ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Здоровья много не бывает
С тем, что сегодня в физкультурном
образовании наметились перспективы
реорганизации, вряд ли кто-то будет спорить.
Тревожит другое: то, что они больше зависят от
инициативы школ, а не от централизованно
принятых решений. Наши общеобразовательные
школы как островки, на которых растет что-то
новое и интересное. Но вот беда: порой даже
ближайшие соседи об этом не знают.
Что же касается физической культуры в школе, то,
наверное, стоит признаться: тех, кто бьется за нее
как за основной предмет в школе, подавляющее
меньшинство. Многие учителя считают, что биться
бесполезно, а родители остаются в стороне,
поскольку для большинства из них физкультура
вообще не предмет. Ну как можно сравнить ее,
например, с английским или математикой? Так пусть
уж лучше по этим предметам дети вкалывают. И они
вкалывают – кто по собственной инициативе, а кто
под неусыпным родительским оком,
«образовываясь» в нужном направлении или без
всякого направления, например, проводя все
свободное время за компьютером.
Итог один – уже на пороге начальной школы мы
получаем отклонения в состоянии здоровья. По
сути же это означает одно: не почувствовав
настоящего вкуса физических упражнений, многие
дети должны от них в той или иной степени
отказаться. Какая уж тут любовь к физкультуре!
И все-таки эту любовь воспитать можно, а также и
помочь школьникам создать свой собственный
потенциал здоровья, чтобы успешно справляться с
высокими учебными нагрузками.
С тем, как
это можно сделать на базе школы, познакомились
участники городского семинара столичных школ,
где обсуждалась тема «Организация занятий по
физической культуре с учащимися, имеющими
отклонения в состоянии здоровья, в условиях
образовательного учреждения». Рабочей площадкой
была выбрана школа № 310 «У Чистых прудов»
Центрального административного округа Москвы
(директор Игорь Алексеевич Журин).
Школьный ориентир – здоровье
У школы нет статуса центра или школы
здоровья, и она к этому никогда не стремилась. Как
и во многих российских школах, здесь с 1998 г.
занимаются проблемами здоровья в рамках
внедрения здоровьесберегающих технологий.
Работа в этом направлении сегодня еще более
актуальна, чем даже несколько лет назад: учебные
нагрузки на школьников со временем только
возрастают. Современное состояние традиционного
школьного образования можно охарактеризовать,
по меньшей мере, тремя негативными тенденциями:
снижением активности учащихся в учебной
деятельности, замедлением физического и
психического развития и неудовлетворительным
состоянием здоровья. И поэтому концепция
развития школы, ориентированная на решение этих
проблем, направлена на превращение
образовательного процесса в
здоровьесберегающий и здоровьеформирующий с
учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка.
Как, с этой точки зрения, должно
формироваться представление о ценностях
здоровья, как должны измениться взгляд на
физическую культуру, подход к составлению
учебной программы по предмету и организации
занятий, в каком объеме физкультура в школе может
выполнять лечебную и профилактическую функцию,
чтобы годы, проведенные за школьной партой,
позволили сохранить нашим детям физическую и
умственную активность, развили, а не «убили»
желание и умение с помощью физических упражнений
поддерживать и укреплять собственное здоровье?
Лечебная физкультура – в учебной
программе
Началось с того, что пять лет назад в
содружестве с медиками было проведено
диагностическое обследование учащихся с тем,
чтобы дать объективную оценку физическому
развитию и состоянию здоровья каждого. На основе
этих показателей решается вопрос об
индивидуальных назначениях, в том числе на
массаж и лечебную физкультуру. Без медицинской
поддержки грамотно и результативно проводить
работу специалисту по лечебной физкультуре
практически невозможно.
С целью контроля за состоянием
здоровья учащихся на протяжении всех школьных
лет была разработана личная карта. Кроме
исходных данных первого обследования, в нее
дважды в год заносятся результаты новых
обследований: сразу видна динамика,
эффективность воздействия средств реабилитации,
лечения и коррекции, а это уже поле не только для
анализов и размышлений, но и для конкретной
деятельности.
С первого класса занятия лечебной
физкультурой стали обязательной частью учебной
программы учащихся. Вводя дополнительные часы,
преподаватель лечебной физкультуры Елена
Павловна Охочинская объясняла и детям, и
родителям, что эти занятия, в первую очередь,
рассчитаны не на то, чтобы лечить, а на то, чтобы
не приобрести заболевание, чтобы учиться самому
тренировать свое тело, делать его красивым. И
когда, например, бабушки на первом собрании
первоклассников получали такую информацию, то
относились к ней с энтузиазмом: кому же не
хочется, чтобы внуки не болели.
К опорно-двигательному аппарату – с
особым вниманием
Главным направлением программы по
лечебной физкультуре стала профилактика
заболеваний опорно-двигательного аппарата
(плоскостопие, нарушения осанки, сколиозы).
Система занятий выстроена следующим образом.
Класс делится на три подгруппы по 7–10 человек.
Первая подгруппа, пройдя курс 10 занятий – по три
в неделю, уходит на перерыв. Тот же путь проходит
вторая подгруппа, третья, и так в каждом классе.
Можно делить класс на две подгруппы – все
зависит от того, какими возможностями
располагает преподаватель. Варианты составления
групп тоже могут быть разными. Состояние
физической подготовки, особенно младших
школьников, играет здесь не последнюю роль:
бывает, что первоклассники лучше физически
подготовлены, чем второклассники, и могут
заниматься в одной с ними группе. В малочисленной
школе эффект от занятий лечебной физкультурой
при такой организации будет более ощутимым, так
как каждая группа учащихся сможет пройти курс
большее число раз в течение учебного года.
Идеально, если есть возможность проводить
занятия таким образом, чтобы, например,
первоклассники, имеющие три урока в расписании и
не остающиеся на продленке, могли отзаниматься и
уйти домой. Но не редкость и другая ситуация:
первоклассников на занятия по ЛФК приводят к
определенному часу во второй половине дня.
Перед тем как учащийся приступит к
этим занятиям, для родителей в дневнике дается
информация о том, когда и в течение какого
периода ребенок обязан их посещать. Не беда, если
в один день и основной урок физкультуры, и
занятие по лечебной физкультуре. В таких случаях
второй преподаватель, имея информацию о первом
уроке, дает упражнения другой направленности:
если качали пресс, то можно, например, поработать
над гибкостью, и таким образом добирается весь
необходимый компонент.
Оптимальный возраст – начальная школа
Это тот возрастной период, когда дети
быстро растут, а мышцы часто не успевают за
ростом костей. Отсюда – проблемы с
позвоночником. И лечебная физкультура с
упражнениями на растяжку, координацию – лучшая
ему помощь для правильного роста.
– Проработав несколько лет
инструктором физкультуры в детском саду, –
рассказывает Елена Павловна, – я только
утвердилась в своем мнении, что в дошкольном
возрасте при регулярных занятиях и грамотно
подобранных упражнениях детский организм
успешно справляется с различными нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Именно эти два
момента – основная зона риска детей младшего
возраста. А если эта зона управляемая, то нельзя
ли возникновение этих нарушений предотвратить?
Может ли быть эффективной, например,
профилактика сколиоза, к которому обязательно
будут предпосылки, если ребенок не занимается
спортом, а большую часть времени проводит за
партой?
Первый и второй год – самые трудные: из
урока в урок преподаватель «ставит» детям спину,
разучивает и заучивает с ними упражнения,
поэтому комплексы небольшие. Тем, кто осваивает
их быстрее и лучше, приходится подождать тех,
кому это дается труднее. Конечно, нудно для
малышей из урока в урок осваивать упражнения с
палкой, учиться правильно растягивать мышцы.
Зато есть еще игра: как заключительная часть
урока она обязательна даже для старших детей. Что
же тогда говорить о сегодняшних первоклассниках?
Первый класс, по сути, – это в недавнем прошлом
подготовительная группа детского сада. Именно в
этом возрасте целесообразно развивать
скоростные способности, ловкость, координацию, и
сделать это можно только с помощью игры. И многие
преподаватели физической культуры сегодня
строят свои уроки таким образом, чтобы они
обеспечивали всестороннее развитие детей,
сочетая занятия по основной программе с
лечебными и игровыми.
Сначала – подход, а потом – база
Сегодня у школы инвентаря в достатке:
фитболы разных размеров, боди-бары, гантели;
школе повезло – она была включена в окружную
программу по внедрению фитнеса в
общеобразовательные школы. А начинали, имея в
наличии только массажные коврики,
гимнастические палки, пару резиновых мячей и
магнитофон. С местом для занятий тоже нет
проблем: детям нравится заниматься в актовом
зале, где просторно и много света.
Все комплексы преподаватель
разрабатывала сама, в том числе и в помощь
родителям для домашних заданий детей. Здесь
важно, чтобы материал взрослым был правильно
понят: что должен делать ребенок, каким образом и
ради чего. Именно таким и должен быть подход к
физкультуре, к лечебной в особенности. Методик
много. Но какой бы методика ни была,
преподавателю, заинтересованному работать с
отдачей, никогда не будет скучно искать новое и
полезное, которое бы еще и с радостью осваивалось
детьми.
На одном из уроков Елена Павловна
показала на мальчика, который год назад, в первом
классе, не мог бросить мяч двумя руками. Теперь он
играл и двигался не хуже других.
– Игра в данном случае оказалась
оптимальной методикой. Главное – не забывать,
что преподаватель физкультуры, в том числе и
лечебной, в школе – специалист широкого профиля.
Его задача – помочь детям в рамках выбранной
программы развиваться разносторонне. И если это
происходит регулярно и целенаправленно даже в
самых маленьких объемах, – это всегда шаг вперед.
Но если корригирующая гимнастика в
обязательном порядке для всей начальной школы,
то начиная с 5-го класса уже отбирается группа для
занятий лечебной физкультурой по показаниям.
Лучший вариант, когда есть возможность проводить
занятия с мальчиками и девочками раздельно,
главным образом, потому, что мальчикам в этом
возрасте нужно давать нагрузку большую, чем
девочкам. Силовых упражнений для мальчиков
должно быть больше – они более подвижны, более
выносливы, и выход энергии у них должен быть
большим. Девочкам лучше дать упражнения на
растягивание, на красивую осанку. Допустимо, если
в небольшой группе один-два человека с другими
нарушениями: все они в поле зрения преподавателя,
который корректирует работу каждого.
Спецмедгруппа: тренажерный вариант
На сегодняшний день в школьной
спецмедгруппе пять человек: двое
второклассников, две девочки из 8-го класса,
мальчик из 11-го. Занимаются вместе. У
старшеклассников программа на тренажерах: в
школе удобный, хорошо оборудованный тренажерный
зал. Особенность занятий на тренажерах для
старших заключается только в том, что для каждого
на конкретном рабочем участке подбирается свой
вес. Что же касается регулярных занятий на
тренажерах младших школьников, то они хороши, в
первую очередь, для решения узких конкретных
задач. Так, например, произошло с второклассником
из спецмедгруппы, которому невероятно трудно
дается подтягивание на руках, лежа животом на
скамейке. Преподаватель составила
индивидуальную тренировочную программу, и
практически нулевая мышечная сила рук стала
понемногу расти. А мальчишка теперь каждый раз,
выходя из зала после занятий, улыбается.
Что же касается замены упражнениями на
тренажерах всей школьной физкультуры со 2-го
класса по 11-й (по такой программе доктора
Бубновского идет эксперимент), то это тупиковый
вариант. Нельзя убирать спортивные игры:
баскетбол, футбол, волейбол – базовые в
программе. Как вообще убрать игру в младшей
школе, где она должна быть основой программы? А
сравнивать какой-то отдельный эксперимент на
выходе с результатами общей массы занимающихся в
обычной школе просто нельзя. И вопрос здесь
только в том, что одна сторона занимается
конкретным, строго очерченным рамками делом, а
другая живет с физкультурой, которая, ох как
нередко, является только пародией на физкультуру
и не может быть достойным соперником.
Валентина РЕПИНА |