АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ
Чтобы вырастить победителей
Одной из лучших команд на Президентских
состязаниях из года в год становится команда из
краснянской средней школы Воронежской области. И
учителя, и судьи часто удивлялись такому
результату. Многим кажется, что объективно
победителями таких состязаний не могут быть
ученики одного и того же учителя. Чтобы раз и
навсегда уйти от заочных рассуждений и
обвинений, мы попросили Бориса Левановича
Капанадзе, преподавателя физической культуры
краснянской школы, рассказать подробнее о своей
работе читателям газеты «Спорт в школе».
Недавно в центральной прессе я
прочитал статью, в которой рассказывалось об
учителе физкультуры из Москвы. Автор поведал о
том, что ребята очень слабо подготовлены
физически, что, мол, и в других московских школах
наблюдается подобная картина.
В какой-то степени я с ним согласен: при
массовых медицинских осмотрах здоровым, как
правило, оказывается лишь каждый восьмой-десятый
учащийся в России, остальные имеют отклонения в
здоровье. Но в главном выводе, который сделал
журналист, я не могу с ним согласиться: что
картина слабого физического развития школьников
характерна для многих, а точнее – для
большинства школ России.
Я лично знаю многих учителей
физической культуры в России, которые добились
совсем иных результатов своей работы, чьи
ученики здоровы и хорошо физически подготовлены.
Каждый из этих учителей работает по-своему,
добиваясь отличных результатов в развитии
физических качеств учащихся. При общении с ними
всегда черпаешь что-то интересное, особенно в
методике преподавания урока физкультуры и
внеклассных мероприятий. Конечно, и мне
приходится делиться накопленным опытом работы с
детьми. Так, например, всегда происходит на
Президентских состязаниях. Прошло уже восемь
фестивалей, и все новые впечатления получаем мы
от этих встреч.
Теперь хочу поделиться своим опытом
работы.
Оборудование
Ровно 30 лет назад после четырех лет
преподавания в Воронежском пединституте я
приехал работать в село Красное вместе с
супругой (она родом из этого села). Я, молодой
сельский учитель физкультуры, как и подобает,
начал с материальной базы. Пустующий зал (18ґ9 м)
капитально отремонтировали, на пустыре рядом со
школой сделали прекрасный спортивный
микрогородок, оборудовали зал атлетической
гимнастики и лыжную базу.
Создали свое нестандартное
оборудование, которое расположили вокруг
футбольного поля, – для занятий силовыми
упражнениями.
Нашей гордостью является
скоростно-силовая полоса препятствий. На всех
снарядах могут заниматься учащиеся как
начальных, так и старших классов. Снаряды
комплекса, длина которого равна 50 м, скомпонованы
таким образом, что получилась параллельная
силовая полоса препятствий. На этой полосе можно
проводить эстафету для двух команд одновременно.
Какие же снаряды вошли в силовой
комплекс и полосу препятствий?
Это:
высокая перекладина для
подтягивания;
брусья для сгибания и разгибания рук
в упоре;
тренажер с ограничителем для
приседания со штангой;
шесты для лазанья;
«рукоход»;
гимнастические стенки;
тренажер с ограничителем для жима
штанги сидя;
наклонные скамейки для жима лежа;
бумы для равновесия и гимнастические
козлы.
Все парные снаряды идентичны по весу и
размеру. Для того чтобы перекладинами,
рукоходами и брусьями могли пользоваться и
младшие школьники, к боковым стойкам этих
снарядов приварены лестницы. Каждый снаряд
комплекса может использоваться как
самостоятельное приспособление для развития
определенных мышц. Комплекс был опробован как на
уроках, так и на секционных занятиях учащимися не
только краснянской школы, но и других школ района
и области.
Для организации занятий в холодное
время года функционирует игровой зал и зал
атлетической гимнастики площадью 70 м2. Создана и
своя лыжная база площадью 30 м2.
Хорошо оборудованная летняя
спортивная площадка, нестандартное оборудование
всех спортивных залов изготовлены под моим
руководством (я лично осуществлял сварочные
работы) при помощи учащихся и родительской
общественности с минимальными материальными
затратами.
Занятия физической культурой идут не
только на уроках и секциях, но и во время обычных
перемен. Часто спрашивают, когда же
устанавливаются снаряды для занятий на
подвижных переменах? А ничего устанавливать не
надо. Дело в том, что все снаряды либо выдвижные,
либо откидные.
В зале атлетической гимнастики есть
пристенные перекладины, где одновременно могут
подтягиваться 20 учащихся как старших, так и
младших классов (сбоку для младших вмонтированы
лестницы). В этом зале также установлены брусья
для отжимания.
А в игровом зале есть 9 выдвижных
шестов и канатов, откидные «рукоходы» и брусья.
Во второй четверти при проведении
уроков гимнастики мы с утра устанавливаем все
имеющиеся многопролетные снаряды для всех
классов одновременно.
А во время проведения военно-полевых
сборов старшеклассников в этих залах занималось
одновременно до 120 учащихся.
Зарядка
В школе более четверти века
нестандартно проводится ежедневная физзарядка
до уроков. В первой и четвертой четверти проводим
беговую зарядку для всех классов. В зависимости
от возраста все учащиеся пробегают от 250 до 1000 м.
А вот во второй и третьей четверти мы
проводим необычную разминку. Мальчики 5–11-х
классов в большом зале проводят силовую
подготовку. Четыре группы занимаются
одновременно (по принципу круговой тренировки)
на перекладинах, «рукоходах», канатах и
гимнастических скамейках, выполняя определенные
задания на всех этих снарядах. Прогресс
огромнейший.
Остальные учащиеся занимаются в
коридорах школы, делая общеразвивающие
упражнения под наблюдением физоргов –
девушек-старшеклассниц.
Уроки
Несколько слов об уроках физической
культуры, проводимых в школе. Для меня главным
критерием хорошего занятия является высокая
плотность прохождения любого материала. Этого
можно добиться, имея необходимый запас снарядов,
мячей и др. У нас не бывает, чтобы кто-то из
учеников не принимал участия в уроке и
отсиживался на гимнастических скамейках.
Очереди на снаряды практически нет. Уроки
спланированы таким образом, чтобы обеспечить
заинтересованность учащихся, их максимальную
подвижность.
В учебном процессе используются не
только гимнастические снаряды. Я стараюсь строго
выполнять учебные программы по легкой атлетике,
кроссу, лыжам и спортивным играм. Но учащиеся
обязательно работают на силовых и
гимнастических снарядах. Тяга к этому есть,
особенно у юношей.
К примеру, во время проведения уроков
по разделу «Волейбол» или «Баскетбол» первые
пол-урока в игровом зале я занимаюсь с девочками
(юноши в это же время занимаются в зале
атлетической гимнастики и развивают
определенные группы мышц), на следующие пол-урока
группы меняются.
Все залы являются смежными, и я, как
учитель, имею возможность одновременно
контролировать всех занимающихся. Все это
проводится в системе, только в различных
вариациях, дозах, нагрузках.
Ежемесячно проходит сдача норм: у
мальчиков – подтягивание на перекладине, у
девочек – отжимание из упора лежа на полу.
Ведется строгий учет и контроль
физического развития школьников. В школе имеется
папка с протоколами на каждый класс, где в
течение года фиксируются результаты, показанные
учащимся. Таким образом, не только повышается
эффективность работы, но и сами школьники учатся
мобилизовываться. Контроль ведется как в силовых
упражнениях, так и в беге на короткие и средние
дистанции, метании гранаты, прыжках в длину,
лыжной подготовке.
Для слабых, недостаточно
подготовленных учащихся организуются
дополнительные занятия на подвижных переменах.
Немного о наших результатах
Нестандартный подход к урокам,
активность учащихся во внеурочное время, хорошая
учебно-материальная база помогают успешно
проводить спортивно-массовую работу в школе и
добиваться высоких результатов.
Краснянские школьники успешно
выступают на районных, областных и всероссийских
соревнованиях. Последние 25 лет школьники
являются победителями районной круглогодичной
спартакиады. Большой успех пришел к нашим
спортсменам в последние восемь лет, в течение
которых они являются непременными участниками
всех всероссийских «Президентских состязаний».
Наши ребята четырежды были победителями в тестах
и один раз стали чемпионами в групповых прыжках
через скакалку, когда команда (8 человек) прыгнула
295 раз без остановки. Рекорд не побит до сих пор.
Борис КАПАНАДЗЕ,
учитель краснянской СОШ
Новохоперского района
Воронежской области,
заслуженный учитель РФ |