АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ
Дорога в молодость и здоровье
Программа элективного курса по
системе М. Норбекова для учащихся старшей школы
В гимназии, в которой работает автор данного
элективного курса, дети получают два профиля:
естественно-математический и гуманитарный.
Почему же один из элективных курсов для этих
профилей разработан и ведется преподавателем
физкультуры? Вот как ответила на этот вопрос
директор гимназии, Людмила Анатольевна
Коротаева: «В условиях профильного образования
нагрузка на ребят резко возрастает, в результате
ухудшается их здоровье. Чтобы этого не
происходило, мы ввели специальный
«оздоравливающий» элективный курс, который
ребята с удовольствием выбирают. Я думаю, что
такие курсы должны быть в каждой профильной
школе, независимо от ее специализации».
Культура физическая
В школьном учебном предмете
«физическая культура» до настоящего времени
преимущественно совершенствовалась физическая
деятельность и мало времени уделялось культуре
этой деятельности. В процессе модернизации
системы образования возникает необходимость
интенсификации совершенствования второй
составляющей учебного предмета – культуры
(движений, внешнего вида, взаимоотношений
«учитель – школьник», здоровья). И одним из путей
решения данной проблемы может быть включение в
школьную физическую культуру различных
программ, посвященных развитию культуры в
физическом смысле слова. Предложенная программа
курса «Дорога в молодость и здоровье», обучающая
основам системы сохранения здоровья по методике
М. Норбекова, может помочь в этом направлении.
Занятия по уникальной методике М.
Норбекова являются общедоступной системой
оздоровления, в чем нуждаются учащиеся,
перегруженные школьной программой. В данном
случае этот практический курс можно предложить
как элективный по профильному обучению в старшей
школе для оборонно-спортивного профиля, так как
каждый будущий специалист по данному
направлению должен, в первую очередь, быть сам
здоровым и знать научный подход к системе
оздоровления.
Курс рассчитан на 34 часа, в основном
состоит из практических занятий (32 часа).
Последние 2 занятия посвящаются вопросам решения
проблем сохранения здоровья, которые могут
проводиться в виде «круглого стола» с
приглашением специалистов по физической
культуре и здоровью либо в виде
спортивно-оздоровительного праздника.
Цели курса:
Совершенствование знаний учащихся по
оздоровительным системам.
Формирование ответственного
отношения к своему здоровью.
Воспитание научного подхода с точки
зрения здоровья к физической культуре.
Воспитание культуры здоровья.
Задачи курса:
Углубить знания учащихся о
взаимосвязи физического здоровья с душевным и
психическим состоянием человека, о культуре
здоровья.
Раскрыть зависимость состояния
здоровья от правильного положения позвоночника.
Способствовать формированию
научного подхода к физической культуре,
ответственного отношения к своему здоровью.
Формы организации занятий:
Групповая.
Индивидуальная.
Технологии обучения:
Личностно-ориентированный подход к
учащимся.
Интегрированное обучение (связь с
другими предметами: основами безопасности
жизнедеятельности и культурой здоровья, химией,
биологией, физиологией).
Основные методы и приемы,
используемые на занятиях
1. Словесные и наглядные методы
(объяснение методики выполнения и показ учителем
основных упражнений, показ кино- и видеофильмов
по тематике и т.д.
2. Практические методы (репродуктивные,
творческие, диагностические упражнения).
3. Организация самостоятельной работы на
занятиях.
4. Соответствующее музыкальное сопровождение.
Основные правила, заповеди, запреты
1. К занятиям приступать лишь после
полного осмысления и принятия всей душой данных
условий.
2. Все упражнения выполнять с любовью к себе.
3. Недопустимо механическое выполнение
упражнений.
4. Не перенапрягаться (дозировать нагрузку).
5. Не заниматься усталым, голодным
(контролировать свое самочувствие).
Конечный результат обучения по
программе
1. Укрепление мышечного корсета
позвоночника с помощью:
а) специального аутомануального
комплекса (массаж биологически активных точек
лица и головы);
б) комплекса упражнений для различных отделов
позвоночника:
шейного;
верхне-грудного;
нижне-грудного;
пояснично-крестцового.
2. Укрепление мышц глаз.
3. Укрепление суставов верхних и нижних
конечностей.
4. Тренировка чувств.
5. Формирование у учащихся потребности к
самостоятельным занятиям.
Тематическое планирование программы
курса
1. Позвоночник – ключ к здоровью.
Приемы самоконтроля. 1 час.
2. Медицинский скрининг – контроль на гибкость
позвоночника, на зрение. 1 час.
3. Комплексы упражнений:
а) аутомануальный комплекс;
б) гимнастика для глаз;
в) укрепление мышечного корсета и двигательной
активности позвоночника: шейного отдела,
нижне-грудного, пояснично-крестцового;
г) укрепление двигательной активности суставов
верхних и нижних конечностей: лучезапястных,
локтевых, плечевых, голеностопных, коленных,
тазобедренных. 29 часов.
4. Промежуточный скрининг-контроль
на гибкость позвоночника, зрения. 1 час.
5. Итоговый скрининг-контроль на гибкость
позвоночника, зрения. 1 час.
6. Анализ физического и эмоционального
состояния по индивидуальным дневникам
наблюдения. 1 час.
7. «Круглый стол» или
оздоровительно-спортивный праздник «Решение
проблем продления молодости, сохранения
здоровья в наших руках». 2 часа.
Итого: 34 часа.
Методические указания
1. Аутомануальный комплекс
(массаж)
1 – точку на лбу между бровями; 2 – по
краям крыльев носа; 3 – среднюю линию между
нижней губой и верхним краем подбородка; 4 – в
височной ямке (парные); 5 – чуть выше роста волос
под основанием черепа; 6 – в области козелка
(парные); 6–8 раз в каждую сторону.
Разогреть ладони энергичным
потиранием. Указательными пальцами осуществлять
вкручивающие движения по часовой и против
часовой стрелки.
2. Массаж ушных раковин
1 – потягивание ушных раковин сверху
вниз; 2 – назад; 3 – вперед; 4 – круговые движения
по часовой стрелке; 5 – против часовой стрелки.
6–8 раз.
Разогреть ушные раковины, чтобы они
«горели» с умеренной силой.
3. Гимнастика для глаз
1 – поднять глаза: а) вверх; б) вниз; в)
вправо; г) влево. 2 – вращение глаз по кругу: а) по
часовой; б) против часовой стрелки; 3 –
«Пальминг». 10–15 раз.
Упражнения выполнять без напряжения,
не щурясь, играючи. Ладонями закрыть глаза,
всматриваться в темноту.
4. Упражнения для шейного отдела
позвоночника
1 – скольжение подбородком по грудине
вниз. 6–8 раз; 2 – «Черепаха»: наклоны головы
вперед-назад. 6–8 раз; 3 – наклоны головы
вправо-влево. 6–8 раз; 4 – «Собачка»: вращение
головы вокруг воображаемой оси, проходящей через
нос и затылок. 6–8 раз. 5 – «Сова»: поворот головы
вправо-влево. 6–8 раз. 6 – «Тыква»: круговые
движения головой в одну и в другую сторону. 4 раза.
Как бы «чистить перышки». Действие с
каждым разом усиливаем до упора. Голову
втягивать, как в «панцирь», не поднимая плеч,
затылком касаться спины. Позвоночник прямой,
плечи не поднимать. Упражнение выполнять в трех
вариантах: а) голова прямо; б) голова наклонена
вперед; в) голова наклонена назад – cпина прямая,
до упора, попытаться увидеть все за спиной.
5. Упражнения для верхнего
грудного отдела позвоночника
1 – «Нахмурившийся ежик»: плечи вперед,
подбородок к груди – плечи назад, голову назад; 2
– «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз.
Поменять положение рук; 3 – поднимание и
опускание плеч вверх и вниз; 4 – круговые
движения плечами вперед и назад; 5 –наклоны
туловища вправо-влево; 6 – «Пружина» –
вытягивание позвоночника, сжимание
позвоночника; 7 – скрутка позвоночника: поворот
плеч вправо-влево. Все упражнения выполнять 6–8
раз на 6–8 счетов.
Поясница фиксируется. Верхняя часть
позвоночника прогибается, как лук. Кисти рук на
плечах. Голова наклоняется вправо, влево.
Максимально вытягиваем позвоночник на последнем
счете. Руки по швам. Движения выполнять
энергично, с полной амплитудой. Кистями рук
попытаемся коснуться подошв ног. Вытягивать
позвоночник максимально. Спина прямая. Взгляд
отводим назад, туловище с каждым счетом
«отвоевывает пространство».
Галина НИЛОВА,
учитель физической культуры гимназии № 77
г. Набережные Челны |