ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Скрытая часть айсберга
В школе № 3 г. Орла Евгений Иванович
Гоголевский работает первый год. Точнее, третий
месяц: «Дети, конечно, еще не приучены к моим
правилам, так что смотреть особо нечего. Но если
интересно – приходите», – сказал он в ответ на
вопрос, можно ли посетить его уроки. На мой
взгляд, самое интересное можно увидеть на уроках
учителя, только начинающего работать с классом.
Эти занятия нельзя инсценировать, на них виден
весь педагогический опыт, а не только верхушка
педагогического айсберга под названием
«достижения и результаты». Бесспорно,
методические приемы, интересные для читателей
нашей газеты, можно увидеть именно на таких
занятиях. В этой статье расскажу о том, что
увидела, о том, что поняла.
11-й класс, или Провалившаяся
провокация
Те, кому хоть раз доводилось начинать
работу в новой школе, знают, как трудно бывает
«приручить» старшеклассников. Они устраивают
проверки новым учителям с особым шиком и азартом.
Один из классических провокационных
приемов, которые часто используют на уроках
физкультуры, был продемонстрирован и мне. На
урок, естественно, далеко не все пришли в форме, а
некоторые – просто в джинсах. Сидят спокойно,
уверенно, улыбаются.
– Интересно, почему вы так красиво
одеты?
– А у меня формы нет, я ее в прошлый
раз оставила в кабинете, а потом она пропала!
– Хорошо, зарплату получу – куплю
тебе новую форму, самую лучшую.
Красивый ход учителя: никакого
раздражения, только сочувствие и понимание.
Девушка немного растеряна. Думаю, к следующему
занятию ее форма обязательно найдется.
Идет первое занятие во второй учебной
четверти. После повторения правил техники
безопасности педагог рассказывает о тренажерах,
которые они будут использовать на уроках: «папа»,
самодельные гири, резинки разной длины, штанги...
Класс делится на две группы: мальчики и
девочки. Девушки танцуют под музыку (так, как
могут, одна показывает движения, другие –
повторяют) и периодически (время выбирают сами)
подходят к стенке и отжимаются по 5–7 раз. Юноши
занимаются на «тренажерах Гоголевского»:
прыгают через скакалку, работают с отягощениями
– каждый в меру своих сил. Идет разминка. Все
занимаются, постепенно забывая о моем
присутствии и начиная увлекаться происходящим.
Девочки танцуют все раскрепощеннее,
подбадриваемые внезапно появляющимся учителем:
«Смелее, вы на дискотеках так зажигаете – я же
видел! Кто может показать интересные
танцевальные движения? Вставай-ка в центр!» Юноши
довольно скоро начинают подтягиваться и
отжиматься наперегонки, прислушиваясь к словам
педагога: «Вот так тебе легче будет, попробуй. И
смотри, сейчас на эти мышцы поработаешь –
обязательно иди вон к тому тренажеру, поработай
над другой группой мышц, а то тело некрасиво
развиваться будет».
Начинается основная часть урока. У
девочек – баскетбольные мячи, у мальчиков –
футбольные. Отрабатывают различные движения,
броски, удары. Отрабатывают, правда, как-то
странно: учитель хоть и сказал, как надо, и
показал, только дети-то делают по-своему, но...
никто их не поправляет – ни мальчиков, ни
девочек. И вот во время такого общего бега – шума
– улыбок – ошибок звучит сигнал на построение.
Конец урока.
Ребята возбуждены и немного удивлены:
вроде только повеселились, а урок уже и
закончился.
7-й класс, или Помоги себе сам
Семиклассники пытались прорваться в
спортзал на перемене, но им не разрешили, что
ребят очень, ну просто очень удивило. За два
прошедших месяца они привыкли, что урок
физкультуры начинается именно в промежутке
между двумя уроками. На этот раз учитель
беседовал со мной, пришлось ребят чуть-чуть
притормозить.
Урок проходил примерно по той же схеме,
что и в 11-м классе: две подгруппы, каждая
разминается и выполняет некоторые упражнения
почти самостоятельно. Почти, потому что педагог
контролирует происходящее во всем зале – просто,
ненавязчиво, однако постоянно и неизменно. После
разминки (на тех же тренажерах) разучивают
цепочки акробатических упражнений. Учитель
показывает первые движения одной группе и уходит
к другой. Показывает там – идет обратно.
Возвращается, проверяет результат, показывает
следующее движение...
И снова работают все – весело,
непринужденно. И снова... все выполняют движения
неправильно, некрасиво, вовсе не так, как
положено. И снова замечания никому не делаются.
Так, наупражнявшись и навеселившись, но ничего не
«выучив», расходятся после урока.
Одно правило только усвоив: на
тренировках и на занятиях физкультурой бывает
страховка, помощь и самостраховка. Важнее
последнее, когда ты сам точно понимаешь, что
можешь выполнить, а где тебе нужна помощь (друзей
или учителя) или их страховка. Сам понимаешь –
вовремя подстрахуешь себя.
Почему так?
Почему учитель позволял ребятам
делать заведомо неверные движения? Не лучше ли
было за урок разучить что-то одно, но так, чтобы
все (или почти все) выполняли это точно, без
ошибок?
Евгений Иванович пояснил, что дал
такую свободу, свободу на движения и ошибки,
преднамеренно: «Понимаете, ребята для меня новые,
они, если честно, физкультуру не очень любят –
это было видно с первого урока. Но ничего, скоро
все будут заниматься и на уроках, и дома тоже. Я
сделаю так, что мои тренажеры у каждого будут. А
на ошибки при выполнении бросков, ударов, этюдов
не обращайте внимания. Им, ребятам, нужно сначала
«напробоваться» всласть, чтобы каждому
захотелось сделать упражнение отлично, лучше
всех. Тогда и вопросы у них появятся настоящие, и
занятия совсем по-другому будут строиться. Если в
конце года приедете посмотреть на них, увидите
результаты. Это – только начало. Потому что
сейчас важнее всего сделать так, чтобы они
почувствовали удовольствие от движения, от
совместной работы».
В этот момент открылась дверь
тренерской: «Евгений Иванович, – чуть виновато
произнес заглянувший к нам семиклассник,
почувствовавший во время урока свою силу и
ставший лидером группы мальчиков, – а вы не могли
бы мне вот эти «гантели» дать домой, я
тренироваться буду». Поясню: гантели – это
наполненные песком бутылки и канистры разного
объема. Мальчик претендовал на самые тяжелые,
пятикилограммовые. «Знаешь, сейчас отдать не
могу, они у меня одни. Но к следующему уроку
обещаю, сделаю для тебя точно такие же».
Как выяснилось, емкости для своих
гантелей Евгений Иванович находит на помойке –
где же еще? Почему же он не сказал, что такие
гантели можно легко приготовить самому? «А зачем?
Ему же не только гантели нужны, а мое участие
тоже. Он хочет, чтобы его заметили, чтобы ему
помогли, похвалили. Мне не трудно – я и в
предыдущей школе всем мальчишкам домашние
тренажеры соорудил. А для него важно, что его не
отправили на помойку искать пустые канистры, а о
нем позаботились. Тут все так переплетено...»
Не знаю, откуда у Евгения Ивановича, в
его «хорошо за семьдесят», берутся силы на все
это. Но понимаю: рассуждение очень правильное.
Юноше нужны не только гантели, уж это совершенно
точно.
4-й класс, или Состязание львов и тигров
Спортивный зал превращен в полигон для
тренировок и конкурсов. «Вы – команда тигров. А
вы будете львами. Хорошо? По моей команде можете
подходить к любому из снарядов, выполнять
упражнения, а потом брать жетон, они рядом, в
баночках. Жетоны складывайте вместе, чтобы все
видели, кто же победил: тигры или львы». Евгений
Иванович подводит ребят поочередно к каждому
снаряду, объясняет, как нужно правильно
выполнять упражнение, чтобы взять жетон. Старт!
С выпученными от восторга глазами
малыши ринулись «в бой». «Те, кто устал, могут
подойти сюда и рассказать стихотворение или
загадку», – именно этот «снаряд» пустовал дольше
всех: никто не собирался отдыхать. «Перерыв пять
минут», – Гоголевский пытается дать детям
передышку, но не тут-то было. Они упорно
продолжают подходить к снарядам. «Ой! А
жетонов-то больше нет!» Этого и следовало
ожидать.
Вы, конечно, уже догадались, что мало
кто из ребят выполнял упражнение абсолютно верно
– так, как объяснял учитель. Зато сколько
удовольствия! «А правда, что мы будем каждую
неделю так играть?» – спрашивали дети. «Если на
уроках не получится, я сама буду проводить такую
игру со своим классом, можно?» – говорила их
учительница.
Конечно, мне была продемонстрирована
первая игра. Постепенно ребята привыкнут к
правилам, начнут выполнять упражнения серьезнее.
Но это будет потом. А сегодня им, как и мне, просто
нравится играть. Удовольствие – первый шаг к
миру движения, силы, здоровья. Ведь недаром игра
называется «Физкульт-ура!».
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Орел – Москва |