СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Зачем нужны анкеты?
Анкеты, предложенные ниже, могут быть интересны
для каждого учителя или тренера – стоит только
изменить название учебного заведения, о котором
идет речь, и они готовы к применению. Однако
хочется заметить, что анкетирование лучше всего
проводить не один раз, а регулярно, хотя бы раз в
году, давая возможность своим ученикам и
воспитанникам рассказать о чувствах, надеждах,
переживаниях.
Дело в том, что в жизни детей эмоции играют
огромную роль. Часто именно чувства, а не разум,
влияют на поведение ребенка, на его выбор.
Возникновение положительной эмоции
свидетельствует о том, что данное событие
значимо, ценно и нужно работать больше, чтобы это
состояние продлилось. Появление отрицательной
эмоции заставляет уйти из ситуации, прервать
общение, работу, тренировки.
Для достижения хороших результатов в спорте
часто бывает недостаточно высоких физических
нагрузок и хорошо организованных тренировок.
Психологическое напряжение может свести на нет
все усилия.
Нельзя забывать: каждому человеку важно, чтобы
им интересовались, а ребенку внимание взрослых
просто необходимо. Особенно важно, чтобы дети
могли анализировать свои чувства и предпочтения,
успешность и неуспешность в данной работе,
включенность в общественную жизнь или
отстраненность от нее, чтобы у каждого из них
была возможность донести свои эмоции до значимых
взрослых. Чем больше тренер, учитель знает о
ребенке, чем больше ребенок чувствует
неравнодушие тренера к его внутреннему миру, тем
плодотворнее будет их взаимодействие.
Но не только тренеру важно подумать об эмоциях
детей. Детям часто не хватает внимания постоянно
спешащих родителей. Анкета, предложенная
родителям, значима как в плане получения
дополнительных сведений о ребенке, так и в плане
сосредоточения самого родителя на состоянии
своего ребенка. Эта анкета может помочь
родителям внимательнее присмотреться к
настроению своих детей, прислушаться к их
желаниям, постараться вникнуть в мотивы
поведения, а также больше интересоваться делами
секции.
Алла ФОМИНОВА,
к. психол. н.
От редакции:
Данные анкеты разработаны и апробированы в
Детском оздоровительно-образовательном центре
г. Опочка Псковской области. Более подробно с
работой этого центра вы можете ознакомиться в №
18/2006 г.
Анкета учащегося ДЮКФП «Я и
ценности моей жизни»
(анкета анонимная)
Дорогой друг!
Приглашаем тебя и твоих друзей по группе
поразмышлять о смысле и ценности жизни.
Подумай и выполни, пожалуйста, следующие
задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие
предложения:
- Хорошая жизнь – это
___________________________________
- Счастливый человек – это тот, кто
___________________________________
- Больше всего я ценю в людях
___________________________________
- Цель моей жизни заключается в том, что
________________________
2. Назови самые заветные желания в твоей
жизни:
- Первое желание _____________________________________
- Второе желание _____________________________________
- Третье желание _____________________________________
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос:
Где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и
свои способности? (Отметь перечисленные ниже
ответы, которые соответствуют твоему мнению)
– на уроке;
– в общественных делах;
– на занятиях в группе ДЮКФП;
– при проведении досуга;
– нигде;
– где еще? (допиши) _____________________________________
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и
понимают? (Подчеркни перечисленные ниже ответы,
которые соответствуют твоему мнению)
– дома;
– в классе;
– в группе ДЮКФП;
– в компании друзей;
– нигде;
– где еще? (допиши)
____________________________________
Спасибо за участие в разговоре! |
Анкета для родителей
(анкета анонимная)
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в обсуждении
проблем развития вашего ребенка в ДЮКФП. Нас
очень интересует ваше личное мнение по этим
проблемам, поэтому просим ответить на
предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная,
фамилию можно не указывать. Заранее благодарим
за участие в анкетировании.
1. Нравится ли вам ДЮКФП, в котором занимается
ваш ребенок?
– да;
– больше да, чем нет;
– трудно сказать (и да, и нет);
– больше нет, чем да;
– нет.
2. С каким настроением чаще всего идет ваш
ребенок в ДЮКФП? (Отметьте)
– с большим желанием;
– по обязанности, но без желания (интереса);
– с большим нежеланием.
3. С каким настроением чаще всего приходит
ваш ребенок из ДЮКФП? (Отметьте)
– веселый и жизнерадостный;
– уставший, но удовлетворенный;
– раздраженный, расстроенный,
неудовлетворенный своей работой.
4. Как вы думаете, учитывают ли в ДЮКФП
индивидуальные особенности вашего ребенка?
(Отметьте)
– в основном учитывают;
– трудно сказать (и да, и нет);
– мало учитывают;
– не учитывают.
5. Что больше всего вы цените в ДЮКФП, в
котором занимается ваш ребенок? _______________
6. Что не нравится вам в ДЮКФП?
____________________________________
7. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка по
окончании ДЮКФП? Какими качествами он должен
обладать как выпускник ДЮКФП?
____________________________________
8. Подскажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд,
необходимо изменить в работе ДЮКФП, чтобы ваш
ребенок обладал названными качествами?
___________________________________
___________________________________
Большое спасибо за сотрудничество! |
Анкета учащегося ДЮКФП «Я
и ДЮКФП»
(анкета анонимная)
Дорогой друг!
Давай поразмышляем с тобой о ДЮКФП, поговорим
о том, что тебе нравится и не нравится в жизни
спортивного клуба, что в ней необходимо изменить
на твой взгляд. Твои искренние суждения помогут
сделать наш клуб вторым домом, более красивым и
комфортным. Предлагаем ответить тебе и твоим
товарищам на следующие вопросы:
1. Нравится ли тебе самому ДЮКФП? Подчеркни
один из предложенных ответов:
– да;
– больше да, чем нет;
– трудно сказать (и да, и нет);
– больше нет, чем да;
– нет.
2. Что больше всего тебе нравится в клубе?
___________________________________
___________________________________
3. Что тебе не нравится в клубе?
___________________________________
___________________________________
4. Если бы ты стал директором клуба, то какие
изменения внес бы в школьную жизнь?
______________________
5. А сейчас предлагаем тебе выполнить
небольшое задание.
Внимательно прочитай нижеперечисленные
утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в
какой степени ты согласен с ними. Чтобы правильно
выполнить задание, необходимо обвести ниже
каждого выражения одну цифру, которая означает
ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Я иду с радостью на
учебно-тренировочные занятия в ДЮКФП.
В ДЮКФП у меня хорошее настроение.
В нашей группе хороший педагог дополнительного
образования.
К педагогам ДЮКФП можно обратиться за советом и
помощью в трудной жизненной ситуации.
В группе я всегда смогу высказать свое мнение.
Я считаю, что в ДЮКФП созданы все условия для
развития моих способностей.
Я считаю, что ДЮКФП по-настоящему готовит к
трудным жизненным ситуациям.
В отсутствие занятий в ДЮКФП я скучаю по ДЮКФП. |
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
6. Оцени, пожалуйста, отношения между
учащимися в твоей группе. С этой целью подчеркни
один из предложенных ответов:
– наша группа дружная и сплоченная;
– наша группа дружная;
– в нашей группе нет ссор, но каждый
существует сам по себе;
– в нашей группе иногда бывают ссоры, но
конфликтной нашу группу назвать нельзя;
– наша группа недружная, часто возникают
ссоры;
– наша группа очень недружная, в такой группе
трудно тренироваться.
7. Каким ты представляешь себе спортивный
клуб? Попробуй его описать наиболее подходящим
словом, строкой стихотворения, рисунком или
схемой.
Спасибо за сотрудничество! |
|