Особенности проявления
показателей эффективности при выполнении
некоторых приемов игры в защите у занимающихся
баскетболом учащихся общеобразовательных школ
Авторы статьи исследовали уровень
мастерства выполнения приемов игры у учащихся
общеобразовательных школ.
В результате проведенного факторного анализа
обнаружено, что среди причин, в наибольшей мере
влияющих на эффективность передвижений и
выполнения приемов овладения мячом, главная –
способность достаточно полно использовать
скоростной потенциал при передвижениях
школьников-баскетболистов по игровой площадке
на короткие и длинные расстояния (27% от общей
дисперсии выборки). Немаловажное значение в
проявлениях эффективности игровых приемов имеет
быстрота защитных передвижений: бега спиной
вперед на короткие расстояния (14% от общей
дисперсии выборки), лицом и спиной вперед на
длинные расстояния (11% от общей дисперсии
выборки). Выделение росто-весовых данных юных
баскетболистов в качестве одного из главных
факторов подтверждает сложившееся в баскетболе
положение, при котором спортсмены с высокими
антропологическими показателями тела, как
правило, добиваются лучших спортивных
результатов.
Вместе с тем, большую роль в проявлении юными
баскетболистами эффективности защитных
действий играют быстрота и точность выполнения
движений со сложными реакциями на перехват мяча.
По-видимому, ее можно отождествлять с быстротой
выполнения движений, направленных на перехват
мяча.
Новые элементы стратегии
современной спортивной подготовки юных бегунов
Авторы статьи, проведя
динамометрические исследования, определили, что
в 12-летнем возрасте целесообразно выделять юных
спортсменов с преимущественным развитием
быстроты или выносливости. Функциональными
основами роста спортивного мастерства в беговых
видах легкой атлетики являются сила мышц и
скорость ее нарастания. Скорость спринтерского
бега определяется стартовой составляющей
развития усилия на начальном этапе рабочего
движения.
В возрастном периоде 12–18 лет отмечено
достоверное преимущество юных спортсменов перед
школьниками, не занимающимися спортом, в
проявлении максимальной силы мышц, скорости ее
нарастания и расслабления.
Здоровьеформирующая
технология физического воспитания младших
школьников на основе исследования традиционного
карате
Авторский эксперимент проводился на
базе общеобразовательных школ №№ 8 и 14
г. Тулы: в школах в конце учебного дня
регулярно проводились уроки с включением
традиционного карате, для которых были отобраны
по состоянию здоровья более ста учащихся 1-х
классов.
В экспериментальную программу впервые были
включены средства и элементы движений
традиционного карате, эффективно воздействующие
на развитие быстроты рук и ног, скоростно-силовых
качеств, двигательной координации. В ходе
эксперимента наблюдался прирост результатов по
всем указанным характеристикам, на основании
чего можно говорить об эффективности методики.
Так, например, улучшение показателей силовой
подготовки обусловлено во многом благодаря
правильному подбору специальных упражнений. А
педагогически грамотно строя программу
физкультурно-спортивных занятий со школьниками
с учетом физиологических особенностей каждого
учащегося и в разумных объемах (не более 40% от
общего времени урока), можно успешно решать
задачи по укреплению здоровья детей, улучшению
их физического и психологического состояния.
Критерии качества физической
культуры в европейской перспективе
Целью настоящей работы является
анализ избранных аспектов качества школьной
физической культуры с акцентом на критериях и
попытках их стандартизации, предпринимаемых в
европейских странах.
Автор статьи составил рейтинг программных целей
физической культуры в начальной шестилетней
школе:
1) моторная компетенция;
2) физическое развитие;
3) двигательные умения;
4) развитие личности;
5) здоровье и хорошее самочувствие;
6) общественное развитие;
7) активный стиль жизни;
8) интеллектуальное (познавательное) развитие;
9) межличностные умения;
10) моральное развитие;
11) физическая подготовка;
12) подготовка к физической активности на
протяжении всей жизни;
13) участие в ценных формах физической
активности;
14) умение проводить самооценку (фигуры и
здоровья);
15) улучшение эстетики (фигуры);
16) умение решать проблемы.
Автор статьи считает причинами утраты
интереса к школьным урокам физической культуры:
1) постоянное повторение одних и тех
же упражнений;
2) низкую моторную плотность урока в силу
недостатков в их организации, выражающихся в
длительных паузах (одни играют, другие сидят на
скамейке);
3) построение уроков без учета предложений
учеников относительно их содержания.
Физическая культура – это не только
«учение о движении», но и соблюдение принципа:
«Двигаться с целью учиться».
По мнению ученых европейских стран миссией
физической культуры должно быть формирование у
учеников компетенции, необходимой для
физической активности, а также мотивации и
потребности в занятиях в течение всей жизни для
активного отдыха и активного участия в
профессиональной и семейной жизни.