Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2006

МЕТОДИКА

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Об авторе программы

Позиция – всегда выбор

Бывает, что один день, проведенный бок о бок с учителем, дает гораздо больше ответов на интересующие вопросы, чем просто интервью. Если же разговор идет об эффективности учебных программ по физической культуре, то урок, пожалуй, и есть то место, где они должны не только внедряться, но и объективно оцениваться и учителем, и учениками.

Раздевалка

Так получилось, что в этот день Александр Дмитриевич Чумаков видел приходивших на урок физкультуры ребят впервые (во всех классах работал на замене).

Со звонком приглашал мальчишек – их в каждом классе подавляющее большинство – в раздевалку. Минут семь-десять говорил о том, что быть сильными и спортивными – это значит быть работоспособными, что занятия физическими упражнениями – только во благо здоровью.

– Сейчас разомнетесь, поиграете в футбол, подвигаетесь, – сказал он мальчишкам из очередного 10-го. – Погода хорошая. Старайтесь играть аккуратнее, пас отдавайте, – говорил учитель.– Когда в игре отдается пас, знаете? А кто смотрел вчера игру ЦСКА в Кубке чемпионов? Так, двое. Где же патриотизм?! Ладно, пошли строиться, посмотрим, на что вы способны.

Стадион

На школьном стадионе вдоль футбольного поля несколько равновысоких брусьев, перекладина.

– Кто может подтянуться? Ну, смелее.

В каждом классе один-двое обнаруживались, и за весь день только один (!) добрался до норматива.

– Вот и вся программа в реальном действии, – сказал Александр Дмитриевич, когда ребята начали игру, а освобожденные расположились за полем. – Я говорю не о нормативах. Я говорю о том, что даже те, кто пытался подтягиваться, делали это неправильно. И с отжиманиями будет так же.

Силу рук и умение отжиматься Чумаков проверяет неожиданным способом: ученику, который сумел больше всех подтянуться, предлагает на равновысоких брусьях сделать «выход в упор из согнутых под прямым углом рук».

– А как это? – спрашивает парень.

После объяснения он, приложив максимум усилий, при поддержке и страховке учителя все-таки сумел разогнуть руки из прямого угла 10 раз. Попытки других желающих оказались безуспешными даже на начальной стадии.

Пока основная масса играла в футбол, освобожденные не очень решительно подходили к перекладине. Александр Дмитриевич откликался на каждый подход мальчишек к снаряду. Они конечно же стеснялись своего неумения, но не боялись показать его. Один за другим пытались выйти на перекладину в упоре рук сверху через силовой рывок ведущей рукой. Учитель каждому по очереди, движение за движением, объяснял последовательность выполнения элемента.

– Когда после девяти лет посещения уроков физкультуры они приходят ко мне с нулевым результатом, например, в силовой подготовке, какой вывод я должен сделать? Только один: никто за это с учителя не спрашивал, в том числе, и он сам, а значит, и с ребят тоже. И какой должна быть теперь моя программа для 16–17-летних парней, чтобы за два года в этой самой подготовке наметился хоть какой-то сдвиг?

Начальная школа

Чумаков, говоря о школе, по-прежнему, как и тридцать лет назад, считает, что программу надо выстраивать с учетом возрастных интересов детей – как девочек, так и мальчиков.

– Ну, что, к примеру, больше всего любят делать мальчишки семи-восьми лет, особенно озорные, играя на улице? Побегать, перелезть через забор, забраться на горку, перевернуться на турнике, спрыгнуть со скамейки, кто дальше, камень забросить, чтобы тот обязательно перелетел забор, силой померяться с товарищем и непременно повалить его. Из этого я исходил, когда работал с мальчиками в начальной школе. В зале 9ґ18 нарисовал «борцовские» круги, и с первого класса мальчишки доказывали свою силу по правилам.

Но до желанных кругов надо было еще добраться по невысоким... брусьям, стоявшим на входе в зал. Первоклассники, например, шагали «руками» в упоре, свесив ноги. Второклассники – небольшими прыжками на обеих руках одновременно. Здесь же и турник был по их росту: даже если свалишься – травмы не будет. Турник дети обожали: к нему и на переменах очередь не заканчивалась. Канат резиновый, от самого пола, с твердым наполнителем (лучшего сцепления с обувью не придумаешь). По веревочному никогда не научишь малышей лазить: как бы ребенок ни упирался, ноги все равно скользят, да еще канат раскачивается из стороны в сторону, и руки от веревки болят.

Старшеклассники

– 17 лет я работаю в лицее со старшеклассниками, которые приходят учиться со всех школ Москвы. И у меня сложилась своя система силовой подготовки юношей на основе занятий с гирями. Представим, что в руках у вас гиря: какого веса – зависит только от индивидуальной физической подготовки. Но вес можно подобрать любой, начиная с 8 кг (такие гири допускаются даже для жонглирования девочками). Только в ходе разминки, одними подготовительными упражнениями, держа в руках гирю, можно «прокачать» мышцы во всех направлениях: сделать хорошую растяжку, выполнить рывки и толчки. Но очень редко кто сегодня использует этот простейший снаряд при обучении мальчиков подтягиванию на перекладине.

Выбор игры

– А как вы относитесь к игровым видам, к их широкому использованию в школьной программе?

– Если Вы имеете в виду футбол на улице, то очень хорошо: двигаются, дышат свежим воздухом. А в зале стараюсь давать больше баскетбола, чтобы хотя бы спина вспотела: знаешь, не знаешь правила – все равно всю игру в движении. Но даже этот маленький игровой кусочек надо давать профессионально: и c теорией, и с основами техники. Еще ни разу в моей практике не случалось, чтобы профессиональный подход к обучению игре или даже одному упражнению был ребятам неинтересен. Каждый учитель, наверное, должен задавать себе вопрос: чему он хочет научить своих учеников? Если быть физически выносливыми и сильными – у него одна программа. Если узкими профессионалами – другая. Раньше, когда вел уроки с первого по десятый класс, я точно знал, с каким багажом знаний и умений ученик переходит в следующий класс. И даже, если не я вел уроки в начальной школе, то, принимая ребят в пятом классе, нисколько не сомневался, что мой коллега всему необходимому по программе ребенка научит. В сегодняшней ситуации (с учениками 10–11-х классов) просчитать это невозможно. Рассчитывать приходится только на свой опыт.

Ориентиры

– Мне кажется, самое главное в подходе к организации физкультурно-оздоровительной работы в школах – правильный выбор ориентиров: от составления программ до оборудования площадок. Чему, например, я реально могу научить взрослых ребят без начальной силовой подготовки всего за один сдвоенный урок в неделю? И чего я хочу добиться, предлагая программу на основе гиревого спорта? Самого простого: чтобы будущие защитники Родины, – а я так смотрю на всех наших мальчишек, – были сильными и уверенными в себе. У меня даже есть программа по «предказарменной» физической подготовке: нормативы немного не дотягивают до армейских, но подготовленные ребята потом достигают их очень быстро. И еще: гиревой спорт – это же наша славная спортивная история, подзабытая, к сожалению.

А если думать только о том, какое впечатление производишь со стороны, есть у тебя тренажерный зал или нет, ничего не добьешься. Мой тренажерный зал – десяток гирь. Но я уверен, что они не будут простаивать, если у меня с ребятами будет взаимное интересное и результативное сотрудничество. Не просто профессионал должен работать на уроке физкультуры, а тот, который может увлечь ребят. Это сегодня надо оценивать, если мы хотим уважения к нашему уроку.

Валентина РЕПИНА

Рейтинг@Mail.ru