Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Дети-изгои

В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей. Дети, которых травят, не так страдают от самих преследователей, как от того, что травля происходит на глазах у людей, которые остались равнодушными, не вступились, не помогли.

Кто становится изгоем?

Порой видимой причины может и не быть, запустить процесс может все, что угодно. Были бы преследователи – жертва найдется, и, наоборот, жертва притянет к себе гонителя.

Прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети с внешними недостатками, или те, кто не может за себя постоять, или слишком агрессивные, слишком неопрятные, или, наоборот, те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или «ботаны», любимчики учителей, болтуны или те, кто не умеют общаться, ябеды или прилипалы.

Дети не любят тех сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им неясно, чем «любимчик» лучше их, причем в младших классах уважают тех, кого хвалят, и не любят тех, кого ругают учителя; в старших, наоборот, захваленные вызывают зависть. Вообще любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации и вполне способно спровоцировать травлю.

В большинстве случаев ребенок-изгой подвергается не физическим, а словесным нападкам. Клички-дразнилки становятся наиболее частой причиной обид и драк. Клички и прозвища дают всем – реагируют все по-разному. Причем оскорбления, направленные на близких, ранят ребенка сильнее, чем собственные прозвища. Избежать этого невозможно, это есть в любом детском и недетском коллективе, но бороться с этим необходимо. Особенно чуткими надо быть с детьми, которые имеют объективные основания для переживаний, с тем, у кого есть дефекты внешности. В этом случае многое зависит от взрослых, задача которых – помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку и на корню пресекать всевозможные прозвища и издевательства.

Педагог должен поговорить и с зачинщиком, и с пострадавшим. Одна учительница провела целый классный час в начальной школе на тему дразнилок и придумала игру в ассоциации. Дети, используя только названия цветов и динозавров, говорили по очереди, с кем они друг у друга ассоциируются, главное – чтобы каждый имел возможность высказаться и обязательно обсуждать, почему возникает та или иная ассоциация. Это помогает детям понять, как их воспринимают окружающие, и снижает накал.

Взрослые могут помочь детям найти способы реагирования на насмешки, на клички-дразнилки:

1. Никак не реагировать, игнорировать – это сложно, но при поддержке взрослых вполне возможно.

2. Реагировать нестандартно (преследователь ждет от жертвы определенной реакции). Можно, например, согласиться с кличкой или усилить ее. Одного мальчика прозвали Чудовищем из-за шрама через весь лоб, на что он говорил, что он не просто Чудовище, а Чудовище, никем доселе не виданное, неразгаданное и т.д. Его со временем стали называть Человек-загадка, ему нравилось.

3. Можно просто объясниться (иногда преследователь не вполне отдает себе отчет, что значит для жертвы его кличка).

4. Не поддаваться на провокацию.

Вариантов много, главное – чтобы такой ребенок знал, что у него есть поддержка. Разобраться в причинах, помочь найти способы борьбы важно, но это полдела, необходимо изменить сложившийся стереотип отверженного.

Проблемы отверженных детей должны решать педагоги, которым обязаны помогать родители и психологи. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить. Если детей учить играть вместе, если всегда выслушивать и обиженного, и обидчика, если объединять их совместными мероприятиями (поездками, постановками спектаклей), многих проблем можно избежать. Важно обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами, пресекать насмешки.

Важно помочь непопулярным детям выявить их значимость для коллектива (один незаменим в походах, так как много знает о природе; второй, оказывается, отлично играет на гитаре, третий сделал доклад о космосе и с тех пор стал в классе экспертом в этой области, четвертый умел так рассказывать страшные истории, что даже у взрослых дух захватывало), и именно учитель должен знать о способностях своих учеников и помогать им проявлять их. Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать их. Важно воздерживаться от публичных объявлений и выяснений даже с теми, кто совершил серьезные проступки (ложь, воровство), можно делать это косвенно, обсуждая поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни, из литературы.

Часто обидные прозвища появляются с легкой руки педагога, который во время переклички исказил фамилию ученика. Лучше заранее изучить список, а если ляп произошел, необходимо извиниться. Очень неприятная вещь для непопулярных детей – это распределение по парам или командам. Учитель должен сделать это заранее, не обсуждая состав команды с детьми, даже собственно соревновательной деятельности лучше избегать, если в классе есть отверженные, так как в поражении будут считать виноватыми именно их.

Отношения в классе зависят от тактики, выбранной учителем с первых дней.

Конечно, дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Обижают тех, кто обижается. Сильные переживания не дают им возможности управлять своими чувствами, и они соответствующим образом строят отношения. Слишком сильно демонстрируют обиду, яростно ненавидят обидчиков и очень трепетно относятся к тем, кто проявил к ним сочувствие, объявляют их лучшими своими друзьями, становятся настолько навязчивыми, что спасатель может перейти в стан преследователей. Так же складываются отношения и с теми взрослыми, которые вмешались в конфликт на стороне обиженного. Ребенок считает, что этот человек в силах изменить его жизнь. Так что следить надо не только за тем, чтобы их не обижали, но и чтобы они никому не мешали. Все это требует такта и терпения. Детей надо учить правилам общения и взаимодействия.

Конечно, «лечить» нужно не только обиженных, но и весь коллектив, проводя разные мероприятия по развитию терпимости, вовлекая непопулярных детей в процесс, поощряя их активность.

Оксана НЕНЮКОВА,
психолог

Рейтинг@Mail.ru