Организация взаимодействий при
переориентации неперспективных детей на более
подходящий для них вид спорта
Затрагивается очень важный для
развития детского спорта вопрос: отсев из
спортивных секций неперспективных детей в
раннем возрасте. И это при том, что сегодня в
российском детско-юношеском спорте нехватка
перспективных юных атлетов. Авторская позиция
такова, что, во-первых, каждому одаренному в
двигательном плане ребенку необходимы забота и
бережное отношение со стороны специалистов; а,
во-вторых, если уж существует в спортивных
дисциплинах, например, в спортивной гимнастике,
ранний отсев детей, то должна быть и четкая,
отлаженная система переориентации
неперспективных в данной спортивной области
детей в другие, более подходящие для них виды
спорта. Ведь не только спортивные рекорды должны
отличать прогрессивное общество, но, в первую
очередь, хорошее здоровье граждан, их активный
образ жизни. Ребенку, любящему спорт, мечтающему
заниматься им и в зрелом возрасте, надо помочь
найти это желаемое место. Поэтому прежде чем
отчислять юного спортсмена из секции очень важно
продумать, в какой другой спортивной области он
мог бы наилучшим образом раскрыться.
Успешно решать эту задачу можно, если на научной
основе организовать взаимодействие родителей,
тренеров, спортивного врача, психолога при
переориентации неперспективных в данном виде
спорта и сохранении юных спортсменов в
пространстве спортивной культуры.
При создании такой модели на первом этапе
переориентации на уровне ДЮСШ тренер, понимая,
что ребенок неперспективен для данного вида
спорта, при тесном сотрудничестве с психологом и
спортивным врачом определяет его
морфофункциональные и психологические
способности, которые могут обеспечить успех в
будущей спортивной деятельности. С этими данными
тренер приходит за помощью к
тренеру-селекционеру своей школы. И хотя в
настоящее время такая должность в детских
спортивных школах вообще отсутствует,
необходимость ее введения в штатное расписание
сотрудников дополнительного образования давно
назрела. Именно тренер-селекционер на основе
представленных ему исследовательских данных
должен подобрать для ребенка другой вид спорта, в
котором, возможно, юный атлет сумеет себя
максимально реализовать. Конечно, и первый
тренер, и тренер-селекционер, и родители, работая
в контакте, обязательно должны учитывать желание
юного спортсмена в выборе новой области для
спортивного совершенствования. Не исключено
также, что и род занятий, и стиль жизни могут
существенно измениться.
Второй этап состоит из подбора юному спортсмену
нового вида спорта, тренера и спортивной
организации, где он мог бы успешно продолжить
свою спортивную карьеру. Тренер-селекционер,
согласно своим функциональным обязанностям,
тесно контактирует с коллегами из других
спортивных школ. Это дает ему возможность на
основе данных педагогического, психологического
и медико-биологического тестирования, опираясь
на свои профессиональные навыки, успешно
справиться с поставленной задачей. Подобрав
юному спортсмену подходящее занятие, тренер
связывается с коллегами нужной детской
спортивной школы и направляет юного спортсмена к
новому тренеру, сохранив его, таким образом, в
пространстве спортивной культуры.
О.В. ЧЕРНУХИНА,
«Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка»,
№ 4, 2005 |