СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Результаты одного исследования
Магнит показывает на север и на юг, от
человека зависит избрать хороший или дурной путь
жизни.
Козьма Прутков
В школе № 30 г. Южно-Сахалинск
учителями русского языка и литературы (по моей
просьбе и с разрешения администрации школы) в 7-х,
9-х, 10-х классах были проведены письменные работы
на тему: «Что я думаю о физической культуре?»
Цели и задачи настоящего исследования:
– преемственность преподавания
предмета «Физическая культура» в начальной,
основной и средней школе.
– выявление способов повышения мотивации
учащихся к регулярным занятиям физической
культурой и повышение уровня как физической
подготовленности, так основ знаний в данной
области;
– разработка различных форм урочных занятий в
зависимости от возраста и физической
подготовленности учащихся.
Для решения поставленных задач в
течение всего периода были использованы
следующие методы исследования:
педагогические наблюдения;
анкетирование;
тестирование физического уровня
развития и его статистическая обработка с учетом
динамического роста;
теоретический анализ и обобщение
письменных работ учащихся 7-х, 9-х, 10-х классов.
Предполагаемые трудности и вопросы
исследования
Работая изо дня в день с разными
классами, вне зависимости от раздела программы,
учитель в первую очередь решает образовательные
задачи в рамках урока:
– развитие двигательных
способностей;
– овладение двигательной деятельностью в
рамках программных требований;
– повышение основ знаний за счет высокой
организации его «моторной» плотности, осознание
их необходимости.
Основополагающим в повышении уровня
развития и объема знаний является понимание
между учителем и учеником.
Учитель (ведущий) – ученик (ведомый).
Эти отношения должны быть полноценными,
доброжелательными и формироваться как по прямой
связи, так и обратной.
«Прямая» связь – это уровень
профессионализма самого учителя, умение
передавать объем знаний с помощью современных
педагогических технологий.
«Обратная» связь – результат ученика,
выраженный в:
– уровне двигательных
способностей,
– умении демонстрировать двигательную
деятельность на уровне программы,
– объеме основ знаний по предмету.
Анализ письменных работ в 7-х, 9-х, 10-х
классах на тему: «Что я думаю о физической
культуре?»
Ученики были заранее предупреждены об
этой работе. Работа письменная, оценивается по
русскому языку и литературе, а также по предмету
«Физическая культура» с учетом объема знаний в
данной области.
Условия выполнения работы:
– школьники писали произвольно с
учетом обозначенной темы;
– дети раскрывали тему, отвечая на следующие
вопросы:
1. Хотите ли вы быть крепким и
здоровым?
2. Что нужно для этого делать тебе и твоим
близким?
3. Что делаешь ты (вы – с родителями, с
друзьями)?
4. На каком месте для тебя предмет «Физическая
культура»?
5. На каком уровне проходят уроки физической
культуры в вашем классе (если можешь, сравни с
другими школами...)?
Письменные работы выполнялись в
рамках одного урока и не должны были превышать по
объему более 2-х листов.
Следует отметить, что от 15 до 24%
учеников (в зависимости от классов) выбрали
произвольную форму написания (первый вариант), но
в этих работах просматривался подтекст
наводящих вопросов. Эти работы отличались своим
колоритом, эмоциональностью, лиричностью.
Остальные школьники – 76–85% – выбрали
второй вариант письменных работ.
Работы с краткими ответами не
оценивались – таких работ оказалось от 8% до 11%. 16%
учеников попросили разрешить им закончить дома
– просьба была удовлетворена.
Привожу некоторые варианты ответов на
первые два вопроса:
– «Быть здоровым – значит быть
счастливым» (Е. Костерин, 10 «А»).
– «Все хотят быть здоровыми, но не у всех это
получается, некоторым некогда, другие собираются
это сделать завтра, и еще раз завтра»
(О. Клеменок, 10 «В»).
– «Лень – вот, наверное, главный недостаток
всего человечества, особенно в России»
(Н. Колдоева, 10 «Б»).
Многие школьники начинали свои работы
с определения понятия физической культуры,
некоторые пытались вводить свои понятия:
«Физическая культура – это, прежде всего,
культура тела и духа. Она формирует характер,
здоровье, дух человека, особенно важна в наше
время» (Е. Титаренко, 10 «А»).
Вопрос: «Что делаешь ты (вы – с
родителями, с друзьями)?» Ответы: 14% – вообще
нечего не делают, 27% – делают, когда не лень, и 58% –
знают, как делать и что делать. «Иногда даже отец,
смотря на меня, начинает «качаться», и вообще мне
нравится быть таким, каким я становлюсь». (Д.
Парпауц, 10 «А»).
Вопрос: «На каком уровне проходит урок
в вашем классе (если можешь, сравни с другими
школами...)?»
– 7% – не знают или затрудняются
ответить на этот вопрос;
– 21% – хотели бы, чтобы он проходил еще лучше.
– 72% – считают, что он проходит на достаточно
высоком уровне, при этом ответы девушек были
более эмоциональны и окрашены в положительные
тона.
Вторая часть вопроса: «Если можешь,
сравни с другими школами»:
– 15% – это тяжело сделать, так как
они никогда не были в других школах;
– 12% – где-то в крупных городах, может быть, и в
Москве – лучше;
– 73% – «Мы и так знаем, что в нашей школе лучше
всех».
Анализ письменных работ позволил
определить дополнительный вопрос: «Мое
отношение к предмету «Физическая культура»...
(его важность и необходимость)?»
– 12% – считают, что обойдутся и без
физкультуры.
– 19% – для них он, как и все другие предметы.
– 68% – считают одним из главных предметов: его
важность, необходимость неоспорима.
Кроме того, письменные работы
позволили определить, какие разделы программы
любимы учениками, кто и как повышает уровень
своего физического развития.
Анализ показал, что только 6% родителей
находят время на совместные оздоровительные
мероприятия. Может быть, поэтому в России растет
уровень заболеваемости детей, уменьшается
продолжительность жизни, увеличивается процент
преступлений.
Сравнительный анализ положения
предмета «Физической культуры» в начальной,
основной и средней школе позволил мне на
довольно высоком уровне (с конкретной
доказательной базой) выступить на родительских
собраниях в 5–6-х и 10-х классах. Результаты данной
работы были озвучены на городском и областном
методических объединениях, а также определена
перспектива работы – продолжение исследования
основ знаний учеников в общеобразовательной
школе. Для этой цели разработана тематика
письменных работ:
5–6-й классы: «Зачем мне нужна
физическая культура?»
7–8-й классы: «Что нужно делать для того, чтобы
быть здоровым?»
9-й классы: «Здоровый образ жизни для меня и моей
семьи».
10-й класс: «Плюсы и минусы школьной физической
культуры».
Предлагаю коллегам провести подобные
работы в своих школах, а затем выполнить
сравнительный и обобщающий анализ с
обязательным доведением этих данных до детей и
родителей.
Хотелось бы, чтобы у меня появились
единомышленники. Готов вступить с ними в диалог.
Николай ГОЛЕВ,
учитель физической культуры
СОШ № 30
г. Южно-Сахалинск |