Тема: Учитель или
тренер?
Начни сначала, начни с нуля...
Физкультура или спорт? Учитель или
тренер? Две стороны одной медали... Учитель на
уроке, тренер – в спортивной секции. Необходимо
ли учителю физкультуры быть профессионалом в
спортивной области? Насколько спортивная секция
в школе может и должна соответствовать законам
спорта? В какой степени тренер должен быть
педагогом, чтобы вести такую секцию?
Этой статьей мы открываем новую тему для
дискуссии на страницах нашей газеты.
Какой же волейбол в начальной школе?!
Все началось с того, что ас волейбола и
по званию, и по опыту, Сергей Лазаревич Белич
решился на эксперимент. Впервые в своей
тренерской карьере он взялся за волейбольную
секцию в школе для младших школьников, начиная со
второго класса.
Решился по двум причинам, которые
неожиданно оказались связанными между собой.
Первая. Лет тридцать назад игровыми
видами спорта дети начинали заниматься в среднем
школьном возрасте и успевали освоить весь курс
профессиональной подготовки. И сделать это можно
было, занимаясь не только в спортивной школе, но и
в спортивном клубе, и в обычной школе: очень много
спортивных секций работали на высоком уровне.
Ребята успевали за годы занятий наиграться в
соревнованиях, почувствовать рост спортивного
мастерства и вкус побед, затем одни уходили в
большой спорт, а другие – в студенческий, и
спортивное увлечение в их жизни оставалось
надолго.
Вторая. Сейчас такой активности и
стабильности в спортивных занятиях школьников
по месту учебы не наблюдается. Если
организовывать секцию с 5-го класса, то даже при
условии, что на первых порах можно двигаться
быстрее, чем с младшими школьниками, к десятому
классу удержать спортивный интерес почти
невозможно. Жизнь другая – приоритеты тоже.
Как тренер, привыкший
подходить к делу ответственно, Белич
перепробовал все: и звонки родителям: «У вас
перспективный ребенок»; и беседы с ребятами:
«Поймите, спорт вам пригодится и для учебы, и для
жизни, и для вашего будущего»; и совместные
встречи; и переводы найденных талантов к себе в
школу из других школ, чтобы можно было работать
командой. Все повторялось не один раз и не два. Но
в старшей школе ребята уходили. И каждый раз он
это переживал как очень личное.
Когда от своих бывших воспитанниц, а
теперь тренеров, он узнал, что, например, на
первенстве Московской области по волейболу
выступают команды с девятилетнего возраста, он
сначала вообще не понял, как это может быть.
– Я им так и говорил: ну какой волейбол,
какое первенство. Они к нему не будут готовы и
через два года. Пусть играют, соревнуются, но не в
спортивной игре волейбол, а просто в разных играх
с мячом, развивают координацию, ловкость, силу
рук.
Но надо знать Белича: волейбол
настолько заполняет все его существо, что он
готов искать ответы на самые, казалось,
невероятные вопросы, касающиеся дела всей его
жизни – волейбола.
Однажды он позвонил и сказал:
– Мне кажется, они бросают спорт
потому, что любовь к нему в них не заложена с
детства. Хочу набрать второклассников в
волейбольную секцию.
Как Вы думаете, это реально?
Руководство школы вроде бы не против.
Я уже и план занятий на год расписал.
Было очень интересно посмотреть на эту
годовую программу. Ведь Сергей Лазаревич написал
ее впервые в жизни, несмотря на то, что он –
заслуженный тренер России и учитель со стажем,
правда, в старшей школе.
Белич собирался работать по графику
спортивной школы – с трехразовыми занятиями в
неделю, и первое, о чем подумалось, – они должны
быть такими, от которых бы глаза «горели», чтобы
малышне хотелось на них приходить через день. ЦО
«Школа здоровья» № 2000, где Беличу дали
возможность на эксперимент, – школа полного дня,
и выбор кружков и секций достаточный. Значит,
должно быть что-то такое, что несло бы малышей в
спортзал как угорелых.
Расписанные в программе упражнения
были интересные и разные: простые и сложные, с
мячами, прыгалками, обручами, акробатические,
легкоатлетические – на любой вкус. Но пройти эту
программу за год было нереально. По меркам
школьной секции.
Если в спортивной школе, отдельной
команде учащиеся конкретно ориентированы на
занятие и вопроса – соблюдать указания тренера
или нет – не возникает, то в школьной секции вход
и выход свободный: нравится – остаюсь, нет –
ухожу, не могу заниматься три раза в неделю –
занимаюсь два или один.
Такую спортивную ситуацию ветеран
волейбола, а сегодня – педагог дополнительного
образования Сергей Лазаревич Белич в своем плане
не учитывал, и ему только предстояло ее прожить.
Работа началась с... разрушения
тренерских планов
Не он их, а они его приучили к порядку –
к «своему». Они летели в спортзал, раздеваясь на
ходу и бросая вещи в раздевалке, не особенно
заботясь об их аккуратности. Они даже и его не
всегда замечали. Каждому было важно быстрее
других попасть в зал. Там было все: обручи, мячи,
скакалки, лесенки; можно было с разгона
вытянуться «рыбкой» по полу, забраться на маты, а
главное – покружиться с лентой из
художественной гимнастики – и слова тебе никто
не скажет. Он и не говорил. Нет, он честно пытался
их построить и повести тренировку, как делал
всегда тренер Белич. Но сорвалось. Впервые за
полвека тренерской практики. И впервые он решил
посмотреть, что же будет.
Движение в зале не останавливалось ни
на минуту. Мячи летели в стену, обручи «гонялись»
друг за другом по полу, а за ленту шла настоящая
борьба. Иногда тренеру удавалось на несколько
минут привлечь внимание показом нового
упражнения, но для секции это было как бы между
делом. Основное заключалось в том, чтобы за
отведенные полтора часа успеть сделать все, что
хочешь и умеешь.
Но спортзал был не единственным
местом, куда они мчались. В те же часы они
успевали посетить английский, танцы и вновь
вернуться в спортзал. Они только каждый раз
спрашивали: «Можно?» И он отвечал: «Можно». Как
тренер и педагог он понимал, что они хотят успеть
попробовать все, и запретить – означало бы
потерять их.
Что делать, он не знал. Трижды в неделю
они приходили в зал, в том числе один день – после
плавания, и все начиналось снова: они не уставали.
Когда зам. директора школы по
учебно-воспитательной работе заглядывала в зал,
на ее лице, как казалось Сергею Лазаревичу, было
написано только одно: сумасшедший дом.
О планах на каждое тренировочное
занятие он уже не думал. Его волновало другое:
наступит ли момент, когда им будет мало того, что
они уже умеют, и захочется научиться новому.
Этот день настал через четыре месяца.
– Они вдруг подошли и сказали:
«Давайте заниматься с мячом». Я дал им несколько
упражнений поинтересней, они старались
выполнить все, как будто мы эти четыре месяца
целенаправленно занимались. Я шел с тренировки,
внутри все пело. Я не мог в это поверить.
Секрет простой: терпение, умноженное
на мастерство
А на следующей тренировке тренер
объявил своим ученикам и ученицам, что будет
показательный урок: и родители хотят посмотреть,
и учителя, и фотографировать вас будут. И
началось то, чего он опять от них не ожидал.
Перебивая друг друга, они кричали, что надо еще
потренироваться прямо сейчас, выбрать самые
лучшие упражнения. Он с трудом заставил их уйти
из зала.
Показательное занятие, которое провел
Сергей Лазаревич со своей командой, продолжалось
полтора часа с двумя трехминутными перерывами,
чтобы малыши могли попить. Других пауз
практически не было. Даже объяснение упражнений
Белич проводил наглядно: или сам с кем-нибудь в
паре, или пара ребят. Упражнений было много. Но
как их запомнить? Оказалось, есть в методике
педагога одна хитрость. Сделав, например,
три-четыре разных упражнения, он возвращает
ребят к первому упражнению этой связки. Вместо
нескольких серий подряд одного упражнения
выполняются две серии двух-трех упражнений.
Упражнения не успевают надоесть, а дети – устать
от однообразия.
По времени тренировка состояла из двух
уроков, каждый из которых по плотности и
содержанию заслужил самую высокую оценку. Именно
таким уроком – уроком без простоя – и должна
быть физическая культура в школе.
По словам родителей, дети в их глазах
просто выросли: они не ожидали увидеть их такими
спортивными и дисциплинированными. Одни секцию
выбирали целенаправленно, потому что сами когда
занимались волейболом. Другим нравится, что
занятия у Сергея Лазаревича развивают у детей
все необходимые в этом возрасте качества:
быстроту, ловкость, реакцию, уверенность в себе.
По мнению же самого тренера, только в школе
полного дня сегодня можно на качественном
уровне, с хорошей посещаемостью организовать
работу с младшими школьниками на базе секций.
Включение в работу младших школьников
закончилось общей победой – тренера, школы,
детей и их родителей, благодаря терпению и
ответственности одних, заинтересованности и
желанию других. И, может, учить малышей
влюбляться в спорт именно в школьной секции –
это и перспективно: для спорта, для физкультуры,
для здоровья. И не важно, что начинать придется с
нуля, главное – сделать это правильно.
Валентина РЕПИНА
Фото автора |