НАУКА – УЧИТЕЛЮ
Профильное обучение: вопросы и ответы
В последние годы в печати все чаще
появляются материалы о профильном обучении в
школе. В школах России проводится эксперимент по
введению профильного обучения. Утвержден
федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений,
реализующих программы общего образования, в том
числе примерные учебные планы для разных
профилей обучения. Ученые и ведущие
учителя-практики разрабатывают программы
профильных предметов и элективных курсов для
профильного обучения.
Не остается в стороне от этих проблем и
газета «Спорт в школе». Она одной из первых
включила вопросы организации профильного
обучения в программу педагогического марафона,
который проходил в апреле прошлого года. В новом
учебном году газета организовала совместно с
педагогическим университетом «Первое сентября»
курсы повышения квалификации для учителей
физической культуры по программе «Физическая
культура в профильном обучении».
Но, несмотря на это, оживленный интерес
многих учителей физической культуры, завучей и
директоров школ, да и некоторых родителей к
данной проблеме не ослабевает. Многих из них
волнуют вопросы организации профильного
обучения, составления учебного плана школы в
условиях введения профильного обучения,
разработки программ элективных курсов для того
или иного профиля, преемственности программ
общего среднего, дополнительного и
профессионального образования, интеграции школ
и учреждений дополнительного образования детей
в условиях профильного обучения и многое другое.
На некоторые из этих вопросов вы,
конечно, можете найти ответ в материалах лекций
курсов повышения квалификации. Но все же многие
вопросы, которые не попали в лекции, требуют
дополнительного разъяснения.
Во-первых, чем же отличается
профильное обучение от существующего в
настоящее время углубленного изучения отдельных
предметов? Прежде всего, важно понять, что такое
профильное обучение. Профильное обучение –
это система специализированной подготовки
старшеклассников, направленная на то, чтобы
сделать процесс их обучения на последней ступени
общеобразовательной школы более
индивидуализированным, отвечающим реальным
запросам и ориентациям, способная обеспечить
осознанный выбор школьниками своей
профессиональной деятельности.
Профильное обучение позволяет
учащимся выбрать конкретную приоритетную
область для более глубокого изучения. Поскольку
выбор предполагает ряд вариантов, то переход к
профильному обучению – это, прежде всего,
расширение свободы, вариативности школьного
образования. В отличие же от углубленного
изучения отдельных предметов, профильное
обучение позволяет школьникам изучать не один, а
группу предметов, взаимодополняющих друг друга.
В основе процесса углубленного изучения
отдельных предметов лежит предметно
ориентированный подход, а в основе профильного
обучения – профессионально ориентированный
подход.
Классы с углубленным изучением
отдельных предметов реализуют
общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования и обеспечивают
дополнительную (углубленную) подготовку
обучающихся.
Профильные классы создаются на
старшей ступени образования и реализуют
двухуровневые образовательные программы
среднего (полного) общего образования (базового и
профильного) и обеспечивают предметную
профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.
В связи с этим, хочу также напомнить
читателям отличие спортивных классов от
профильных классов спортивно-педагогического
или же оборонно-спортивного профиля. Само
понятие «спортивный класс» немного упрощенное.
Оно возникло давно, когда впервые появились
специализированные классы по отдельным видам
спорта с продленным днем обучения и углубленным
учебно-тренировочным процессом. Главной целью
данных классов является обеспечение условий для
рационального сочетания учебы с углубленным
учебно-тренировочным процессом в спортивной
школе и осуществление подготовки спортивного
резерва.
Комплектование специализированных
классов по отдельным видам спорта проводится из
числа наиболее перспективных в спортивном
отношении учащихся, прошедших спортивную
подготовку не менее одного года в
учебно-тренировочных группах, с учетом итоговых
отметок за предыдущий класс, рекомендаций
тренеров ДЮСШ (СДЮШОР) и на основании
собеседования. При этом выясняется интерес к
избранному виду спорта и сознательность его
выбора.
Таким образом, к спортивным классам
относятся специализированные классы по
отдельным видам спорта, которые реализуют
общеобразовательные программы в режиме школы и
обеспечивают углубленный учебно-тренировочный
процесс.
Профильное обучение в классах
спортивно-педагогического и
оборонно-спортивного профилей реализуется в
гомогенных группах учащихся, сформированных по
принципу их профессиональной ориентации. При
этом учебный процесс в этих классах строится
таким образом:
· углубленно изучаются профильные
общеобразовательные предметы и элективные
курсы, к которым есть устойчивый интерес и
индивидуальные способности учащихся;
· сосредоточивается внимание на
формировании профессионально важных качеств
личности в сфере педагогической,
физкультурно-спортивной, военно-оборонной
деятельности, безопасности жизнедеятельности и
др.;
· осуществляется контроль,
коррекция профессиональных планов учащихся,
выявляется степень их обоснованности;
· намечаются пути подготовки к
будущей профессиональной деятельности, способы
диагностики мотивационно-ориентационной сферы
учащихся, оценки результатов, достижений;
· формируются основы для
социально-профессиональной адаптации учащихся:
ценностные ориентации, мотивы выбора профессии,
профессионально-педагогическая направленность;
· формируются профессиональные
интересы учащихся.
Таким образом, в
спортивно-педагогических классах
общеобразовательных школ наряду с физической
подготовкой учащихся происходит
целенаправленное накопление знаний о будущей
профессии и формирование
мотивационно-ценностного отношения к
педагогической профессии в области физической
культуры.
Одной из приоритетных задач
образования в современных условиях является
интеграция основного и дополнительного
образования. В связи с этим возникает другой
немаловажный вопрос: как рационально сочетать
общее и дополнительное образование школьников в
области физической культуры? Как при этом должны
взаимодействовать школа и спортивная школа?
Прежде всего, необходимо раскрыть
значение понятия «образование в области
физической культуры». Образование в области
физической культуры – процесс и результат
усвоения знаний, умений и навыков, связанных с
применением специальных средств и методов
направленного физического развития человека, а
также развития способности передавать усвоенное
окружающим.
В ДЮСШ, специализированных классах по
видам спорта создаются условия для развития
индивидуальных способностей учащихся в
избранных видах физкультурно-спортивной
деятельности сообразно с их ценностными
ориентациями, интересами и потребностями. И если
эти условия совмещаются с устойчивой мотивацией
личности к занятиям тем или иным видом
физической культуры, то данная личность попадает
в новую структуру образования – дополнительное
физкультурное образование на основе
индивидуальных потребностей и интересов. Это
образование имеет довольно широкий диапазон
педагогического воздействия на человека и
осуществляется на различных уровнях
физкультурно-спортивной подготовки.
Специфика дополнительного
образования в области физической культуры
состоит в том, что, не подменяя целостную систему
построения среднего общего образования, оно
должно служить дополнительным ресурсом при
воздействии на личность ученика с целью его
профессионального самоопределения и подготовки
к обучению в вузе.
Главная же его цель заключается в
удовлетворении интересов и запросов личности в
конкретном виде физкультурно-спортивной
деятельности. Данное физкультурное образование
отличается от базового тем, что осуществляется в
условиях высокой мотивации занимающихся, их
стремления достичь определенных результатов.
Очень часто интересы личности к тому или иному
виду спорта не угасают на протяжении многих лет
жизни и фактически являются источником ее
постоянной двигательной активности,
физкультурного самообразования и ведения
здорового образа жизни. Именно через
направленное формирование мотивации человека к
регулярным занятиям тем или иным видом
физкультурно-спортивной деятельности можно
успешно решить задачу непрерывного
физкультурного образования личности на
протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из
важнейших условий перехода личности в систему
непрерывного физкультурного образования
является формирование устойчивой и осознанной
мотивации к активным занятиям физической
культурой и спортом.
Отсюда становится очевидной
необходимость объединения усилий
общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования спортивной
направленности не только в привлечении
школьников к регулярным занятиям физической
культурой и спортом и укреплении их здоровья, но
также в профессиональной ориентации учащихся и
формировании профессионального самоопределения
на педагогическую профессию в сфере физической
культуры и спорта.
В последнее время широкое
распространение получает организация
дополнительного образования детей в
общеобразовательной школе. Специфика
дополнительного образования заключается в том,
что в условиях общеобразовательного учреждения
школьник получает возможность не только
подключиться к занятиям по интересам, но и
познать новый способ существования – без оценок,
но обеспечивающий достижение успеха благодаря
его способностям независимо от успеваемости по
базовым учебным предметам.
По сути, дополнительное образование в
области физической культуры расширяет
пространство, в котором учащиеся могут развивать
свою познавательную и двигательную активность,
реализовывать свои двигательные способности и
личностные качества, часто остающиеся
невостребованными основным образованием. В
дополнительном образовании школьник сам
выбирает содержание и форму занятий, может не
бояться неудач. Все это создает благоприятный
психологический фон для достижения успеха, что, в
свою очередь, позитивно отражается и на учебной
деятельности.
Важнейшим вопросом организации
профильного обучения является определение
модели его организации. В этом случае наиболее
подходящим является модель сетевого
взаимодействия образовательных учреждений и
организаций.
В данной модели профильное обучение
учащихся старших классов в области физической
культуры осуществляется за счет
целенаправленного и организованного
привлечения и использования образовательных
ресурсов иных образовательных учреждений и
организаций, основанного на паритетной
кооперации школы с учреждениями дополнительного
образования, среднего и высшего
профессионального образования.
В числе таких образовательных
учреждений могут быть:
общеобразовательные школы с
профильными классами (оборонно-спортивного,
спортивно-педагогического профиля и т.д.);
физкультурно-педагогические лицеи,
школы оборонно-спортивного и
спортивно-педагогического профилей и др.;
ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского
творчества и др.;
физкультурно-педагогические
колледжи, техникумы, училища олимпийского
резерва;
вузы физкультурного профиля,
педагогические вузы.
В своей совокупности они составят
образовательную сеть, ресурсный потенциал
которых можно будет в той или иной мере
использовать для последующего введения
профильного обучения в школе. Данная
образовательная модель особенно актуальна в
условиях создания университетских комплексов.
Острой проблемой остается
отсутствие необходимой преемственности средней
и высшей школы. На протяжении ряда лет падает
доля выпускников средней школы, способных
выдержать вступительные экзамены в вузы без
дополнительной подготовки. В связи с различиями
и отсутствием преемственности в системе
обучения в средних и высших учебных заведениях
студенты младших курсов проходят длительный
период адаптации к вузовской системе обучения.
Вместе с тем, сеть общеобразовательных
школ с углубленным изучением отдельных
предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита
недостаточно. Для большинства школьников они
малодоступны. Это ведет к таким негативным
явлениям, как массовое репетиторство, платные
подготовительные курсы при вузах и т.п.
Введение профильного обучения в школе
должно внести позитивный вклад в разрешение
подобных проблем. Система непрерывного
профессионального образования, особенно в
условиях перехода к профильному обучению,
обязана кардинально измениться. Поэтому
основное внимание должно уделяться, прежде
всего, профильному обучению в
общеобразовательной школе, так как именно там
готовятся будущие студенты.
Введение профильного обучения на
старшей ступени общего образования
предусматривает возможность создания
профильных школ. Миссия профильной школы
состоит в обеспечении условий для развития
личности учащихся и их самореализации в
соответствии с профессиональной
направленностью.
Профильное общеобразовательное
учреждение наиболее удалено по времени от
конечного результата профессионального
образования и является подготовительной
ступенью профессионального образования.
Подробно о проектировании профильных
школ в условиях профильного обучения читайте в
лекции № 7.
В то же время, физическая культура
является также составной частью содержания
подготовки работников силовых структур, МЧС,
будущих педагогов, врачей, инженеров и т.д. как
профессионально-прикладной компонент их
профессиональной подготовки.
Прикладная физическая подготовка
представляет собой специализированный вид
физического воспитания, осуществляемый в
соответствии с требованиями и особенностями
трудовой деятельности и службы в рядах
Российской армии.
Прикладная физическая подготовка
направлена на формирование жизненно важных
двигательных умений и навыков, развитие
специальных физических качеств, укрепление
здоровья и повышение работоспособности
человека.
Содержанием прикладной физической
подготовки являются не только специально
подобранные физические упражнения, выполняемые
в необычных условиях, но и учебный материал,
обеспечивающий психологическую готовность к
деятельности в экстремальных ситуациях.
Основными задачами прикладной
физической подготовки учащихся 10–11-х классов
являются:
целенаправленное развитие
физических качеств, отвечающих специфической
деятельности того или иного специалиста;
совершенствование умений и навыков,
необходимых в трудовой деятельности и на военной
службе;
повышение функциональной
устойчивости организма человека к необычным и
экстремальным условиям.
Реализация программного материала по
прикладной физической подготовке может
осуществляться на уроках физической культуры и
ОБЖ, на дополнительных занятиях по программе
элективных курсов, на внеклассных мероприятиях
спортивно-прикладного характера, а также в
процессе самостоятельных тренировочных занятий
по заданию учителя. При этом необходимо
максимально приблизить условия выполнения
двигательных действий и тренировки физических
качеств к реальным жизненным ситуациям.
Все это требует разработки
программно-нормативных документов, новых
педагогических технологий в реализации
профильного содержания физической культуры в
старших классах. Каждая школа в соответствии с
выбранным профилем обучения может создать свою
программу по прикладной физической подготовке
для учащихся 10–11-х классов.
Этот новый компонент как раз и
призван, с одной стороны, учесть интересы и
склонности учащихся, а с другой – определяет
возросшие требования к профессионализму
учителей физической культуры. Поэтому учитель
физической культуры профильной школы обязан не
просто быть специалистом высокого уровня,
соответствующим профилю и специализации своей
деятельности, но и обеспечивать вариативность,
личностную и практическую ориентацию
образовательного процесса, а также завершение
профильного самоопределения старшеклассников и
формирование индивидуальных способностей и
компетентностей, необходимых для достижения
профессионального образования.
Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.,
Педагогический институт физической культуры
Москва |