-педагогического лицея – выявление
и всестороннее развитие способностей и
склонностей каждого обучающегося, формирование
устойчивой профессиональной мотивации на
педагогическую профессию, обеспечение
допрофессиональной подготовки учащихся,
проявивших способности к педагогической
деятельности в сфере физической культуры.
Физкультурно-педагогический лицей
полностью реализует концепцию непрерывного
физкультурно-педагогического образования в
системе «лицей – вуз», обеспечивает
преемственность общего среднего и высшего
профессионального образования.
Лицей реализует общеобразовательные
программы основного общего и среднего (полного)
общего образования, осуществляет профильную
дифференциацию содержания образования на
старшей ступени обучения, обеспечивая
эффективный профессиональный отбор. Содержание
образования составляет совокупность базисного,
регионального, школьного компонентов и
дополнительного образования.
В основе организационной структуры
физкультурно-педагогического лицея лежит
периодизация развития личности, основным
содержанием которой является типология ведущих
видов деятельности, характерных для разных
возрастных периодов. Лицей организуется на
второй и третьей ступени основного общего и
среднего (полного) общего образования в составе
8–9-х и 10–11-х классов.
Изучение опыта организации лицейского
образования в Москве, Санкт-Петербурге и других
городах показало, что ему присуща определенная
специфика, связанная с тенденцией усиления
взаимодействия со сферой общего среднего и
высшего профессионального образования. Это
важное условие реализации права на непрерывное
образование обучающегося. Связь с вузом
обеспечивает лицею относительную независимость
и самостоятельность, поскольку вуз зачастую
выступает соучредителем образовательного
учреждения. Содержание образования (учебный
план, программы) опирается на мощную
методическую и технологическую базу вуза.
Концепция средней
общеобразовательной школы
спортивно-педагогического профиля
В рамках экспериментального
исследования мы исходили из того, что средняя
общеобразовательная школа
спортивно-педагогического профиля призвана
стать подлинно базовым звеном в непрерывном
профессиональном образовании в сфере физической
культуры. Создание школы
спортивно-педагогического профиля происходит на
основе принципов индивидуализации и
дифференциации в обучении с учетом
индивидуальной мотивации школьников и
направленности на выявление физически одаренных
детей в целях подготовки спортивного резерва и
профессиональной ориентации в области
физической культуры.
Миссия профильной школы состоит в
создании условий для развития личности учащихся
и их самореализации в соответствии с
профессиональной направленностью.
Функционирование школы
спортивно-педагогического профиля, по нашему
мнению, должно быть направлено:
– на создание благоприятных
условий для разностороннего развития личности и
более полного удовлетворения образовательных
запросов и потребностей детей в формах получения
образования;
– на формирование общей культуры личности
учащихся на основе оптимального сочетания
среднего (полного) общего образования с
элементами профессиональной подготовки;
– на создание условий для развития
индивидуальных способностей обучающихся и
эффективной подготовки спортивного резерва из
числа физически одаренных детей;
– на формирование мотивационно-ценностного
отношения к профессии и допрофессиональное
образование учащихся в области физической
культуры в рамках профильной дифференциации
обучения;
– на повышение качества подготовки
выпускников в выбранных ими учебных предметах и
видах деятельности, разрешение проблем перехода
от одной ступени обучения к другой в системе
непрерывного физкультурного образования;
– на сохранение и укрепление здоровья
учащихся средствами физической культуры,
формирование ценностно-ориентированного
отношения к физической культуре и спорту,
внедрение здорового образа жизни.
Спортивная деятельность учащихся
школы спортивно-педагогического профиля имеет
большое значение. Обеспечивая развитие
физических, интеллектуальных способностей и
нравственных качеств, она формирует навыки
спортивного стиля жизни, совершенствует
культуру двигательной и спортивной активности,
которые способствуют повышению физической
работоспособности, психофизической подготовке к
будущей профессиональной деятельности и
подготовке спортивного резерва.
Последовательность перехода
традиционной школы в режим профильной школы
Сегодня школа находится в совершенно
иных социальных и информационных условиях.
Постановка перед современной школой новых задач
обеспечения условий для возможно полного
развития способностей школьников и их успешного
профессионального самоопределения, а также
внедрения непрерывного физкультурного
образования требует принципиально иного, чем
раньше, уровня и объема профессиональных знаний,
которые должны дать специализированные
учреждения профессионального образования.
Когда мы говорим о переходе школы из
одного состояния в другое, естественно, имеем в
виду прогресс в ее развитии, продвижение вперед и
обновление. Для того чтобы направить это
движение, правильно его ориентировать,
руководителю нужно иметь представление о том,
как реорганизовать деятельность школы, как
использовать возможности всех заинтересованных
лиц, внешней среды для ее обновления.
Среди множества нововведений,
осуществляемых в условиях модернизации
образования, одним из наиболее значительных и на
сегодня уже массовых, безусловно, является
разработка и реализация целевых комплексных
программ развития образовательных учреждений.
При этом на всякий случай напомним читателю
основные, наиболее существенные отличительные
признаки программы развития школы.
Программа развития школы –
нормативно-управленческий документ,
определяющий стратегию развития
образовательного учреждения, переходящего в
инновационный режим жизнедеятельности и
принявшего за основу программно-целевую
идеологию развития. Программа развития как
организационная основа учебно-воспитательного
процесса принимается на педагогическом совете
школы, согласуется с учредителем и утверждается
директором школы.
Напомним, что программа развития
предполагает взаимосвязанное решение трех
крупных задач:
1. Зафиксировать достигнутый
уровень жизнедеятельности школы и тем самым
определить точку отсчета для дальнейших шагов к
развитию (эта задача, в свою очередь,
предусматривает фиксацию и констатацию
существующего положения дел, выявление
достижений школы и ее конкурентных преимуществ,
а также ключевых проблем достигнутого уровня
функционирования в свете меняющихся
потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее
состояние школы, параметры ее строения и
функционирования, соответствующие потребностям,
ценностям и возможностям школы и социума.
3. Определить стратегию и тактику
перехода от достигнутого состояния школы – к
желаемому будущему.
Примерная структура программы
развития школы
Для разработки и создания программы
развития школы существуют хорошо
зарекомендовавшие себя на практике алгоритмы и
модели. Опыт разработки и реализации программ
развития в российских образовательных
учреждениях говорит в пользу такой структуры
документа, в котором представлены:
1. Титульный лист.
2. Приказ директора школы об
утверждении программы развития, о назначении
руководителей проектов, о сроках отчетности по
работе над проектами.
3. Паспорт программы:
наименование программы;
статус программы;
заказчик программы;
исполнители программы;
управление программой
(координационный совет);
сроки реализации программы: (начало
реализации программы, окончание);
законодательная база для разработки
программы (перечислить нормативные документы,
которые были положены в основу программы,
концепции, проектов);
цели и задачи программы (в программе
определяются приоритетные направления;
раскрываются содержание и организационные
задачи; определяются сроки и последовательность
решения поставленных задач; структура и способы
управления, формы контроля и оценки
эффективности программы);
сроки и этапы реализации программы;
ожидаемые результаты.
4. Информационная справка о школе и
проблемно-ориентированный анализ современного
состояния школы:
анализ состояния и прогноз тенденций
изменения значимой для школы внешней социальной
среды;
анализ состояния и прогноз тенденций
изменения образовательных потребностей,
адресуемых школе, социального заказа;
анализ и оценка достижений
передового опыта инновационных школ и
собственного педагогического опыта;
анализ и оценка инновационного
потенциала школьного коллектива, потенциальных
возможностей роста;
проблемно-ориентированный анализ
состояния школы, ключевые проблемы школы и их
причины.
Составляются таблицы, позволяющие
четко и ясно, с конкретными цифрами представить
анализ современного состояния школы:
– число работающих и число вакансий
по предметам;
– число работников, имеющих звание
«заслуженный учитель», «заслуженный работник
физической культуры», награжденных знаком
«отличник образования РФ», заслуженных тренеров,
имеющих ученые степени и звания, получивших
другие награды и звания;
– динамика роста профессионального
мастерства педагогов (по категориям и разрядам);
– средний возраст педагогического коллектива
(в процентах);
– состояние здоровья школьников и
педагогических работников;
– динамика физического развития учащихся по
классам;
– число учащихся, систематически
занимающихся спортом;
– число спортивных секций в школе;
– спортивные достижения школы;
– подготовленность педагогического
коллектива к осуществлению новых идей;
– уровень подготовки педагогов к
информационной деятельности (% умеющих работать
на компьютере);
– наличие авторских программ;
– наличие рабочих программ (утвержденных
директором школы);
– наличие технической и телекоммуникационной
базы (оснащение компьютерами, доступ в Интернет и
т.д.);
– материально-техническое оснащение
(обеспечение помещениями, оснащение мебелью,
лабораторным оборудованием, наличие необходимой
учебной литературы и т.д.);
– учебно-спортивная база школы.
5. Концепция развития школы.
Концепция – это система взглядов на то
или иное явление, определенное его понимание,
единый замысел. После анализа основных
направлений развития школы выявляются проблемы,
решение которых и служит основой для построения
концепции развития.
6. Стратегия и тактика перехода
школы в режим профильной школы:
стратегия перехода, основные
направления, этапы, задачи осуществления
инноваций и достигаемые рубежи;
описание конкретных целей школы на
первых этапах развития;
конкретный (тактический и
оперативный) план действий по реализации
программы.
7. Основные проекты и система
мероприятий по реализации программы.
8. Финансовое обеспечение проектов
или бизнес-план реализации программы
(предполагаемые источники финансирования:
бюджетные средства, бюджет учредителя, средства
родителей, спонсорские средства и т.д.).
9. Приложения.
Основные положения концепции
окружного ресурсного центра по профильному
обучению в области физической культуры в г.
Москве
Важнейшим вопросом организации
профильного обучения является определение
модели организации профильного обучения. Выбор
конкретной модели организации профильного
обучения определяется, прежде всего, ресурсами,
которыми располагают школа и ее партнеры,
муниципальная система образования в целом.
На базе образовательного учреждения,
расположенного на территории административного
округа Москвы, обладающего необходимой учебной и
материально-спортивной базой, а также
квалифицированным педагогическим составом, в
целях целенаправленной
профессионально-педагогической ориентации
учащихся старших классов и формирования у них
устойчивой мотивации на педагогическую
профессию может создаваться окружной
ресурсный центр по профильному обучению в
области физической культуры.
Центр создается для организации и
разработки модели сетевого взаимодействия
образовательных учреждений округа в системе
непрерывного физкультурно-педагогического
образования, апробации новых моделей
профильного обучения, нового стандарта
образования и других проектов в структуре
программы модернизации образования.
Основные задачи центра
Создание условий для самореализации
и самоутверждения личности для овладения
педагогической профессией и включения молодого
человека в систему непрерывного
физкультурно-педагогического образования в
соответствии с его интересами, способностями и
возможностями.
Формирование интереса к
профессиональной деятельности специалиста по
физической культуре и совершенствование системы
допрофессионального образования учащихся в
области физической культуры в рамках профильной
дифференциации обучения.
Расширение возможности социализации
учащихся, обеспечение преемственности и
непрерывности общего и профессионального
педагогического образования и разрешение
проблем перехода от одной ступени обучения к
другой в системе непрерывного образования.
Совершенствование системы целевой
контрактной подготовки молодых специалистов по
специальностям «Физическая культура» и
«Безопасность жизнедеятельности» для
учреждений образования округа.
Внедрение в учебный процесс
инновационной технологии обучения, физического
воспитания и спортивной подготовки учащихся.
На базе центра могут проводиться
научные исследования по совершенствованию
содержания профильного обучения, программному и
организационно-методическому обеспечению, а
также по созданию мониторинга физического
развития и физической подготовленности учащихся
образовательных учреждений округа.
Организационную структуру центра
составляют:
– научно-методический совет;
– служба психолого-педагогической и
социальной помощи;
– консультативно-диагностическая служба;
– служба врачебно-педагогического контроля;
– проблемная лаборатория.
Основные направления деятельности
центра
Информационно-аналитическая
деятельность центра направлена:
– на изучение и анализ деятельности
педагогов и школ, работающих в инновационном
режиме;
– на формирование банка образовательной
практики образовательных учреждений по
актуальным направлениям модернизации общего
образования и ознакомление образовательных
учреждений округа с опытом инновационной
деятельности;
– на информирование образовательных
учреждений округа о новых направлениях в
развитии московского образования, новых
программах профильного обучения,
учебно-методической и нормативно-правовой
документации;
– на размещение рекламы в средствах массовой
информации (телевидение, радио, газеты, журналы,
информационные сборники);
– на издание информационных сборников,
рекламных проспектов, буклетов и т.д.
Образовательная деятельность
Образовательный процесс в учреждении,
на базе которого функционирует центр,
осуществляется по индивидуальному плану и
программам, утверждаемым департаментом
образования Москвы.
Целью профориентационной
деятельности центра является формирование у
учащихся профильных классов профессиональной
ориентации и устойчивой мотивации к получению
профессионального образования в области
физической культуры.
Основные задачи:
– обеспечение преемственности
образовательных программ среднего (полного)
общего, профильного и профессионального
образования;
– знакомство учащихся профильных классов с
вузами физкультурно-педагогического профиля,
встречи с преподавателями вузов;
– привлечение выпускников
спортивно-педагогических классов и студентов
физкультурно-педагогических вузов к
профориентационной работе.
Организационно-методическая
деятельность центра направлена:
– на организацию помощи
общеобразовательным учреждениям округа в
организации профильного обучения в области
физической культуры;
– на анализ и использование опыта работы
инновационных школ;
– на оказание учебно-методической поддержки в
осуществлении профильного обучения всем
участникам образовательного процесса;
– на оказание помощи в развитии творческого
потенциала и повышении квалификации педагогов,
осуществляющих профильное обучение;
– на организацию и проведение методических
семинаров, совещаний и конференций для
педагогических работников округа по актуальным
вопросам профильного обучения и физической
подготовки учащихся.
Предложенные модели профильных
образовательных учреждений разработаны с учетом
общих тенденций развития образования в г. Москве
и основных направлений его модернизации. При
этом предусматривается более полное
удовлетворение образовательных запросов и
потребностей детей в формах получения
образования, формирование образовательной среды
на основе ранней диагностики и резервов
развития, качественная допрофессиональная
подготовка обучающихся в сфере физической
культуры и спорта.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое педагогическое
проектирование?
2. Что вы понимаете под «профильной
школой»?
3. Какие типы профильных школ возможны,
на ваш взгляд, в условиях профильного обучения?
4. Что такое программа развития школы?
Литература
1. Джонс Дж. К. Методы проектирования
/Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Мир, 1986.
2. Новикова Т.Г. Проектирование
эксперимента в образовательных системах
/Научно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2002.
– 112 с.
3. Программно-целевое управление
развитием образования: опыт, проблемы,
перспективы: Пособие для руководителей
образовательных учреждений и территориальных
образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева. –
М.: Педагогическое общество России; Московское
отделение, 2001. – 256 с.
4. Типовое положение об общеобразовательном
учреждении //Официальные документы в образовании
– 2001. – № 11. – С. 16–31. |