АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ
Калейдоскоп идей
Кто они, учителя, чьи ученики принимали
участие в итоговом фестивале «Президентские
состязания»? В каких школах работают? По каким
методикам? А, может быть, все дело не в учителях, а
именно в школах? Или руководство как-то
по-особенному к ним относится?
Решайте сами. Я расскажу о тех встречах, которые
состоялись во время фестиваля, о школах, об
учителях и об их учениках.
Управленцы
Вместе со своими командами на
фестиваль приехали и многие представители
региональных и районных органов управления
образования и спортивных комитетов. Все – с
разной целью: кто-то, чтобы посмотреть на
организацию фестиваля и в следующем году
провести свои состязания по такому же принципу;
кто-то, чтобы поддержать свою команду; кто-то,
чтобы лучше понять, как в следующем году готовить
ребят к этим состязаниям. Возможно, были и те, кто
приехал просто отдохнуть... Не знаю, со мной такие
люди не общались.
23 школы из 57 регионов России приехали
на фестиваль, как минимум, во второй раз. Были и
старожилы: пять-шесть лет подряд они
представляют свои области, республики, края.
Могут ли одни и те же команды побеждать
в регионах без предварительного заказа, отбора?
Такой вопрос задавали себе, мне и друг другу не
только учителя, но и представители региональных
управленческих структур. Особенно часто об этом
спрашивали люди из тех регионов, в которых ищут
новые пути развития системы массового
тестирования физических кондиций: «Если
действительно в области проводится ежегодное
тестирование, то школы-победители обязательно
будут меняться! Уж поверьте моему опыту...»
Верю. И верю тому, что видела своими
глазами. Второй раз я присутствую на
соревнованиях, второй раз в тестировании
побеждает школа из Воронежской области.
Побеждает всех, однозначно и безоговорочно.
Правда, в игровых видах они не сильны...
Спрашиваю учителя физкультуры из этой
школы Бориса Левановича Капанадзе, как это они
умудряются постоянно занимать первые места. В
ответ: «Ничего удивительного. И в области мы
всегда первые. У нас уже несколько лет вся школа
делает обязательную зарядку, есть и приказ
директора. Весной и осенью – бегают, зимой –
упражнения на силу и растяжку. А скоро прямо у нас
во дворе построят новый спортивный комплекс! Вот
тогда позанимаемся...»
Понятно. Этого учителя поддерживает не
только директор школы, но и местные власти.
Программу, по которой он работает, читайте в
статье "Чтобы вырастить
победителей".
«Зарядка» методом убеждения
Учитель физкультуры из Калининграда
Владимир Николаевич Неуструев – человек
немолодой, ветеран афганской войны, десантник,
долго работал в Суворовском училище. Называет
всех мальчишек «сынками» (у самого – трое
сыновей), а девочек – «золотко». Память, говорит,
плохая, имена не запоминаются.
Владимир Николаевич Неуструев
Он казался одновременно и
гиперсерьезным, и по-детски веселым. «Я сам-то в
школе учился не очень хорошо. 13 лет учился в своей
любимой 13-й школе, дважды оставался на второй год.
А потом стал народным учителем Узбекистана.
Верите?»
А почему бы и нет? Думаю, Владимир
Николаевич и в детстве не подчинялся общим
правилам, если они были ему непонятны, имел по
любому поводу свое собственное мнение и не
боялся его высказывать. Такие мальчишки часто
становятся второгодниками, а потом многого
добиваются в жизни. И на фестивале он ни к чему не
оставался безучастным: «Надо Положение
пересмотреть! Ясное дело, почти половина команд
– не классы, а сборные школ. Не обо мне речь, мне
это не надо, просто так уж устроены люди – хотят
победить любой ценой. Нужно приглашать сборные
школ, чтобы меньше обмана было!» Там некогда было
с ним спорить, больше слушала. А сейчас скажу: не
станут ли тогда привозить сборные районов и
областей, в конце концов полностью отойдем от
массовой физической культуры во славу большого
спорта!
То ли Владимиру Николаевичу повезло с
директором школы, то ли Алле Михайловне Шатровой,
директору первой гимназии г. Калининград,
повезло с ним.
«Я еще, когда устраивался туда на
работу, сразу сказал, что смогу сделать эту школу
самой спортивной в районе. Алла Михайловна
обрадовалась: «Давно хотела найти человека,
который поднял бы в школе спортивно-массовую
работу!» А я что, я работать люблю, слов на ветер
не бросаю. Уже третий год занимаем первое место в
области по «Президентским тестам». И в других
соревнованиях побеждаем. Вот, шахматы в
начальной школе ввели, так наши ребятишки и с
всероссийских соревнований привозят награды».
Есть ли что-то особенное в его работе?
Во-первых, в этой школе учителя физической
культуры не делят детей на «своих» и «чужих». Все
дети – общие, а в школе – 1600 человек, надо
сказать, немало, на четырех-то преподавателей. Ко
всем ребятам отношение индивидуальное. Владимир
Николаевич рассказывает: «Я составляю нормативы
каждый год, для каждого класса. Если слишком
высокую планку поставишь, они ее никогда не
возьмут и перестанут заниматься. Слишком низкую
– скучно им будет. Тут очень осторожный подход
требуется...» Интересно, откуда силы у него
берутся каждый раз новые нормативы создавать?
Спрашиваю, когда он узнал, что его
класс поедет на фестиваль. «Да в сентябре
прошлого года! Не удивляйтесь, нет в этом ничего
особенного. Просто мы очень хотели сюда поехать,
а для этого, естественно, нужно было сначала
победить на районных и областных соревнованиях.
Тренироваться усиленно начали год назад. Я
вычислил, какой класс в этом году поедет на финал,
и сразу сказал прошлогодним восьмиклассникам:
мол, хотите ехать, надо работать с полной
выкладкой и победить на области. Ох, как они
тренировались – любо-дорого посмотреть! А
сколько счастья было, когда область выиграли!»
Но на пустом месте таких результатов
не добьешься, даже за год упорных тренировок.
Оказалось, что в своей школе Владимир Николаевич
уже давно ввел систему особых утренних зарядок,
создал оригинальную (на мой взгляд) модель
свободного физкультурно-спортивного
образовательного пространства.
О ней расскажу подробнее. Утром он
приглашает всех учеников школы на зарядку к 7.30.
Это – не обязательное мероприятие, туда приходят
только по собственному желанию. Начиналось все с
одного тренера и одного тренирующегося: «Тогда у
меня сын пошел в четвертый класс, я его и позвал
вместе с собой на зарядку. Он был уверен, что
никто больше не придет, а я ему: «Так мы с тобой
будем!» Скоро он одноклассника позвал. Через
месяц уже была группа из 25 человек. Так и началась
история нашей утренней зарядки».
На этой «зарядке» никто не ходит
строем и не выполняет на счет
«раз-два-три-четыре» простейшие упражнения
разминки. На этой зарядке каждый занимается той
физкультурой, которая ему ближе, интереснее, а
значит, полезнее. Ведь лучшее время для занятий
спортом – это утро, а лучший спорт – тот, который
любишь.
Во время этой зарядки открыт спортзал,
можно поиграть в настольный теннис или
баскетбол, погонять в футбол на пришкольном
стадионе, позаниматься со штангой или с гирями,
отработать элементы для следующего зачета.
Только отметок во время зарядки получать нельзя.
Детям нравится, они уверены, что во
время зарядки они «что хотят, то и делают». Их
никто не окрикивает: встань в строй, сдавай
нормативы. Они просто тренируются в свое
удовольствие. Бывает, что целые классы
увлекаются каким-то видом спорта и больше ни о
чем слышать не хотят: «Мы с утра в волейбольчик, а
уж потом – на уроки».
Во время зарядки не используются
опасные снаряды, и технику безопасности каждый
соблюдает сам. Не соблюдает? Тогда этого человека
не пригласят на следующее утро: зарядка – для
тех, кто хочет получить заряд бодрости,
хулиганить тут нельзя.
Трудно? Конечно, особенно трудно
учителю. Но у него есть помощники – те, кто
занимается зарядкой постоянно. Они отвечают за
безопасность и дисциплину на отдельных участках.
Кстати, иногда на зарядке бывает по 40–45 человек.
Мало? Не очень, ведь зарядка проводится в течение
всей недели, а дети каждый день меняются. Во
вторник и в четверг – одни классы, в среду,
понедельник, пятницу – другие. Сначала Владимир
Николаевич просил ребят записываться, а потом
отказался от этой идеи: «Что я буду сам перед
собой отчитываться?» И то верно. Главное, чтобы
детям хотелось прийти заниматься еще и еще раз.
Подзывает ученицу: «Золотко, расскажи,
как ты занималась, как на зарядку ходила». Она
старается: «Сначала трудно было, просто ужас,
особенно было лень подниматься каждый день в 6.45
утра. Зато сейчас как я рада! Даже никогда не
думала, что поднимусь так высоко. Всю неделю на
«Президентских состязаниях» в Анапе я
волновалась и за свои собственные, и за командные
результаты. Результаты у нас были гораздо лучше,
чем обычно! А значит, мы победили! Не кого-то, а
самих себя. Разве это мало?»
Все начинается с родителей
Сельских школ на фестиваль приехало
много, но малокомплектных только две – из
Липецкой и Орловской областей. В Орловской
области был выбран класс, победивший на
состязаниях областного уровня, а из Липецкой
области привезли ребят, ставших лучшими в среди
сельских школ (в этой области приняли решение
привозить поочередно лучшие сельские и
городские команды). Недостающие ученики в обеих
командах – из другой малокомплектной школы
района: такая комплектация команд разрешается
действующим Положением фестиваля
«Президентские состязания».
Команду Орловской области на
Фестивале возглавлял учитель физической
культуры совхозной СОШ Корсаковского района
Виктор Дмитриевич Артемьев. Он уверен: победа на
областных соревнованиях досталась потому, что
все ученики школы занимаются физической
культурой постоянно, а не «от зачета до зачета».
Ответ на вопрос, почему они занимаются, искали
вместе – довольно долго. Все оказалось довольно
просто:
«Почему все занимаются? Наверное,
потому, что я им пример показываю, сам бегаю
каждое утро, участвую в различных соревнованиях.
Ребята, правда, со мной на дистанцию редко
выходят, предпочитают утром, когда я выхожу на
зарядку, – часов в шесть – поспать. А еще я создал
для их родителей группу здоровья. У нас село
небольшое, всего 600 человек, практически все друг
друга знают. Родители часто завидовали, что я
себя постоянно чувствую хорошо. А что им мешает?
Хоть они и работают в деревне, но все равно
нагрузка на организм явно недостаточная, точнее
– неравномерная, в некотором смысле они ведут
малоподвижный образ жизни. Сначала пришли
заниматься только 8 человек. Сегодня в группе
здоровья – 18 мам».
Группа здоровья для родителей по
существу стала «группой здоровья для мам»: папы
не проявили должного энтузиазма, к сожалению. В
занятиях использовали комплексы несложных
упражнений для развития и укрепления суставов.
Через месяц тренировок оказалось, что все мамы
сбросили вожделенные 3–7 кг. И чувствовать
себя стали гораздо лучше!
Виктор Дмитриевич этим не ограничился.
Он – частый гость на родительских собраниях, где
рассказывает и о различных диетах, и о значении
здорового образа жизни, и о новых комплексах
упражнений. С тех пор родители стали его ярыми
союзниками. За выполнением домашней утренней
зарядки они следят с не меньшим рвением, чем за
подготовкой к итоговой контрольной по
математике. И это понятно: здоровье нужно каждому
– и математику, и химику, и доярке, и комбайнеру. В
то же время дети понимают: взрослые
действительно верят в то, что занятия
физкультурой необходимы, раз их мамы даже после
работы занимаются...
Танцуют все!
В белгородском лицее № 38 готовились
к «Президентским состязаниям» не только на
стадионе, но и на танцплощадке. Рассказывают
учителя физической культуры этого лицея Сергей
Савченко и Владимир Шеканин:
«В середине 90-х наши учителя
физкультуры впервые столкнулись с «проблемой
танцев». Изобилие направлений: хип-хоп, буги-вуги,
брейк-данс, модерн, румба, самба и др. – приводило
в шок преподавателя физической культуры,
узнавшего, что подающий надежды легкоатлет,
пловец или футболист неожиданно превратился в
«бального» классика или втанцора «латино».
Возникали даже конфликты учителей и тренеров с
танцевальными руководителями.
И тогда веское слово сказал наш
директор, заслуженный учитель России Григорий
Петрович Войтенко, всегда радевший за
гармоничное и всестороннее развитие личности
ребенка: «Танцевать в лицее должны все. Учителя в
том числе». Как ни странно, но этот принцип лег в
основу сотрудничества и стал новым фундаментом
социального партнерства педагогов, детей,
родителей, приведшим лицей к успеху. Когда в мае
2006 года наш лицей посетил министр образования и
науки господин Фурсенко, то был приятно удивлен
увиденным: более 100 танцующих пар приветствовали
высокого гостя классическим танго времен
Александра I.
В этом учебном году коллектив нашей
школы впервые стал победителем городской
спартакиады, посвященной 60-летию Великой Победы,
и участником Всероссийского фестиваля
«Президентские состязания». Скажете – парадокс?
А вот и нет. Уже много лет в нашем образовательном
учреждении физкультура и танцы, спорт и
танцевальные конкурсы не просто мирно
сосуществуют, а дополняют друг друга.
Физкультура придает танцам дух спортивной
состязательности, хореография через
танцевальные сюжеты делает любое
физкультурно-оздоровительное или
спортивно-массовое мероприятие ярким, красочным,
эстетически привлекательным. Как правило, тот,
кто лучше танцует и двигается по сцене, имеет и
более высокий результат в физических тестах и
соревнованиях по видам спорта.
Но простое сотрудничество во
внеурочной работе – лишь малая часть
содружества танцев и физкультуры. Постепенно и
учителя, и ребята привыкли в подготовительной
части урока использовать танцевальные
упражнения. Поверьте: такая разминка,
выполненная под музыку, да еще и с
подготовленными учениками, гораздо эффективнее,
чем традиционный комплекс из 8–10 ОРУ.
Танцевальные движения могут включаться и в
основную часть урока физкультуры, например, на
уроках ритмики, подвижных игр, гимнастики.
Незаменимым средством (а порой единственным
спасительным методом) танцевальные элементы
являются для детей, отнесенных по состоянию
здоровья к подготовительной или специальной
медицинской группе. Только через танцы такие
учащиеся смогут раскрепоститься, почувствовать
уверенность в себе. Кроме этого, в нашем лицее для
классов с профильным и углубленным изучением
предметов (математики, физики, астрономии и
других) вводятся элективные курсы физической
культуры, включающие уроки хореографии.
В лицее сложилась традиция: учитель
физкультуры работает в паре с хореографом.
Разработана специальная программа по
использованию третьего часа физической культуры
для занятий хореографией.
Результат? Любое
физкультурно-оздоровительное дело
заканчивается «Светским балом», а любому
хореографическому представлению предшествует
спортивный праздник».
Убежденность педагогов разделяют и их
ученики. В жизни многих из них спорт и танцы
неразрывно связаны. Сначала – увлеченность
танцами, потом – травма, лечебная гимнастика,
лечебная физкультура – и снова любимые танцы: не
на самом высоком уровне, а для себя, для души. Но
главное не в этом. Главное – возвращенное
здоровье, вера в собственные силы и постоянное
внутреннее желание заниматься строительством и
совершенствованием собственного тела.
Фото из архива школы
Легкоатлетический пробег
Организаторы приглашают учителей и ребят
из других городов России принять в 15-м, юбилейном,
пробеге, который состоится 5 мая 2007 г. в
Кургане. Расселение – в интернате, по достаточно
дешевой цене. По всем вопросам можно обращаться к
директору школы-интерната № 17 Сергею
Викторовичу Сыренкову по телефону: (3522)56-68-81.
Дополнительную информацию о пробеге вы найдете
на сайте http://probeg.nm.ru |
В г. Кургане коллектив
школы-интерната № 17 больше 10 лет принимает
самое активное участие в подготовке и проведении
легкоатлетического пробега памяти генерала
Дмитрия Карбышева: эта школа входит в состав
официального оргкомитета. Директор интерната,
учитель физической культуры, Сергей Сыренков
приехал на состязание вместе со своей командой:
«У нас вся школа участвует в ежегодном пробеге,
но важнее всего то, что наши дети и учителя
занимаются его подготовкой. На нас – и
торжественное открытие, и официальная часть...
Работы много, очень много. Но это заставляет
наших ребят очень серьезно относиться к
тренировкам: нельзя же организовывать
легкоатлетический пробег, а самим не уметь
бегать! Они тренируются упорно, весь год. Мы,
между прочим, тренируемся вместе с ними».
Сергей Сыренков мечтает, чтобы этот
пробег стал действительно массовым,
всероссийским. Для утверждения этого статуса
надо, чтобы в нем принимали участие 25 регионов
России. В 2005 г. было 4600 участников из 17
регионов.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА |