АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ
Технология оценивания школьников на
уроках гимнастики
Раздел «Акробатика»
Оценивание качества подготовленности
школьников всегда имеет относительно
субъективный «оттенок», избежать которого
невозможно. Однако существуют различные пути
объективизации оценки. Особенно данная проблема
касается раздела «Гимнастика», где учителю
необходимо оценить качество исполнения
технических элементов.
Общепринятая в практике физического
воспитания система оценивания является
недостаточно аргументированной. Мы предлагаем
вариант адаптации системы оценивания, принятой в
спорте, к школьной системе физического
воспитания. В основе подхода лежит
систематизация ошибок двигательных действий и
градация ошибок, снижающих оценку; разработаны
учебные комбинации, в которых ценность элементов
выражена в баллах.
Ошибки распределены на четыре группы:
мелкие ошибки (сбавка 0,1 балла), средние ошибки
(сбавка 0,3 балла), грубые ошибки (сбавка 0,5 балла),
невыполнение элемента. Градация ошибок
распределяется по степени важности и
определяется основным звеном двигательного
действия:
мелкие ошибки – ошибки, не влияющие
на основное звено двигательного действия;
средние ошибки – ошибки, влияющие на
основное звено двигательного действия;
грубые ошибки – ошибки основного
звена двигательного действия;
невыполнение – основное звено в
технике двигательного действия отсутствует или
получается другой технический элемент.
В качестве примера реализации
предлагаемой технологии приводятся:
Нами предлагаются учебные комбинации, в
которых ценность элементов выражена в баллах.
Оценивание комбинации двигательных действий
(элементов) осуществляется из 10 баллов.
Градация оценок перехода с
пятибальной системы оценивания на
десятибалльную:
«5» – ставится за упражнение, оцененное
от 9 до 10 баллов;
«4» – ставится за упражнение, оцененное от 7 до 8
баллов;
«3» – ставится за упражнение, оцененное от 5 до 6
баллов;
«2» – неверное выполнение, нарушение
последовательности отдельных звеньев в технике
упражнения. |
9-й класс
акробатическая (учебная) комбинация
Девочки
И.п. – о.с.
Кувырок вперед в упор присев – 1 балл.
Вставая, равновесие на одной – 1 балл.
Приставляя другую, упор присев – 0,3 балла.
Кувырок вперед в упор присев – 1 балл.
Кувырок назад в полушпагат – 1 балл.
Прыжком упор присев, ноги скрестно – 0,3 балла.
Поворот на 180°, перекат назад в стойку на лопатках
– 1 балл.
Перекатом вперед встать – 0,4 балла.
Через стойку на руках «мост» – 1,5 балла.
Поворот кругом в упор присев – 0,5 балла.
Прыжок вверх, прогнувшись – 1 балл.
Переворот боком – 1 балл.
Мальчики
И.п. – о.с.
С трех шагов разбега длинный кувырок, кувырок
вперед в упор присев – 2,5 балла.
Силой стойка на голове и руках – 1,3 балла.
Упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь – 0,8
балла.
Перекатом назад стойка на лопатках – 0,8 балла.
Перекатом вперед упор присев, встать – 0,5 балла.
Махом одной и толчком другой стойка на руках – 1,7
балла.
Кувырок вперед, встать – 1 балл.
Шагом и махом другой назад переворот боком – 1,4
балла.
Кувырок вперед – из упора
присев (с опорой руками впереди), выпрямляя ноги,
перенести массу тела на руки. Сгибая руки и
наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и,
переворачиваясь через голову, сделать перекат на
лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть
ноги и cгруппироваться. Заканчивая кувырок,
принять упор присев.
Таблица 1
Классификация ошибок
Стойка на лопатках, согнув ноги.
Выполняется перекатом назад в группировке. В
момент опоры лопатками и затылком поставить руки
под поясницу (большими пальцами вперед), ноги
согнуты, голени вертикально.
Таблица 2
Классификация ошибок
Стойка на лопатках. Из упора
присев, взявшись за середину голени, выполнить
перекат назад. В конце переката, коснувшись пола
лопатками, опереться руками о поясницу и,
разогнув ноги и туловище, выполнить стойку на
лопатках. Туловище должно быть прямым, локти
широко не разводить.
Таблица 3
Классификация ошибок
Павел ИГНАТЬЕВ,
доцент НИРО,
Дмитрий ХАРЛАМОВ,
учитель физической культуры
МОУ СОШ № 117
г. Нижний Новгород |