Не так давно прочитала
письмо, датированное 25 ноября 1958 года. Молодой
аспирант педагогического института писал своей
жене: «Сейчас все заняты перестройкой школы. В
конце ноября будет пленум ЦК по этому вопросу.
Ожидаются большие перемены в системе
образования!»
Перемены… Что же это такое?
Может быть, это изменение порядка
прохождения материала? В первой четверти –
легкая атлетика, а во второй – гимнастика. А
теперь… введем еще и лапту, и футбол, а можно…
Или большими переменами являются
новые виды спорта, которые вводятся в школьную
программу? Раньше плавания не было, а теперь
будет! Чем не изменение?!
Возможно, появляется новый список
требований к физической подготовке учащихся?
Раньше нужно было бегать за такое время, а теперь
– за другое…
Изменяется количество часов, которые
отводятся на изучение предметов. Усложняются
(ужесточаются?) стандарты образования. Вводятся
новые нормативы, изменяются экзаменационные
вопросы.
Среди множества перемен в сегодняшней
системе образования особое место занимает
профильное обучение. Эта инновация коснулась
всех школьных предметов, в том числе и физической
культуры. Насколько же эта идея нова?
Итак, сегодня разрабатываются
программы для спортивно-оборонительных,
спортивно-педагогических и других профильных
классов. Ученые обосновывают новизну данной
инновации (см. рубрику «Наука – учителю»).
А люди, которые проработали в школе лет
30–40, хитро улыбаются: «Это у нас было, году в 75-м».
И начинают рассказывать бесконечные истории из
собственной педагогической практики:
«Профильное образование? У нас был спортивный
класс, и курсы углубленные, и предметы по выбору.
Мы тогда такую программу сделали! У нас многие ее
брали, у себя внедряли!»
В ответ делаю попытку возмутиться:
«Это не было профильным образованием! Сейчас –
совсем новая программа вводится». «Ну-ну, –
отвечают мне с доброжелательным сожалением, –
вам виднее, конечно, только все это мы уже
проходили. Были там и обязательные для всех
предметы, углубленные. И такие, которые ребята
могли выбрать. Вообще-то хорошо получалось, жаль,
что все те программы уже потеряны – теперь
заново создавать…»
Как только наш Издательский дом принял
решение о том, что все вторые номера 2007 года будут
посвящены профильной школе, я отправилась к
своим коллегам с просьбой дать адреса лучших
школ с профилем, близким к специализации их
газеты.
Идея была простой. Физкультура есть во
всех школах, и в профильных тоже, значит, в номер
должны войти статьи не только о
физкультурно-спортивных профилях, но и о
преподавании физической культуры в профильной
школе вообще. Программы, которыми загружены
старшеклассники, настолько обширны, что часто на
занятия физической культурой у них времени нет
вовсе. Если же еще и уроки проходят неинтересно,
то, скорее всего, на них будет очень мало учеников
– большинство принесет справки об освобождении.
Вот какие мнения старшеклассников о физкультуре
собрали журналисты «Комсомолки Красноярска»:
– Физра у нас каждый раз проходит
одинаково. Мы приходим в спортзал, пробегаем круг
– разминку, потом быстренько сдаем какойнибудь
норматив (прыжки, бег на время и т. д.). И на этом
урок как таковой заканчивается. Мы сидим и ждем
звонка либо, что бывает гораздо реже, во
чтонибудь играем. Из урока в урок все проходит
настолько скучно, что ходить на физкультуру
совсем не хочется.
– Уроки спорта проходят у нас в
школе интересно, но только для спортивных ребят.
К примеру, я не очень хорошо играю в баскетбол и
волейбол, и кроме меня таких людей в классе
немало. В общем, у нас получается так: те, кто
умеет играть, играют, а остальные в это время либо
сидят на лавочке, либо пытаются все же поиграть.
Но из этого ничего не получается, так как мячом
всегда «владеют» более сильные ребята... А
учитель вместо того, чтобы научить отстающих,
просто не обращает внимания на это безобразие.
По-моему, ему вообще все равно. Кстати, в эти игры
мы играем практически на всех уроках.
В этом номере мы решили опубликовать
интересные программы, которые можно
использовать для повышения интереса к урокам
физкультуры в старшей школе, в том числе и
профильной. Для этого нам нужно было их найти…
В ответ услышали от своих коллег:
«Профильная школа? Есть, конечно, такие школы уже
давно существуют – их знают как школы с
углубленным изучением нашего предмета.
Профильные ли они? Не знаю, наверное!»
«Вот, возьмите адреса школ с
углубленным изучением наших предметов. Это очень
знаменитые школы, они были известны еще в
Советском Союзе». Да, новое, похоже, оказалось
совсем не забытым старым.
Решили найти «профильные» школы через
Интернет. Написано: «Школа с гуманитарным
профилем». Звоню директору, спрашиваю,
профильная ли это школа. В ответ: «У нас есть ряд
предметов, которые ребята изучают на углубленном
уровне. Но мы – не профильная школа, у нас нет
такого статуса».
В школах открывают классы с
углубленным изучением отдельных предметов.
Раньше эти классы называли «математическими»,
«спортивными» или «гуманитарными. Теперь –
профильными. Учителям придется свыкнуться с этой
терминологией, равно как и понять разницу между
курсами углубленными-обязательными и
элективными.
Мы надеемся, что постоянные подписчики
газеты «Спорт в школе» смогли разобраться в этих
тонкостях при помощи курса лекций Ильдара
Латыпова «Физическая культура в профильном
обучении», опубликованного в N№ 17–24, 2006 г.
Существуют ли подобные системы в
образовании других стран? Конечно. Скорее всего,
за основу сегодняшней инновации была взята (и
модернизирована под российские условия)
американская система образования. Как известно,
в США каждый старшеклассник выбирает, какие
предметы и на каком уровне сложности он будет
изучать.
Правда, философия американской школы
довольно сильно отличается от нашей. И экзамены
там проводятся не совсем так же, как у нас. Да и
недостатков в их системе образования хватает с
излишком. Нам остается только надеяться на то,
что все это будет учтено при масштабном введении
профильного обучения в российских школах.
Остался последний шаг. Многие
российские школы перейдут к профильному
обучению уже в следующем учебном году. Готовы ли
они к этому? И главное: что нужно сделать, чтобы с
полной уверенностью сказать, что школа
действительно готова к введению профильного
обучения?
Мы обратились с этими вопросами к
коллегам из разных регионов России. Оказалось,
что школ, в которых на сегодняшний момент
существуют оборонно-спортивные классы (именно
эту специализацию было предложено открывать
Министерством образования и науки), в России
очень мало. Почти везде педагоги разрабатывают
авторские программы углубленных и элективных
курсов, часто открывают совершенно иные профили.
В сегодняшнем номере вы найдете и
обсуждение учеными проблем профильного
образования, и официальные документы, которые
необходимо знать каждому учителю, и различного
типа авторские разработки.
В рубрике «Школа» рассказывается о
том, какие вариации отдельных образовательных
учреждений в системе профильного образования
возможны, о сложностях открытия школы со
спортивным уклоном и о способах их преодоления.
Этот номер – лишь начало серьезного разговора
о профильном обучении. Чтобы дальнейшее
обсуждение этой проблемы проходило наиболее
эффективно, мы просим наших читателей заполнить
анкету, которую вы найдете на страницах этого
номера. В ней вы сможете задать те вопросы,
которые остались за границами сегодняшнего
обсуждения. |