ШКОЛА
Интеграция в профильном образовании
Или школа со спортивно-информационным
профилем
Профильную школу не обязательно
строить в одиночку. Один из примеров – открытие
профильной школы спортивно-информационного
профиля в Орле. Своя программа, своя история, свой
профиль... А теперь – обо всем по порядку.
Два директора
В расписании моих посещений
спортивных и общеобразовательных школ г. Орла
значились ДЮСШ № 3, через час – гимназия
№ 34. Как это часто случается, мы приехали в
спортивную школу с опозданием ровно на час –
именно в это время была назначена встреча в 34-й
гимназии. «А какие проблемы? – удивился Геннадий
Борисович Люблинский, директор ДЮСШ № 3. – Мы
же все равно вместе!»
Если честно, смысл этой фразы я сначала
не поняла: общеобразовательная школа – одно, а
спортивная, да еще с узким профилем «футбол», –
совсем другое. Мы покинули футбольное поле,
оснащенное на высшем уровне, поднялись по
школьной лестнице, явно знакомой Геннадию
Борисовичу до мелочей, и вошли в кабинет
директора гимназии.
Вадим Иванович Хрипунов
привычно-устало вздохнул (директора редко
отдыхают) и начал рассказ.
– Мы уже давно работаем вместе с
ДЮСШ № 3. На сегодняшний момент в нашей
гимназии 7 футбольных классов разных возрастов,
которые набирают по всему городу. Раньше эти
классы создавались в разных школах города.
– И это, между прочим, для всех было
неудобно, – перебил коллегу Геннадий Борисович.
– Ребятам приходилось ездить на тренировки с
другого конца города, и в школах к ним иногда
относились не очень хорошо: постоянно
тренируются, часто ездят на соревнования, нужны
дополнительные занятия... Поэтому мы и захотели
все свои «футбольные» классы разместить в одной
общеобразовательной школе. Пришел я тогда сюда...
– И тогда Геннадий Борисович пришел с
этим предложением ко мне, – продолжил Вадим
Иванович. – А я обрадовался. Для нашей школы это
было логично: во всех классах есть
дополнительные уроки физкультуры (в начальной
школе 4 часа в неделю, в средней и старшей – 5), а
секции разнообразные у нас были всегда.
Гиподинамия уже давно стала бичом для
подрастающего поколения, спорт ей – хорошая
альтернатива. Мы заключили договор со спортивной
школой, а сами стали профильной.
– Какой профиль?
Оборонно-спортивный?
– Нет, мы не стали брать профиль,
который нам предложило министерство. Я
проанализировал его программу: 12 часов в неделю
там отводится на физическую культуру, ОБЖ и
допризывную подготовку. Получается, что нам
предлагают школу переделать в обычную «учебку».
В этой программе нет физики и информатики, а
остальные предметы даны на самом минимальном
уровне. Данный профиль ориентирован на
подготовку людей, не имеющих возможности
поступить ни в военное училище, ни в гражданское
высшее учебное заведение – просто вследствие
уровня знаний, которые им дали бы (не дали бы!) в
школе. Поэтому мы не взяли оборонно-спортивный
профиль, а стали изучать другие программы.
Оказалось, что и они довольно «сырые».
– Какие же профили вы смотрели?
– Да все, которые можно было
совместить с ежедневной физической культурой и
достаточным общеобразовательным уровнем,
соответствующим современным требованиям. В
уставе нашей школы записано, что мы готовим
«физически развитых и хорошо адаптированных к
современным условиям ребят». Гиподинамию мы
сняли давно, барьер утомляемости ушел за 6-й урок
– раньше на 5–6-м уроке учителя не могли работать,
потому что ребята почти спали на уроках. Сегодня
они в это время абсолютно работоспособны, потому
что каждый день получают то, что их организму
положено в соответствии с его физиологией.
Поэтому к нам в школу и идут учиться с большим
желанием. Мы хотели, с одной стороны, сохранить
физическую культуру как общую специализацию, с
другой – идти в ногу со временем, чтобы наши
ребята имели образование, достаточное для
дальнейшей специализации в любой области.
Пришлось создавать свою программу: увеличили
количество часов по физической культуре (за счет
спортивной специализации) и по информатике. В
результате наши ученики обучаются по двум
профилям: и физкультурному и информационному.
Отсюда и название: «Спортивно-информационный
профиль».
– Два общих углубленных курса. А
что ребята выбирают? Есть какие-то элективные
курсы?
– Конечно. Ребята специализируются в
отдельных видах спорта.
Устав
Предлагаем вашему вниманию выдержки из устава
гимназии № 34 – те главы, которые отражают
особенность профильной организации этой школы.
…2. Основные цели и задачи
деятельности
2.1. Основными целями
образовательного процесса Гимназии являются:
– формирование общей культуры
обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптации к жизни в обществе;
– создание основы для сознательного выбора и
последующего освоения профессиональных
программ;
– воспитание у обучающихся
гражданственности, патриотизма, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
– формирование здорового образа жизни на
основе углубленного изучения физической
культуры и занятий спортом.
2.2. Основной задачей
образовательного процесса Гимназии является
создание условий для обеспечения:
– гуманистического, светского
характера образования, приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности;
– единства федерального культурного и
образовательного пространства;
– защиты и развития системой образования
национальных культур, культурных традиций и
особенностей в условиях многонационального
государства;
– общедоступности образования, адаптивности
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся;
– воспитания физически, разносторонне
развитых, здоровых подростков на основе
дифференцированного сочетания занятий
физкультурой и спортом;
– обучения здоровому образу жизни, воспитание
волевых качеств, подготовки учащихся к активной
инициативной деятельности в сфере физкультуры и
спорта и других сферах деятельности, требующих
физической и спортивной подготовки в сочетании с
высоким общеобразовательным уровнем развития;
– формирования высокой
конкурентоспособности учащихся на рынке труда
за счет развития личностной активности,
эмоциональной устойчивости на базе хорошей
физической и образовательной подготовки.
2.3. Гимназия имеет право:
– самостоятельно с учетом
государственных образовательных стандартов
разрабатывать, принимать и реализовывать
образовательные программы;
– разрабатывать и утверждать учебный план,
годовой календарный учебный график и расписание
занятий;
– выбирать формы, средства и методы обучения и
воспитания в пределах, определенных Законом
Российской Федерации «Об образовании»;
– самостоятельно выбирать систему оценок,
формы, порядок и периодичность промежуточной
аттестации обучающихся;
– самостоятельно осуществлять
комплектование классов профильного
(спортивного) и углубленного обучения по данным
диагностического тестирования, в том числе
обучать группы (классы) детско-юношеской
спортивной школы № 3 г. Орла и других
образовательных учреждений в соответствии с
Уставом Гимназии и договором о сотрудничестве;
– самостоятельно планировать и осуществлять
занятия по спортивной специализации;
– осуществлять бесплатный медицинский
контроль в виде углубленного медосмотра всех
учащихся 2 раза в год врачами областного
врачебного физкультурного диспансера;
– реализовывать дополнительные
образовательные программы и оказывать
дополнительные образовательные услуги, в том
числе за плату, за пределами основных
общеобразовательных программ, определяющих
статус Гимназии;
– привлекать в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
дополнительные финансовые средства за счет
предоставления платных дополнительных
образовательных и иных предусмотренных Уставом
услуг, а также за счет добровольных
пожертвований и целевых взносов физических и
(или) юридических лиц, в том числе иностранных
граждан и (или) иностранных юридических лиц;
– вести предпринимательскую и иную
приносящую доход деятельность, предусмотренную
Уставом Гимназии;
– на международное сотрудничество в области
образования, устанавливать прямые связи с
иностранными предприятиями, учреждениями и
организациями, обучать, готовить и повышать
квалификацию иностранных граждан по прямым
договорам, заключаемым в соответствии с
международными договорами Российской Федерации;
– самостоятельно осуществлять
внешнеэкономическую деятельность в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
3. Основные характеристики
образовательного процесса
3.8. В профильные классы обучающиеся
принимаются в соответствии с положением о приеме
в профильные классы, действующим в Гимназии, и
нормативными документами Министерства
образования и науки Российской Федерации.
3.9. Гимназия осуществляет
образовательный процесс в соответствии с
уровнями общеобразовательных программ трех
ступеней образования.
Общее образование включает в себя три
ступени, соответствующие уровням
образовательных программ: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование.
Образовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования являются преемственными, то
есть каждая последующая программа базируется на
предыдущей.
Нормативные сроки освоения основных
образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования определяются федеральным законом.
3.10. Первая ступень – начальное
общее образование (нормативный срок освоения 4
года) – обеспечивает развитие обучающихся,
овладение ими чтением, письмом, счетом, основными
умениями и навыками учебной деятельности,
элементами теоретического мышления, простейшими
навыками самоконтроля учебных действий,
культурой поведения и речи, основами личной
гигиены и здорового образа жизни на основе
ежедневных занятий физкультурой.
На первой ступени дополнительно
введено:
– изучение иностранного языка
(английский, немецкий), которое начинается со
второго класса;
– углубленное изучение физической культуры и
начал спорта (футбол, легкая атлетика, баскетбол,
пионербол, акробатика);
– введение в историю (с третьего класса);
– уроки физической культуры – 4 часа в неделю
(в первых и вторых классах преимущественно в виде
подвижных игр);
Начальное общее образование является
базой для получения основного общего
образования.
3.11. Вторая ступень – основное общее
образование (нормативный срок освоения 5 лет) –
обеспечивает освоение обучающимися
общеобразовательных программ основного общего
образования, условия становления и формирования
личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способности к социальному
самоопределению, закладывает фундамент общего
образования, обеспечивает хорошее физическое
развитие и адаптационные возможности учащихся
на основе ежедневных уроков физкультурой и
занятий спортивной специализацией.
На второй ступени дополнительно
изучаются:
– физическая культура – 5 уроков в
неделю и спортивная специализация (легкая
атлетика, баскетбол, пионербол, волейбол, туризм,
кикбоксинг, гандбол, футбол);
– мировая художественная культура (9-е классы);
– экономика (9-е классы).
Основное общее образование является
базой для получения среднего (полного) общего
образования, начального и среднего
профессионального образования.
Основное общее образование и
государственная (итоговая) аттестация являются
обязательными.
3.12. Третья ступень – среднее
(полное) общее образование (нормативный срок
освоения 2 года) – является завершающим этапом
общеобразовательной подготовки, обеспечивающим
освоение обучающимися общеобразовательных
программ данной ступени образования, развитие
устойчивых познавательных интересов и
творческих способностей обучающегося,
формирование навыков самостоятельной учебной
деятельности на основе дифференциации обучения
в сочетании с ежедневными занятиями
физкультурой и спортом. На третьей ступени
реализуется спортивно-информационный профиль и
другие по запросам обучающихся, их родителей
(законных представителей).
На третьей ступени дополнительно
изучаются:
– углубленно – физическая культура
(5 уроков в неделю) – обязательно;
– спортивная специализация (легкая атлетика,
баскетбол, гандбол, атлетическая гимнастика,
кикбоксинг) – по выбору;
– медико-санитарная подготовка
(практико-ориентированный курс с элементами
профессиональной ориентации) – обязательно;
– основы психологии физической культуры и
спорта – обязательно.
В дополнение к обязательным предметам
вводятся предметы по выбору обучающихся,
направленные на реализацию интересов,
способностей и возможностей обучающихся.
3.13. Содержание общего образования
определяется программами, разрабатываемыми,
принимаемыми и реализуемыми Гимназией
самостоятельно с учетом государственных
образовательных стандартов и государственных
образовательных программ.
Договор
Договор о сотрудничестве между
муниципальным общеобразовательным учреждением
– гимназией № 34 г. Орла и муниципальным
образовательным учреждением дополнительного
образования детей «Детско-юношеская спортивная
школа № 3» г. Орла
Составить договор таким образом, чтобы он
отвечал интересам обеих сторон, – дело трудное.
Мы попросили директоров школ, о которых идет
речь, дать нам копию договора между ними. С
позволения обеих сторон мы публикуем текст
договора – он может пригодиться тем, кто
собирается создавать аналогичные
образовательные центры, проводить похожую
работу.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение – гимназия № 34
спортивно-информационного профиля г. Орла, в
лице директора Хрипунова Вадима Ивановича,
действующего на основании Устава, с одной
стороны, и муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа № 3»
г. Орла, в лице директора Люблинского Геннадия
Борисовича, действующего на основании Устава, с
другой стороны, заключили настоящий договор о
нижеследующем:
1. Цель сотрудничества
1.1. Создание наиболее благоприятных
условий для обучения и воспитания детей и
подростков, обучающихся в МОУ ДОД ДЮСШ № 3 и
МОУ гимназии № 34.
2. Организация учебно-воспитательной
работы
2.1. Классы футбольной специализации
ДЮСШ-3 начинают обучение в гимназии № 34 с 4-го
класса и проходят обязательный курс обучения по
11-й класс включительно. Численность каждого
класса должна составлять не менее 20 учащихся в
каждом классе (по согласованию с районным
отделом образования).
2.2. Прием в классы футбольной
специализации гимназии № 34 осуществляется по
рекомендации ДЮСШ-3 по согласованию с
администрацией гимназии № 34.
2.3. Учащиеся классов футбольной
специализации являются полноправными членами
коллектива гимназии № 34. Их деятельность в
гимназии № 34 регламентируется, как и всех
остальных учащихся, Уставом гимназии, правилами
поведения для учащихся и другими документами,
обязательными для всего коллектива гимназии
№ 34.
2.4. Учебные занятия в классах
футбольной специализации организуются по
единому расписанию гимназии с учетом специфики
учебно-тренировочного процесса и предложений
учебной части ДЮСШ-3.
2.5. Классными руководителями
классов футбольной специализации назначаются
работники ДЮСШ-3, имеющие педагогическое
образование и рекомендуемые руководством ДЮСШ-3.
Классные руководители классов футбольной
специализации являются членами педагогического
коллектива гимназии № 34 со всеми вытекающими
отсюда правами и обязанностями. Классные
руководители назначаются приказом директора
гимназии № 34 по совместительству с основной
работой в ДЮСШ-3.
2.6. При наличии односменной работы
гимназии № 34 и классной системы занятий за
каждым классом футбольной специализации
закрепляется постоянная классная комната.
Ответственность за состояние, поддержание
порядка, сохранность мебели и другого имущества
гимназии, закрепленного за классом, а также
оформление и косметический ремонт возлагается
на классный коллектив во главе с классным
руководителем.
3. Использование и развитие
материальной базы
3.1. Материальная база гимназии
№ 34 и ДЮСШ-3 на период действия данного
договора используется совместно и безвозмездно
обеими сторонами, так как создается на средства
муниципальных органов образования и является их
собственностью.
3.2. Гимназия № 34 выделяет
коллективу ДЮСШ-3 и закрепляет на весь период
действия договора кабинет и канцелярию
директора ДЮСШ-3, кабинет заместителя директора и
методический кабинет.
3.3. Все спортивные площадки
используются совместно по согласованному
учебной частью гимназии № 34 и ДЮСШ-3
расписанию.
4. Организационные вопросы
4.1. Все необходимые текущие вопросы
согласуются и решаются на уровне директоров
гимназии № 34 и ДЮСШ-3 или на совместных
совещаниях администрации гимназии № 34 и
ДЮСШ-3.
4.2. Выезды на соревнования
футбольных команд в учебное время производятся
по календарному плану или графику, утвержденному
руководящими органами образования. Сроки выезда
доводятся до руководства гимназии не позднее,
чем за 2 недели до выезда команды, и оформляются
совместным приказом директоров гимназии № 34 и
ДЮСШ-3.
4.3. Руководство ДЮСШ-3 может включать
в классы футбольной специализации иногородних
учащихся на общих основаниях. В этих случаях
руководство ДЮСШ-3 несет ответственность за
организацию проживания учащихся и сохранность
их жизни, здоровья за пределами школы, учитывая
отсутствие родителей учащихся в г. Орле.
5. Сроки действия договора
5.1. Договор действителен с момента
подписания и действует, пока отвечает
поставленным целям и не нарушается одной из
сторон, в течение 5 лет.
5.2. Договор может быть расторгнут по
обоснованной инициативе одной из сторон только
по согласованию с Управлением образования
администрации г. Орла.
5.3. При отсутствии разногласий по
договору срок действия договора автоматически
продлевается еще на 5 лет.
6. Ответственность сторон
6.1. Все вопросы, возникшие при
исполнении данного договора и не отраженные в
нем, решаются согласно существующему
законодательству Российской Федерации.
Директор МОУ ДОД ДЮСШ № 3 |
Директор муниципальной гимназии
№ 34 |
Программы
Выдержки из программ, которые были
разработаны в гимназии № 34, мы опубликуем в № 4
2007 г. – этот номер будет посвящен особенностям
преподавания физической культуры в
образовательных учреждениях Орла.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Орел – Москва |