Отношение школьников к причинам
успеха и неудачи на уроках физической культуры
Автор пишет о том, что в течение многих
лет в наших школах целью уроков физической
культуры было раскрытие физических способностей
школьников, достижение высоких результатов,
спортивные победы, отбор и селекция талантов.
Сегодня цель физической культуры как учебного
предмета изменилась: всем школьникам по
возможности развивать и реализовывать свой
физический, психический, душевный и общественный
потенциал, формировать и укреплять навыки
физического самовоспитания.
Недостаточно «натаскивания», цель которого –
только увеличить уровень физической
подготовленности школьников. Сегодняшняя школа
должна еще и формировать навыки самостоятельных
физических занятий, сознательного укрепления
своего тела физическими упражнениями. Очень
важно уметь правильно подбирать формы
физической активности в зависимости от
потребностей своего организма и состояния
здоровья. Иначе говоря, сегодня от школьника
требуются активность, творчество и
самовоспитание.
По мнению некоторых авторов, одним из основных
факторов, определяющих активность и потребность
в самовоспитании школьников, является их
отношение к причинам результатов своей
деятельности (ответственность за происходящее с
ними). Поэтому, формируя мотивы физической
активности школьников и навыки физического
самовоспитания, данному фактору необходимо
уделить максимум внимания.
Большинство исследований причин успеха и
неудачи в процессе воспитания посвящено
различным учебным дисциплинам (математике,
чтению и др.). Однако почти нет работ, в которых
исследовалось бы отношение школьников к
причинам успеха и неудачи на уроках физической
культуры, то, как они сами понимают причины
результатов своей деятельности.
Провести исследование на эту тему и было целью
группы литовских специалистов. В разработанный
вопросник, кроме блока вопросов о причинах
успеха и неудачи, классифицированных на основе
теории Вейнера, вошли и несколько
стандартизированных вопросов, например, о
частоте и продолжительности занятий школьников
физическими упражнениями во внеурочное время,
мотивации этой деятельности.
Исследуемую выборку составила репрезентативная
группа из 625 учащихся (298 мальчиков и 327 девочек),
подобранная случайным образом в 6-х, 8-х и 11-х
классах средних школ гг. Алитус и Мариямпол.
Использовался серийный метод отбора.
Исследуемая выборка была рассчитана так, чтобы
разница между показателями данной группы и
средними показателями генеральной выборки не
превышала 3% при 95%-ной надежности.
В процессе исследования мнения школьников о
причинах успеха на уроках физической культуры
были замечены различия между мальчиками и
девочками. Почти 52% мальчиков и 43% девочек эти
причины склонны объяснять своими стараниями.
Несколько меньшее влияние, по их мнению,
оказывают различные благоприятные
обстоятельства (соответственно 22% мальчиков и 41%
девочек) и несложность задания (примерно 10% и 4%).
Анализ причин успеха также показал (табл. 1),
что они не зависят ни от возраста исследуемых, ни
от их места жительства, т.е. в упомянутых случаях
не установлено статистически важных различий.
Таблица 1
Распределение ответов школьников
о причинах успеха на уроках физической культуры
Таблица 2
Распределение ответов школьников
о причинах неудачи на уроках физической культуры
Несколько другие данные были получены
при исследовании указанных школьниками причин
неудачи на уроках физической культуры. Они,
главным образом, связаны с прилагаемыми
школьниками стараниями при выполнении
заданий/упражнений (так утверждает 55% мальчиков и
60% девочек). Меньшее влияние, по мнению
школьников, оказывают такие факторы, как:
неблагоприятные обстоятельства, сложность
задания и способности. В отличие от объяснения
причин успеха, ни в одном из указанных факторов
не было обнаружено больших различий во мнениях
мальчиков и девочек.
Причины неудачи больше всего зависят от возраста
школьников (табл. 2). Из данных таблицы видно,
что чем старше школьники, тем менее важен для них
фактор случайности. Ответ «мне не повезло»
выбрали 30% учеников 6-х классов, 23% – 8-х классов и
19% – 11-х классов. И, наоборот, заметно
увеличивается важность затраченных усилий:
соответственно 52%, 60% и 62%.
О.П. БАТУТИС, д.п.н.,
«Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка»,
№ 2, 2005. |