Взгляд в будущее: учителя спорят,
мечтают, предлагают...
Во время фестиваля «Президентские
состязания» учителя физической культуры
захотели обсудить самые актуальные для них темы.
О первой такой встрече мы рассказали в N№ 21,
2006 г. – учителя обсуждали федеральную целевую
программу «Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006–2015 гг.».
Сегодня, как и обещали, мы публикуем предложения
учителей по оптимизации развития физической
культуры и массового детского спорта в России. И,
естественно, приглашаем наших читателей к
продолжению дискуссии по этому вопросу. Для нас
особенно интересно, что в реальности происходит
на местах, какие проблемы возникают, как их
пытаются решить, удается ли это – ваши письма
могли бы помочь тем, кто столкнется с подобными
проблемами в своих регионах.
Вторая часть дискуссии касалась непосредственно
Всероссийского фестиваля «Президентские
состязания». Учителя обсуждали существующее на
сегодняшний день Положение, думали, какими они
хотели бы видеть эти состязания в дальнейшем.
Сразу отметим: мнения педагогов были очень
разными, и порой то, о чем мечтали одни,
совершенно отвергалось другими. В данном тексте
мы будем давать и предложения по изменениям и
дополнениям в Положение о проведении
Всероссийского спортивно-оздоровительного
фестиваля школьников «Президентские
состязания», и комментарии к ним – аргументы,
приведенные учителями «за» и «против» этого
предложения, если таковые высказывания имели
место.
Все предложения доведены до сведения
организаторов фестиваля. Будет ли что-то
изменено в соответствии с предложениями
учителей, зависит теперь от них.
Как помочь школам?
Предложения по оптимизации развития
физической культуры и массового детского спорта
в России
1. Поскольку финансирование
большинства спортивных школ и комплексов
полностью возложено на местные власти (зачастую
не имеющие никаких средств для этого), идет
разрушение имеющихся площадей. В связи с этим
необходима реконструкция существующих
спортивных залов и комплексов и перевод их на
федеральное финансирование.
2. Так как во многих
общеобразовательных школах до сих пор нет
спортивных залов или их площади явно
недостаточны для имеющегося числа детей, учителя
считают целесообразным увеличить вложения на
строительство дополнительных спортивных залов и
бассейнов в общеобразовательных школах.
3. Для развития массового детского
спорта нужно открывать при общеобразовательных
школах клубы физического воспитания, центры
оздоровления, спортивные школы (что делается в
некоторых регионах). При этом необходимо
централизованное федеральное финансирование
этих клубов: обновление инвентаря, достойная
оплата работы тренеров, медицинского персонала.
4. Необходимо изменение системы
аттестации и переаттестации тренерского состава
начального уровня подготовки (группы ОФП,
спортивные секции в общеобразовательных школах
и др.).
5. Первый этап любых детских
соревнований – самый массовый и самый трудный. В
регионах часто именно на него не выделяется
никаких средств, все проводится только за счет
энтузиазма учителей и тренеров. Неоплачиваемая
работа всегда будет незначимой, зависеть от
наличия энтузиастов. Необходимо федеральное
финансирование первых этапов проведения детских
соревнований (на уровне одной школы).
6. Целесообразно пересмотреть
систему приобретения спортивного инвентаря для
школ. Мы предлагаем выделять деньги для этой цели
на систему образования под статью «Развитие
спортивной материально-технической базы».
Ответственным за выбор и приобретение инвентаря,
на наш взгляд, следует считать учителя
физической культуры данного учреждения.
7. Дети, особенно в старших классах,
перегружены занятиями, в частности –
подготовкой к ЕГЭ, теперь – начиная с 9-го класса.
Поэтому физической культуре уделяют все меньше
внимания. Необходим пересмотр существующего
учебного плана, снижение недельной нагрузки
учащихся старших классов. При этом необходимо
выделение особого значения физической культуры,
возможно введение дополнительных элективных
курсов с направленностью на укрепление
физического здоровья для разных типов
профильных школ.
О Президентских состязаниях
Предложения об изменениях в Положении
о проведении Всероссийского
спортивно-оздоровительного фестиваля
«Президентские состязания»
1. В связи с неудобством
транспортировки школьников в командах 9+9
изменить их состав на 8+8.
Те, кто внес это предложение,
мотивировали следующим: размещение упрощается,
если количество мальчиков и девочек кратно 2 или
4. Например, одно купе в поезде – на 4 человека.
Если в команде 9 мальчиков и 9 девочек, куда
следует поселить «девятого»? С взрослыми? Это
будет для любого ребенка наказанием. Та же
проблема возникает при размещении ребят в месте
проведения фестиваля.
Оппоненты утверждали: редко бывают классы, в
которых только 18 учеников. И так приходится
кого-то из класса не брать на соревнования, что
часто вызывает ненужную зависть детей, обиды
друг на друга, на учителя. Для многих школ 18
человек – мало, они уверены, что нужно брать весь
класс целиком (однако при этом нельзя будет
установить общую командную норму).
2. В связи с новым Положением о
поездках с детьми включить в официальный состав
четырех взрослых: учителя физкультуры, классного
руководителя, медицинского работника,
сотрудника милиции.
Согласно новому Положению, группу
школьников нельзя отправлять в поездку, если ее
не сопровождают сотрудник милиции и медик.
Оправданность такого приказа мы не обсуждаем,
всем ясны причины его появления. Однако
возникают проблемы с размещением этих людей на
месте проведения фестиваля: они вынуждены
размещаться за свой счет, что бывает очень
затруднительно, а порой и просто невозможно. В
результате в ряде регионов собирали деньги на их
проживание с детей-участников фестиваля, что
явно не входило в планы его организаторов.
3. Для ограничения возможных
манипуляций с составом команд представлять в
мандатную комиссию два оригинала журналов:
прошлого учебного года и настоящего учебного
года, а также личные дела учащихся. Включить в
состав мандатной комиссии квалифицированного
психолога.
Этот пункт обсуждался очень долго.
Многие не видят необходимости везти оригинал
классного журнала текущего года: они уверены, что
достаточно и прошлогоднего. Журнал –
официальный документ, который подделать
практически невозможно. Однако позволят ли его
вывозить из школы на соревнования? Этот же вопрос
можно задать и относительно личных дел.
Опытные учителя утверждают, что такие меры
просто необходимы, что именно так работали
мандатные комиссии на аналогичных
соревнованиях, проходивших в советское время.
4. Изменить порядок подсчета
результатов фестиваля: учитывать результаты
(места), занятые командами и в «Президентских
тестах», и в других обязательных видах
состязаний (3 вида), а также в любых, не менее двух,
видах по выбору команды.
Этот пункт поддержали все участники
«круглого стола». Они считают, что любое
увлечение физической культурой и спортом должно
приветствоваться и нельзя делать упор только на
тестирование. Было предложено при подсчете
учитывать количество участников в том или ином
виде соревнований и использовать
соответствующие коэффициенты – это будет
отвечать духу «Президентских состязаний» и
поддерживать массовый спорт, а не занятия с
отдельными особо талантливыми детьми.
Много обсуждали виды спорта «по выбору», которые
хотелось бы ввести. Туда вошли: скиппинг,
пионербол (до 7-го класса), волейбол (8–9-е классы),
стритбол, мини-футбол, плавание, настольный
теннис, «Веселые старты» или разнообразные
комбинированные эстафеты, шашки, шахматы,
конкурс формы. Возможно проведения конкурса
групп поддержки (как одного из дополнительных
видов спорта – черлидинга).
5. Сделать программу действительно
«фестивальной». Например, ежедневно проводить
товарищеские матчи (учителя – судьи, учителя –
дети), организовать знакомство учителей между
собой, «круглые столы», презентацию их работы.
Идею товарищеских матчей поддержали
не только учителя, но и многие судьи. Наверное,
она давно витала в воздухе, ведь детям важна не
только победа, но и праздник спорта «для души»,
когда спортом занимаются просто потому, что
любят физическую нагрузку, ощущение победы...
А «круглые столы» мы смогли организовать уже на
этот раз. Так что в следующем году, если станете
победителями «Президентских состязаний» в своем
регионе, будьте готовы – редакция газеты «Спорт
в школе» берет организацию этой работы на себя. А
если у вас есть интересные методики, разработки,
если вы хотите рассказать коллегам о своей школе,
не забудьте взять все это с собой: мы обязательно
попробуем устроить такую презентацию для всех
желающих. Это будет совсем внеконкурсная
программа.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Анапа – Москва
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Во время фестиваля ко мне обратились с просьбой
опубликовать открытое письмо:
Уважаемый министр образования РФ!
Проведение областных олимпиад по физической
культуре выявляет четырех победителей: 9-й класс
– девочка, мальчик; 10–11-й классы – девушка,
юноша. А на заключительном этапе устанавливается
квота: три человека. Что делать четвертому? Как
объяснить, что он не поедет на финал из-за того,
что не хватает средств в министерстве? Разве это
не ущемление права ребенка на участие в финале?
Это не только мнение учителей Калининградской
области, но и тех областей, где министерство
устанавливает квоты.
С уважением,
народный учитель Узбекистана,
заслуженный учитель РФ
Неуструев Владимир Николаевич
Мы обратились к главному специалисту отдела
управления Федерального агентства по
образованию Ольге Сергеевне Медведевой с
просьбой прокомментировать данную ситуацию. Она
объяснила:
– Учителя не должны волноваться – подобная
ситуация больше не возникнет. Дело в том, что в
прошлом году мы использовали обычную квоту,
существующую для проведения детских предметных
олимпиад по всем общеобразовательным предметам.
И не учли, что в олимпиаде по физической культуре
есть разделение на мальчиков и девочек и,
следовательно, количество победителей сразу
увеличивается вдвое. Положение об олимпиаде уже
изменено. |
|