Кадры решают все!
Мы продолжаем обсуждение федеральной
целевой программы «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.».
Сегодня в дискуссии принимает участие Ильдар
Касимович Латыпов, кандидат педагогических наук,
доцент Московского педагогического института
физической культуры.
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Работа в Москве и вакансии", созданного для помощи в поиске работы и подборе персонала. Безусловно, подобных сервисов в Интернете довольно много, однако далеко не все они отличаются особой достоверностью, и уж, конечно, найти работу с такими "помощниками" довольно сложно. Не теряйте драгоценное время впустую. Ищите работу и подбирайте сотрудников на сайте msk.rabotavia.ru! Здесь представлены самые свежие, ежедневно обновляемые предложения как от прямых работодателей, так и от кадровых агентств. Без всякой регистрации Вы можете ознакомиться со списком всех актуальных предложений о работе в Москве, а удобная система поисковых фильтров позволяет отсечь "все ненужное" и сосредоточиться только на тех объявлениях, которые могут быть Вам интересны. Стоит также отметить, что разместить свое резюме или объявить о появившейся в вашей организации вакансии можно абсолютно бесплатно.
Программа большой стройки
В Федеральной целевой программе
«Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006–2015 гг.» физическая
культура и спорт рассматриваются как важнейшие
факторы обеспечения безопасности и стабильности
развития государства, как основные средства
поддержания уровня здоровья и физической
работоспособности граждан и как действенные
методы в профилактике негативных явлений в
молодежной среде, связанных с курением,
алкоголизацией и наркоманией.
Поэтому основными задачами программы
являются:
повышение интереса населения России
к занятиям физической культурой и спортом;
развитие инфраструктуры для занятий
массовым спортом в образовательных учреждениях
и по месту жительства;
создание и внедрение в
образовательный процесс эффективной системы
физического воспитания, ориентированной на
особенности развития детей и подростков;
развитие материально-технической
базы спорта высших достижений и подготовки
олимпийского резерва.
И все же я бы назвал эту программу
«программой большой стройки», так как основное
содержание программы составляют мероприятия по
реконструкции спортивных баз и центров для
развития спорта высших достижений, модернизации
спортивной базы в образовательных учреждениях
для подготовки спортивного резерва, развитию
спортивной инфраструктуры по месту жительства и
в образовательных учреждениях. На все это
запланировано немало средств из федерального
бюджета, бюджетов субъектов России и
внебюджетных источников.
Создатели программы понимают, что
значение спортсооружений для развития массовой
физической культуры и спорта высших достижений
очень велико. Даже в благополучной Москве,
которая претендовала на проведение Олимпийских
игр 2012 г., не все благополучно со спортивными
сооружениями.
Да, Москва может гордиться своими
«Лужниками», «Динамо», «Торпедо», «Локомотивом»
и другими стадионами. Но они построены с расчетом
на проведение крупных спортивно-массовых
мероприятий и в большей степени ориентированы на
спорт высших достижений. В то же время, в Москве
более полутора тысяч школ, сотни учреждений
начального, среднего и высшего
профессионального образования, в которых
обучаются более миллиона школьников, учащихся и
студентов. Многие из этих учреждений образования
не имеют своих спортивных сооружений, не говоря
уже о стадионах. К сожалению, не могу назвать ни
одного учебного округа Москвы, где были бы
стадионы, предназначенные для массовых занятий
физической культурой и спортом. Где и как должны
проводить школы свои соревнования, к примеру, по
легкой атлетике? Тем более что с 2007 г. Росспорт
планирует масштабную организацию
многоуровневой системы спортивных соревнований
среди спортивных команд общеобразовательных
школ. Если удастся претворить в жизнь все, что
запланировано в программе, то это будет большим
прорывом в деле привлечения населения, особенно
молодежи, к занятиям физической культурой и
спортом, в укреплении и сохранении их здоровья.
Цель ясна. Но как ее достигнуть?
Однако за всем этим стоят кадры. Вы,
наверное, помните громкий лозунг советского
времени: «Кадры решают все!» Актуальность этого
лозунга характерна и для современной России.
Чтобы не быть голословным, приведу такую справку.
По данным Федерального агентства по физической
культуре и спорту, на сегодня существует острая
проблема обеспечения учителями физической
культуры образовательных учреждений.
Сократилось количество детских тренеров, среди
них сегодня практически отсутствуют молодые
специалисты. Имеется также острая потребность в
специалистах по физической культуре в
дошкольных учреждениях. Не прекращается отток
физкультурных кадров в негосударственные
организации. Как следствие, ослабевают и
утрачиваются традиции отечественной школы,
теряет престиж профессия педагога по физической
культуре и спорту.
Проблема эта очень серьезная. Поэтому
одним из главных показателей программы является
увеличение к 2015 г. количества
квалифицированных тренеров и
тренеров-преподавателей
физкультурно-спортивных организаций, работающих
по специальности, до 300 тысяч человек. Но как
этого добиться, к сожалению, в программе не
сказано ни одного слова.
Дело даже не в том, где эти кадры
готовить. К счастью, на протяжении многих лет у
нас в стране сформировалась определенная
система подготовки специалистов по физической
культуре и спорту, включающая в себя систему
подготовки кадров в структуре Министерства
образования и отраслевую систему подготовки
кадров Росспорта.
По данным Министерства образования и
науки Российской Федерации, Федерального
агентства по физической культуре и спорту, в
настоящее время около 200 образовательных
учреждений осуществляют подготовку
специалистов по физической культуре по
программам среднего и высшего профессионального
образования. Только в ведении Росспорта
находятся 12 вузов, 14 филиалов, 19 средних
специальных учебных заведений, 2 НИИ и 2
учреждения дополнительного профессионального
образования.
Ежегодно тысячи выпускников покидают
стены своих вузов в качестве дипломированных
специалистов по физической культуре и спорту.
Однако только малая часть этих выпускников
доходит до общеобразовательных школ, ДЮСШ,
детсадов, других физкультурно-спортивных
учреждений и организаций.
Тут получается палка о двух концах. С
одной стороны, общество нуждается в
квалифицированных физкультурно-педагогических
кадрах, с другой, – государство не может
обеспечить достойную заработную плату учителям,
детским тренерам, воспитателям по физической
культуре, инструкторам по спорту. Да и
преподаватели, которые готовят этих самых
специалистов в вузах, техникумах и колледжах,
хотели бы увидеть вознаграждение за свою работу,
достойное звания профессора, доцента,
преподавателя высшей школы.
Искаженное представление
абитуриентов о собственно
физкультурно-педагогической деятельности
определяется также такой
социально-психологической причиной, как
снижение престижа профессии. Скромная оплата
труда педагогов школ, детских тренеров, не
слишком комфортные условия работы,
непоследовательность государственной политики
в решении проблем образования, заниженная
самооценка учителей, вызванная постоянными
социально-бытовыми проблемами, – все это
обусловливает нежелание выпускников
физкультурно-педагогических вузов идти в школу.
Сложилась парадоксальная ситуация: на
подготовку учителя тратятся немалые финансовые
ресурсы государства, но при этом даже крупные
столичные города испытывают острый дефицит
учительских кадров по физической культуре. К
примеру, фактическая средняя нагрузка учителя
физической культуры в московской школе
составляет более 40 часов в неделю. Вся эта
ситуация требует серьезной государственной
кадровой политики. Решение подобных проблем
должно бы занимать центральное место в
программных документах.
Для повышения эффективности кадрового
обеспечения в сфере физической культуры и
спорта, особенно в образовательных учреждениях,
необходима реализация комплекса мер по
устранению дефицита педагогических кадров,
закреплению в отрасли молодых специалистов и
профессионалов с высоким творческим
потенциалом, совершенствованию системы
непрерывного профессионального физкультурного
образования.
Наши предложения
В этих условиях, на наш взгляд, для
координации усилий различных образовательных
учреждений по созданию условий для обучения в
сфере физической культуры и спорта особенно
актуальным становится создание регионального
центра непрерывного
физкультурно-педагогического образования.
Нами разработаны основные положения
концепции Московского регионального центра
непрерывного физкультурно-педагогического
образования, который мог бы входить в структуру
Института физической культуры Московского
городского педагогического университета.
Основные задачи центра:
проведение мониторинга потребностей
Московского региона в учителях физической
культуры, ОБЖ и других специалистах по
физической культуре и спорту;
содействие занятости выпускников
учреждений среднего и высшего профессионального
физкультурно-педагогического образования;
создание банка данных выпускников
педагогических вузов и ССУЗов физкультурного
профиля;
персональный подбор выпускникам
физкультурных вузов вакантных мест в
образовательных учреждениях Москвы;
организация ярмарки вакансий для
учителей физической культуры, ОБЖ и других
специалистов по физической культуре и спорту;
координация усилий различных
образовательных учреждений Москвы по созданию
условий для обучения в области физической
культуры;
поиск инновационных методик,
технологий и программ обучения в области
физической культуры;
создание новых образовательных
технологий в соответствии с изменяющимися
потребностями рынка труда и образовательных
услуг;
разработка и внедрение в практику
подготовки учителей физической культуры и
повышения квалификации специалистов по
физической культуре и ОБЖ столичных учебных
заведений соответствующих учебно-методических
материалов; оказание научно-практической помощи
по освоению инновационных педагогических
технологий;
повышение квалификации
педагогических кадров в сфере физической
культуры и безопасности жизнедеятельности;
проведение анализа потребности рынка
труда в сфере физической культуры, спорта и ОБЖ;
разработка прогноза подготовки
физкультурно-педагогических кадров в средних и
высших профессиональных учебных заведениях
Департамента образования Москвы.
Основные направления деятельности
центра:
1. Допрофессиональная подготовка
школьников в области физической культуры.
2. Высшее профессиональное
физкультурно-педагогическое образование.
3. Послевузовское профессиональное
образование (аспирантура, докторантура).
4. Дополнительное профессиональное
образование (повышение квалификации, подготовка
и переподготовка специалистов по физической
культуре и спорту).
Особенность работы центра – переход
на научно обоснованную региональную систему
непрерывного физкультурно-педагогического
образования с учетом потребности региона в
подготовке кадров конкретного уровня и
направления; повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов
по физической культуре и спорту.
Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.
Педагогический институт физической культуры
Москва |