ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Путь длиною в жизнь
Памяти учителя
В ноябре 2006 г. исполнилось бы 85 лет
Соломатину Валериану Федоровичу, моему
школьному учителю физической культуры,
благодаря которому я полюбила спорт, стала
учителем физической культуры. Преданность своей
работе, любовь к физической культуре и спорту
Валериан Федорович сумел передать и многим
другим своим выпускникам. Сегодня 60 его учеников
работают учителями и преподавателями физической
культуры, тренерами-преподавателями и другими
специалистами в области физической культуры.
Теперь, работая методистом, я понимаю, почему мы,
ученики, так стремились на его уроки и
тренировки, где, несмотря на большие нагрузки,
было всегда интересно. Каким человеком и
учителем был Валериан Федорович, мне и хотелось
бы рассказать в память о нем.
Еще не учитель...
Большая и трудная жизнь за плечами
этого человека. В середине 30-х гг. трактористом
в МТС города Моршанска Тамбовской области начал
свою трудовую деятельность крестьянский паренек
Валериан Соломатин. В 1939 г. он приехал в Москву
и стал работать грузчиком, а затем, после
окончания курсов, шофером 1-й автобазы
Мосавтотранса. В Москве В.Ф. Соломатин увлекся
легкой атлетикой, особенно метаниями.
Но мирные занятия спортом прервала
война, начавшаяся для Соломатина 24 июня 1941 г. с
боев под Оршей. Затем – выход с боями из
окружения, первое ранение, контузия. Немного
спустя – вновь окружение в 25 км
северо-восточнее Вязьмы. Здесь раненый сержант
Соломатин попал в плен.
Четыре побега из плана. Последний
побег – весной 1943 г. уже во Франции – удался.
На территории Франции бойцы Красной армии,
бежавшие из плена, находили друг друга и
объединялись в партизанские отряды. Командиром
партизанского отряда «Парижская коммуна»
избрали Валериана Федоровича Соломатина
(Валери). Отряд под его командованием совершил 37
боевых операций, уничтожил свыше 200 фашистов,
пустил под откос 7 вражеских эшелонов.
Во Франции В.Ф. Соломатину было
присвоено звание лейтенанта (советское
командование сочло нужным оставить сержанту
Соломатину это звание), и до осени 1945 г. он
служил в советской миссии по репатриации
советских граждан в Париже. Осенью 1945 г.
вернулся в Москву, заканчивал службу в армии,
занимался спортом. В 1947 г. стал чемпионом СССР
по метанию гранаты.
Учитель, у которого мы учились
В 1948 г. Валериан Федорович переехал
в Орел. Работал шофером, выступал в соревнованиях
по легкой атлетике. Потом начал учебу в
Смоленском техникуме физкультуры и перешел
работать инструктором в ДСО «Искра». В 1951 г.
решил посвятить себя физическому воспитанию
детей. 50 лет трудился он в школах г. Орла и
сельских школах Орловской области (последние 30
лет – в стрелецкой средней школе Орловского
района).
Я была его ученицей в конце 60-х гг.
Его уроки запомнились строгой дисциплиной,
серьезной и большой физической работой. Мы много
занимались легкой атлетикой, играли в баскетбол,
футбол, зимой ходили на лыжах. А вот уроков
гимнастики у нас не было. Но мы с большим
удовольствием работали на уроках по методу
круговой тренировки. На уроках мы самостоятельно
определяли частоту сердечных сокращений,
проходя мимо учителя, называли ее, а он каждому
давал свое задание. Мне очень нравилось
выполнять роль капитана команды, на которые он
делил класс, причем команды и капитаны были
всегда разные. Мы с большим желанием после своих
уроков и тренировок убирали спортивный зал,
потому что это был обязательный ритуал. Валериан
Федорович очень серьезно относился к чистоте и
порядку в зале, к чему приучил и нас. Его слово
было для нас законом. Но мы любили его и с
желанием бежали на его уроки. Объяснить такое
рвение к большой физической работе я тогда не
могла.
Работая уже методистом, я увидела его
уроки совсем с другой стороны. Мне стало понятно,
что привлекало нас тогда в его уроках. Он видел на
уроке не класс в целом, а каждого ученика в
отдельности, доверял нам самостоятельно
выполнять любую работу. Только теперь я понимаю,
что основным принципом его работы всегда
оставался дифференцированный и индивидуальный
подход к каждому из нас. Деление класса на
переменные группы по уровню физической
подготовленности, систематический подсчет
пульса каждым учащимся после определенного вида
упражнений и его озвучивание учителю позволяли
ему умело дозировать физическую нагрузку, что, в
свою очередь, способствовало развитию у нас
интереса к занятиям, стремления к
добросовестному, а самое главное – активному,
осознанному выполнению заданий.
На протяжении всей своей
педагогической деятельности он использовал
наиболее эффективные методы развития
двигательных качеств, в частности метод круговой
тренировки. Используемые им на уроках упражнения
были глубоко продуманы и подчинены основной
задаче – обеспечить всестороннюю физическую
подготовку учащихся. Он творчески подходил к
содержанию уроков, успешно варьировал
программным материалом (исключал снарядную
гимнастику, заменяя ее силовой подготовкой:
упражнения с преодолением собственного веса, в
парах, с отягощениями), стремился сделать уроки
интересными, обеспечивая их комплексность (в
один урок включал легкоатлетические упражнения
и спортивные игры). Валериан Федорович считал,
что такие уроки наиболее интересны, так как
оказывают разностороннее воздействие на
организм детей. Не требуя большого количества
спортивного инвентаря и оборудования, они
обеспечивают большую физическую нагрузку,
способствуют развитию функциональных
способностей учащихся, позволяют удачно
сочетать обучение технике двигательных действий
с развитием двигательных качеств.
С годами накапливалось его
педагогическое мастерство. Знакомство с опытом
лучших учителей, постоянное, серьезное
самообразование позволили Соломатину добиться
такого высокого профессионализма, стать
мастером своего дела. Ученики Валериана
Федоровича всегда значительно опережали своих
сверстников по показателям физического
развития, физической подготовленности и
функциональным возможностям, что подтверждали
их спортивные результаты. За время его работы в
общеобразовательных школах области более 20 его
учеников выполнили норматив мастера спорта по
легкой атлетике.
Я думаю, что мастерство педагога в том
и заключается, чтобы он умел заинтересовать
каждого ребенка в результатах своего труда,
научить его самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, добиваться высоких
результатов.
Вся профессиональная деятельность
Валериана Федоровича Соломатина подтверждает,
что для творческого педагога всегда есть
возможность поиска новых, эффективных форм,
методов и приемов работы.
Татьяна АНТОШКИНА,
заведующая отделом охраны здоровья и
физического воспитания
Орловского областного института
усовершенствования учителей |