НАУКА – УЧИТЕЛЮ
Физическая культура и здоровье
Из доклада на международной
конференции «Профильное обучение: состояние,
проблемы, перспективы», декабрь 2006 г.
Профилирование обучения достигается
путем дифференциации содержания, структуры и
организации образовательного процесса и
придания ему на этой основе определенного
уклона. Характер, степень и периодизация этих
изменений зависят от целей профилирования и
особенностей учебного предмета.
Наиболее характерными целями
профилирования являются:
создание условий для своевременного
выявления и развития талантов;
повышение эффективности
профессионального самоопределения;
целенаправленная подготовка к
поступлению в учебные заведения и последующему
обучению в них;
учет индивидуальных предпочтений и
потребностей учащихся.
Профильная дифференциация учебного
предмета «Физическая культура и здоровье» в
контексте профессионального самоопределения
начинается, в отличие от других учебных
предметов, в различные сроки. Это обусловлено
тем, что в зависимости от специфики будущих
профессий освоение учебного предмета
«Физическая культура и здоровье» может
выступать как основа содержания или как
сторона профессиональной подготовки, сроки
начала которой зависят от специфики
профессиональной деятельности.
Как основа содержания
профессиональной подготовки, которая начинается
в детском возрасте, освоение учебного предмета
«Физическая культура и здоровье» выступает в
спорте высших достижений. Как сторона
профессионально-прикладной психофизической
подготовки, сроки начала которой зависят от ее
содержания, освоение учебного предмета
выступает в ряде профессий с ярко выраженной
спецификой профессиональной деятельности,
требующей спортивной подготовки.
В сфере спорта высших достижений
сроки профессионального самоопределения
зависят от специфики вида спорта и начинаются,
чаще всего, в дошкольном или младшем школьном
возрасте. В соответствии с Законом Республики
Беларусь «Об общем среднем образовании» в
общеобразовательных учреждениях могут
создаваться классы с изучением специальных
учебных предметов спортивной направленности. На
третью ступень обучения в школе учащиеся таких
классов приходят, имея от 9 до 12 лет спортивного
стажа. Поэтому в 11–12-х классах спортивной
направленности проблемы выбора профиля обучения
и внутрипрофильной специализации уже решены, а
учащиеся давно вовлечены в предпрофессиональную
подготовку, а некоторые – в профессиональную
деятельность спортсмена.
В связи с большим объемом
учебно-тренировочных занятий и повышенной
психофизической нагрузкой изучение остальных
предметов общеобразовательного и профильного
циклов осуществляется для них на базовом уровне.
В этом случае, как и при профилировании на
творческие профессии, характер профильного
обучения как альтернативы разностороннего
развития личности проявляется в наиболее
выраженной форме.
Значительная часть учащихся, которые в
процессе спортивного отбора отчислены из ДЮСШ,
СДЮСШ, СДЮСШОР, классов спортивной
направленности в связи с невыполнением
модельных характеристик спортсмена для своего
возраста или неосвоением планируемых в данном
возрасте показателей тренировочной нагрузки,
уже определилась с выбором профиля
профессиональной деятельности. Выбрав
физкультурно-спортивный профиль обучения, эти
учащиеся получили высокую для своего возраста,
необходимую для профессиональной
педагогической деятельности общую физическую и
специальную спортивную подготовку.
Потеряв перспективу роста в
профессиональном спорте, часть этой группы
учащихся должна самоопределиться
профессионально, продолжив спортивное
совершенствование и профессиональное
самоопределение. В этом случае средства,
затраченные на спортивную подготовку, будут
использованы по назначению, с пользой для
общества и личности. Но для этого в
общеобразовательной школе должна быть создана
соответствующая профессиональная ниша – классы спортивно-педагогического
профиля с изучением профильного учебного
предмета «Физическая культура и здоровье» на
углубленном уровне. Образовательный процесс в
этих классах может быть организован таким
образом, чтобы подготовить учащихся к
поступлению в физкультурные учебные заведения
по профильным общеобразовательным предметам.
Они должны быть ориентированы на педагогическую
профессиональную деятельность с учетом ее
специальностей.
В педагогической профессиональной
деятельности спортивно-педагогического
профиля в настоящее время возможны следующие
линии профессионального самоопределения: тренер
по виду спорта (в БГУФКе осуществляется
подготовка по 31 виду спорта), преподаватель
физической культуры, менеджмент в спорте,
психолог, спортивный и рекреационный туризм,
менеджмент в туризме, оздоровительная
физическая культура, адаптивная физическая
культура, лечебная физическая культура,
физическая культура дошкольника, физическая
реабилитация, эрготерапия. Для сохранения права
выбора внутрипрофильной специализации при
поступлении в физкультурный вуз учащемуся
необходим уровень спортивной подготовленности
не ниже первого спортивного разряда.
Для достижения этого уровня при
поступлении в вуз учащемуся необходимо
выполнять второй взрослый спортивный разряд в
9–10-м классах. В соответствии со сложившейся
периодизацией подготовки спортсменов высокой
квалификации к этому периоду он должен пройти
стадию базовой спортивной подготовки, которая
длится примерно 4–6 лет с небольшими
отклонениями в зависимости от вида спорта и
одаренности. Она включает этап предварительной
подготовки и начальной спортивной
специализации, в процессе которых решаются
проблемы мотивации занятий по выбранному
профилю и спортивной специализации. Поэтому
профильная ориентация на вид спорта или
педагогические профессии в сфере физической
культуры должна начинаться в 10–11 лет (не позднее
5-го класса). Весь этот период учебный предмет
«Физическая культура и здоровье» должен
изучаться на углубленном уровне.
Для ознакомления со специализациями
спортивно-педагогического профиля, начиная с 9-го
класса могут вводится факультативы: «Введение в
профессию преподавателя физической культуры»,
«Введение в профессию тренера», «Спортивный
менеджмент в деятельности тренера» и другие.
Высокое качество проведения курсов по выбору
может быть достигнуто как посредством
разнообразных форм организации
образовательного процесса (дистанционные курсы,
факультативы, экстернат), так и за счет
кооперации (объединения образовательных
ресурсов) различных образовательных учреждений
(общеобразовательные учреждения, учреждения
дополнительного, профессионального высшего
образования и др.). В 11–12-м классах пространство
профильной дифференциации расширяется на основе
введения курсов по выбору, соответствующих
содержанию специальностей.
Время, отведенное на углубленное
освоение учебного предмета (6 часов в неделю), в
комплексе с факультативами (2–3 часа в неделю) и
соревновательной деятельностью является
минимальным для выполнения спортивных
требований, необходимых для выбора
педагогической специальности. Основной формой
организации учебного процесса в педагогических
классах спортивной направленности с целью
профессионально необходимой спортивной
подготовки являются обязательные занятия в
группах по спортивным интересам, вынесенные за
рамки расписания. В процессе занятий в
спортивно-педагогических классах возможен
перевод учащихся в класс спортивной
направленности. Основными условиями такого
перевода являются динамика спортивных
достижений, согласие учащегося и его родителей.
Как фактор спортивной и
допрофессиональной подготовки в отдельных
сферах профессиональной деятельности
вариативный компонент учебного предмета
«Физическая культура и здоровье» может быть
профилирован на профессионально-прикладную
спортивную или специальную физическую
подготовку, осваиваемую на повышенном или
углубленном уровне. Такой подход целесообразен в
направлении «Обеспечение прав и безопасности»
(содержательные линии: национальная оборона,
безопасность жизнедеятельности, правозащита).
Организационной формой здесь являются лицейские
классы, кадетские школы и классы, суворовское
военное общеобразовательное училище, начиная с
первого года их организации, но не ранее 5-го
класса.
Научным основанием использования
физической культуры как фактора
профессионально-прикладной физической
подготовки является теория переноса
двигательных способностей. В соответствии с
изложенным физическая культура может
использоваться как основа содержания
профессионального самоопределения и
допрофессиональной подготовки:
в профессиональном спорте начиная с
младшего школьного возраста, в зависимости от
сроков ранней спортивной ориентации и
специализации;
в педагогических профессиях,
связанных с физической культурой (начиная с 5-го
класса общеобразовательной школы).
Как фактор обязательной
профессионально-прикладной физической
подготовки в направлении «Обеспечение прав и
безопасности» (содержательные линии:
национальная оборона, безопасность
жизнедеятельности, правозащита) физическая
культура используется начиная с 5–8-го классов.
Поскольку любое профильное обучение является
альтернативой разностороннего развития, которое
крайне важно в подростковом возрасте, проблему
профильной дифференциации учебного предмета
«Физическая культура и здоровье» надо решать с
учетом ряда субъективных и объективных факторов.
Субъективными факторами профилирования
содержания учебного предмета являются
физкультурные интересы учащихся, согласие
родителей и администрации школы. Объективными –
наличие специалистов высокой
спортивно-педагогической квалификации,
подготовленных для профилирования учебного
предмета, и необходимых условий для полноценной
организации учебно-тренировочного процесса
(учебная база, ее методическая и
материально-техническая оснащенность и др.).
Для администрации школ основу
профилирования содержания вариативного
компонента учебного предмета через факультативы
и курсы по выбору для практически здоровых
учащихся, не ставящих перед собой задачу
профессионального самоопределения через
физическую культуру, могут составлять
физкультурные предпочтения учащихся и
возможности школы. При их совпадении могут быть
введены за счет школьного компонента
факультативы и курсы по выбору по аэробике,
атлетической гимнастике, оздоровительному ушу,
спортивным играм (футбол, баскетбол, ручной мяч,
волейбол, бадминтон), спортивным единоборствам,
средствам самозащиты (например, самбо) и многим
другим видам спортивной деятельности.
Обязательным требованием к ним является
возможность достижения оздоровительного
эффекта на основе разносторонней физической
подготовки. Поэтому шахматы, шашки и другие
подобные им виды спортивной деятельности не
могут быть использованы в качестве
факультативов и курсов по выбору. В этом качестве
могут быть рекомендованы также различные
оздоровительные системы. К ним можно отнести
различные фитнес-программы, основанные на
оздоровительных видах гимнастики, двигательной
активности аэробной или силовой направленности,
аквафитнесс и другие. Особенно показано
использование современных компьютерных
фитнес-программ, например шейпинг, отличающихся
наглядностью, зрелищностью, возможностью
индивидуализации, что привлекает учащихся.
Владимир КРЯЖ, к.п.н., профессор,
Белорусский государственный университет
физической культуры
г. Минск,
Республика Беларусь |