СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Разогревающие игры и психотехники
Для того чтобы задать динамику уроку, можно
использовать специальные психологические игры,
которые не только выполняют функцию разогрева,
но и становятся своеобразной веселой разминкой
или ее частью.
Хорошо, если в арсенале учителя есть несколько
таких игр: для случаев, когда класс устанет и
возникнет необходимость снять излишнее
напряжение или потребуется заполнить возникшую
паузу между этапами работы.
Надувная кукла
Это упражнение направлено на
преодоление скованности и напряженности
участников группы, на тренировку мышечного
расслабления. Ведущий играет роль «насоса»: он
делает движения руками, имитирующие работу с
насосом, и издает характерные звуки. Участники
группы сначала расслабленно сидят в креслах,
голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С
каждым движением «насоса» «резиновые куклы»
начинают «надуваться»: участники распрямляются,
поднимают голову, напрягают руки и в конце концов
встают в полный рост, раскинув руки и расставив
ноги. Через несколько секунд ведущий
«выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с
шипением («ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно
опускаются на корточки. Игру можно повторить
два-три раза. Обсуждения игра не требует.
Спутанные цепочки
Участники встают в круг, закрывают
глаза, и каждый протягивает перед собой правую
руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем
участники вытягивают левые руки и снова ищут
себе партнера. Учитель помогает рукам
соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал
за руки двух людей, а не одного. Участники
открывают глаза. Они должны распутаться, не
разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в
суставах, разрешается «проворачивание шарниров»
– изменение положения кистей без расцепления
рук. В результате возможны такие варианты:
образуется либо круг, либо несколько сцепленных
«колечек» из людей, либо несколько независимых
кругов или пар.
Чемпионат по борьбе на пальцах
По
команде учителя участники группы разбиваются на
пары случайным образом. Учитель объявляет о
начале необычного соревнования – чемпионата по
борьбе на пальцах. С помощью одного из членов
группы или второго педагога учитель показывает,
как происходит поединок. Большой палец правой
руки поднимается вверх (знак «во!»), остальные
четыре пальца захватывают пальцы соперника.
Задача каждого игрока – производя энергичные
движения большим пальцем, увернуться от
нападения соперника и прижать его большой палец
к боковой стороне указательного. Победители
проводят поединки между собой до выявления
абсолютного чемпиона.
Вся игра занимает минимальное время,
однако мгновенно разряжает напряженную
обстановку в группе, снимает усталость и задает
мажорный тон работе.
Шестерка
Очень простая и веселая игра,
помогающая участникам потренировать внимание и
сообразительность. Все игроки встают в круг.
Каждый участник группы (начиная с учителя) по
очереди называет числа натурального ряда: 1, 2, 3...
Запрещается называть числа, заканчивающиеся на
цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т.д.). Если
игроку досталось такое число, он должен молча
подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся,
выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся
наиболее внимательных игроков. Понятно, что
вместо шестерки можно использовать другие цифры.
Встреча взглядами
Вариант 1. Все участники стоят в
кругу, опустив головы вниз. По команде учителя
они одновременно поднимают головы. Их задача –
встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков,
которой это удалось, покидает круг.
Вариант 2. Отличается
противоположной постановкой задачи – ни с кем не
встретиться взглядом.
Помимо цели разминки, эта игра развивает
социальные навыки.
Коллективный счет
Эта широко известная детская игра
пользуется большой популярностью среди
участников психологических тренингов. Ее можно
смело повторять каждый день, придав статус
диагностической процедуры, фиксирующей,
насколько в данный момент высок уровень взаимной
чувствительности членов группы.
Процедура
такова: участники стоят в кругу, опустив головы
вниз и, естественно, не глядя друг на друга.
Задача группы – называть по порядку числа
натурального ряда, стараясь добраться до самого
большого, не совершив ошибок. При этом должны
выполняться три условия: во-первых, никто не
знает, кто начнет счет и кто назовет следующее
число (запрещается договариваться друг с другом
вербально или невербально); во-вторых, нельзя
одному и тому же участнику называть два числа
подряд; в-третьих, если нужное число будет
названо вслух двумя или более игроками, учитель
требует снова начинать с единицы. Общей целью
группы становится ежедневное увеличение
достигнутого числа при уменьшении количества
попыток. Учитель повторяет участникам, что они
должны уметь прислушиваться к себе, «ловить»
настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в
данный момент промолчать или пришла пора назвать
число.
В некоторых группах участники
оказываются настолько сообразительными, что, не
договариваясь, начинают последовательно
произносить числа натурального ряда по кругу.
Обнаружив это, учитель может похвалить
участников за сплоченность и находчивость, но
предлагает отказаться от этого приема. Опыт
подтверждает, что более сплоченные группы
успешнее справляются с этим упражнением.
Любое число
Еще
одна игра, которая может быть преподнесена
участникам группы как способ проверки их умений
понимать друг друга без слов. Учитель называет по
имени любого из игроков. Тот мгновенно должен
назвать какое-нибудь число от единицы до числа,
равного количеству участников группы. Ведущий
командует: «Три-четыре!» Одновременно должно
встать столько игроков, какое число названо. При
этом игрок, назвавший это случайное число, сам
может встать, а может остаться сидеть.
Интересно, что в классической группе
из 12–15 человек обычно ошибка не превышает одной
на человека. Кто-нибудь из участников быстро
соображает, что существуют беспроигрышные
варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить
самому, либо назвать число членов группы, и тогда
встанут все. Учителю лучше прекратить игру после
одной-двух удачных попыток: в этом случае у
участников останется ощущение возросшей
групповой сплоченности.
Игорь ВАЧКОВ,
д.п.н. |