Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2007

МЕТОДИКА: МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Большой теннис – для маленьких

Как воспитать теннисную звезду: Беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису Л.Д. Преображенской.Как воспитать теннисную звезду: Беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису Л.Д. Преображенской. Авт.-сост. Л.Д. Преображенская, Г.Ф. Баширова. – М.: Советский спорт, 2006. – 100 с.

Заниматься большим теннисом сегодня не только модно, но и перспективно. Но если воспринимать теннис лишь как моду и в свободное от учебы или работы время для собственного удовольствия играть с друзьями – это одно. Если же подходить к теннису как к главному занятию в жизни, – совсем другое. Конечно, родительская мечта – видеть своих детей «звездами». Но для всех ли большой теннис может быть такой перспективой? Даже раннее обучение теннису, к которому сегодня, вопреки многим законам развития детского организма, стремятся многие родители, ни в коей мере не является здесь гарантией успеха. На родителей в связи с этим ложится особая ответственность: слишком легко нанести непоправимый вред ребенку. Как избежать этого и помочь ребенку сделать правильный выбор? Как научить его трудиться на пути к поставленной цели? Как воспитать победителя не только на корте, но и в жизни? Эти и многие другие вопросы вместе с родителями юных теннисистов обсуждает лучший детский тренер России Лариса Дмитриевна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.

Все только начинается...

С чего вообще должно начинаться обучение теннису?

Первые шаги ребенка в теннисе очень важны. Детей надо обучать всем движениям. Это должны быть именно правильные движения и, что примечательно, не только теннисные. Надо учить детей бегать, прыгать, передвигаться, осваивать с ними гимнастические и другие упражнения.
Очень важно в первые годы занятий уделять внимание не столько теннису, сколько общему физическому развитию ребенка. Родителям я советую зимой ходить с детьми на лыжах, а летом – бегать вместе кроссики. Надо, чтобы ребенок обязательно плавать научился: ведь это и для тенниса полезно, и вообще в жизни необходимо.
Хорошо было бы научить ребенка танцевать. Теннис – очень ритмичная игра, и если мальчик или девочка хорошо двигаются, то это способствует и их теннисным успехам. У нас была такая знаменитая тренер – Нина Сергеевна Теплякова. Так она сама была балериной и всех своих девочек обучала танцам. И это очень им помогало в теннисе. Я тоже часто давала маленьким детям не только гимнастические, но обязательно и танцевальные упражнения – шаги, прыжки, «дорожки» и т.д. Это очень развивает и координацию, и чувство ритма, которые так необходимы для тенниса.
Кроме того, очень важно, чтобы ребенок был гибким. Поэтому в подготовку желательно включить элементы акробатики, пусть даже и в небольшом объеме. Теннисисту обязательно нужно быть гибким, уметь владеть своим телом. А акробатика для этого – очень полезное средство.
То есть, как мы уже говорили, хорошо, чтобы ребенок был физически и психологически подготовлен к освоению очень трудных технических приемов тенниса.
С самого начала занятий надо развивать и руку, и голеностоп. Здесь тоже есть потенциально опасные «рифы». Так, например, очень часто у детей бывает плоскостопие. Этого ни в коем случае пропускать нельзя: на стопу надо обратить самое пристальное внимание и развивать ее. Есть определенные упражнения (и их много), которые эту проблему позволяют решить. Обязательно нужно сразу посмотреть, что каждый ребенок представляет собой в этом отношении и, в случае необходимости, обратиться к врачу-ортопеду.

Как заинтересовать маленьких детей в довольно регулярных занятиях теннисом? Ведь малыши не любят подолгу заниматься одним и тем же делом. И что для этого должны делать родители?

Что касается маленьких детей, то я считаю, что на первом этапе занятий им надо привить любовь к теннису, к тренировкам, к тому, что они делают. Надо сделать так, чтобы детям нравилось быть на корте и чтобы им было интересно.
Они должны чувствовать, что тренер их любит, никогда на них не кричит, старается не повышать голос. Если кричать на маленьких, то ничего не получается: они пугаются, и толку уже никакого не будет. Испуганный ребенок просто не поймет, что же такое сложное от него требуется. Бояться дети не должны. А если ребенка пугаешь, то никогда ничего не добьешься.
И вот что особенно важно: тренер должен быть очень терпелив. Если не получается что-то, то необходимо делать упражнение снова и снова. Обязательно надо объяснять, показывать, как делать. Показ очень важен в теннисе. Именно поэтому нельзя отдавать ребенка даже спаррингу, который сам некрасиво и неправильно, плохо играет.
Дело в том, что дети очень подражают. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что в теннисе очень важен показ – именно правильный показ. Иногда приходят спарринг-партнеры и просто кидают мячи. Я им говорю: «Только не показывайте, как делать удары. Вы это делаете неправильно, а ребенок будет подражать. Он сразу будет копировать ваши движения, а этого ни в коем случае нельзя делать». Поэтому даже спарринга надо подбирать с хорошей техникой, чтобы у ребенка перед глазами был правильный образец.

Сколько часов в неделю можно заниматься теннисом детям 5–9 лет?

В 5 лет следует заниматься не меньше трех раз в неделю. Дети ведь быстро забывают, и поэтому тренироваться два раза в неделю будет слишком мало для закрепления новых навыков. А потом, в 6–7 лет, можно понемногу добавлять нагрузку и тренироваться уже четыре раза в неделю, не меньше. Ну и дополнительно надо, чтобы они занимались другими видами спорта. Это обязательно!
А в 8 лет можно тренироваться уже пять раз в неделю. Пять дней занятий и два дня отдыха – это подходящий ритм. В этом возрасте заниматься три раза в неделю уже маловато.
В 9 лет правильно тренироваться пять раз в неделю, а в 10 лет – шесть раз. Если получается меньше, скажем, на одну тренировку, то надо дополнять теннис другими видами спорта. Желательно еще немножечко, хотя бы минут сорок, постучать об стенку. Это можно делать даже в школе.
Я советую: пойдите в школу. Я раньше так делала, когда у нас не было достаточно времени для занятий на корте. Я договаривалась и ходила со своими учениками в школу, и они там били у стеночки в спортзале. Это действительно очень полезно. Можно даже нарисовать на стенке мишень – куда бить, куда подачу подавать. Позаниматься так в течение часа будет замечательно, это большое подспорье.

А разве работа у стенки имеет такое уж важное значение? Сейчас она воспринимается, скорее, как плохая замена занятиям на корте.

Всему свое место и время: что-то надо отрабатывать именно на корте, а какие-то упражнения можно и нужно делать у стенки.
На работу у стенки сейчас действительно многие смотрят как-то пренебрежительно и считают, что это «дешевый заменитель» занятиям на корте. А я считаю, что работа у стенки – это нужное и хорошее дело. И когда мало времени на корте, надо обязательно дорабатывать упражнения у стеночки.
Это помогает поставить удар, заставляет быстрее готовиться к приему мяча, улучшает координацию и делает игрока выносливее. Кроме того, работа у стенки доставляет удовольствие: ведь мяч неизменно возвращается к вам – это безотказный и надежный партнер. В итоге за 15–20 минут можно провести полноценную тренировку.
У стенки, например, отрабатывается правильная манера игры с удерживанием равновесия и в определенном ритме. Без этого навыка игра становится беспорядочной и хаотичной. Подготовка к удару, работа ног, равновесие, ритм – эти качества должны быть выработаны раз и навсегда. А практика «лупцовки» – это препятствие для развития игрока и практически неустранимая плохая привычка.
Дело в том, что теннис – это очень объемный вид спорта, и в ходе каждого занятия нужно охватить многое. Одного часа для тренировки слишком мало: за час мне никогда не удавалось «пройти» все то, что я наметила. За полтора часа, час сорок можно успеть поработать и над подачей, и над приемом, и над ударами справа и слева, и с лету. А это все надо делать каждое занятие, поскольку, как я считаю, всем приемам в теннисе надо обучать одновременно.

Все-таки еще раз хочу спросить про частных тренеров. Когда они становятся необходимы и какие к ним надо предъявлять требования?

Во-первых, раньше 10 лет этого вообще не следует делать. Дети, как я уже отмечала, должны быть в группе.
Уже после 10 лет можно играть со спаррингом раза два в неделю, «набивать удары». Дело в том, что теннис действительно требует большой точности. А когда дети играют друг с другом, то они не держат мяч в игре и мало «набиваются». Работа со спаррингом дает возможность набивать точность и стабильность ударов.
Выбирая спарринга, необходимо смотреть, что это за человек, что он делает, что говорит. Желательно, чтобы основной тренер давал задания. Бывает, что некоторые частные тренеры и спарринг-партнеры говорят такое, что вообще ребенку нельзя слушать. Или он может кричать на ребенка, обзывать его. В общем, смотрите, кому вы отдаете ребенка как спаррингу.
На самом деле, до 10 лет надо основное внимание сосредоточить совсем на другом: чтобы техника была хорошая, чтобы физическая подготовка была на должном для этого возраста уровне, чтобы ребенок освоил все основные удары и был хорошо развит, умел хорошо двигаться, прыгать. Слабый ребенок просто не сможет потом такие огромные нагрузки выдерживать. Поэтому все это необходимо подготовить с детства.
Я, например, сейчас очень часто наблюдаю у детей первые признаки сколиоза. Все потому, что теннис – это все-таки однорукий вид спорта, хоть и двумя руками слева все сейчас учат играть. Но все равно большая нагрузка идет на правую часть (или на левую – для левшей).
В результате у очень многих детей развивается сколиоз. Чтобы этого избежать, надо подготовить к большим нагрузкам спину, живот, боковые мышцы, межреберные мышцы и сразу делать мышечный каркас; заниматься гимнастическими, специальными упражнениями, которых существует достаточно много. Насчет голеностопа я уже говорила раньше.
Необходимо регулярно проверять детей, обязательно к врачу сходить, посмотреть спину, стопы (нет ли плоскостопия – продольного или поперечного). Если оно есть, то потом при большой нагрузке может отдавать в колени, в позвоночник, влиять на все, что угодно. И тренер, и родители должны постоянно наблюдать за ребенком, ничего не упуская.

Что такое ОФП?

Дети, которые занимаются теннисом, получают довольно большую физическую нагрузку. Тогда зачем им еще нужно заниматься общей физической подготовкой? Сколько и как можно (и нужно ли) детям-теннисистам заниматься ОФП?

Что касается количества часов ОФП в неделю, то здесь надо посмотреть, какая у ребенка нагрузка по теннису. Возможно, в некоторых случаях достаточно перед занятиями теннисом просто делать большую разминку, а после тренировки обязательно выполнять упражнения на растяжку. Этого может быть в какой-то период вполне достаточно.
Но вообще ОФП – это слишком большая и важная тема, и ей необходимо уделить отдельное внимание. Здесь имеет значение все: как и с кем дети должны заниматься, а также какие делать упражнения.
Вот я сейчас работаю с девочками, многие из которых занимались ОФП с очень хорошими тренерами-легкоатлетами. Я вижу, что у них развиты выносливость, скоростная выносливость, прыгучесть, много других качеств, которые действительно нужны для тенниса. Они очень красиво бегают. Но все дело в том, что это бег легкоатлетический. Проблема в том, что для тенниса этих качеств и навыков недостаточно. Передвижение по корту – абсолютно другое. Ведь в теннисе бег и все движения специфические. Здесь должна быть настолько специальная подготовка работы ног, что ни один тренер по легкой атлетике дать ее не может.
Поэтому я считаю, что ОФП – это тоже забота тренера, который сам много играл и который понимает, как правильно подготовить ребенка. Все эти входы в удары и выходы из них, приставные шаги, разножки, движения вперед, назад, в стороны, в постоянно меняющихся направлениях и на разных скоростях надо почувствовать на себе. Тренеры-легкоатлеты хоть и стараются этому учить, но удачного результата я пока не видела.
Многие мои ученики занимались ОФП со специальными тренерами, но этого делать не могли. И мы с Женей Куликовской и Катей Сысоевой сами стали заниматься. Сами придумывали упражнения, давали задания, потому что это очень специфическая вещь. Я считаю, что работу ног и передвижение на корте должны ставить теннисные тренеры. Для этого дополнительно ко всему даются упражнения с мячом, без мяча, с ракеткой, без ракетки. Все нужно делать прямо на корте, перед занятием и после него.

Правда ли, что для развития разных качеств существуют сенситивные периоды, когда конкретное качество можно развить, а потом уже почти невозможно?

Это действительно так. Самое трудно развиваемое качество – это скорость: она или есть, или ее нет. Можно, конечно, чему-то и научить – какой ногой начинать, как оптимально двигаться, и теннисист будет быстрее. Но сама скорость почти не развивается, а дается от природы. Но все равно, недостаток скорости как-то компенсируется: ребенок может раньше видеть мяч, раньше входить в удар и выходить из него. Это иногда компенсируется предугадыванием. Но эти все качества развиваются тоже одновременно.
Выносливость развивается уже в более старшем возрасте. Маленькие дети просто еще к этому не готовы. Детям подходит спокойный бег, чтобы и дышали они нормально, и нормально переносили его. Главное, нельзя загонять маленьких. А вот что можно с ними делать в этом возрасте – так это давать побольше игровых упражнений. Подвижные игры, эстафеты эмоционально интересны детям, и одновременно незаметно, постепенно они дают свои плоды в плане воспитания необходимых маленькому спортсмену качеств.

С какого возраста можно бегать кроссы?

Кроссы бегать надо. Это даже необходимо. Для маленьких кроссы могут быть по 15 минут. Желательно проводить их в приятном месте, по пересеченной местности, чтобы можно было перепрыгивать через канавки, чтобы было интересно, чтобы это была игра, а не однообразный бег, который могут переносить только взрослые. Но бегать надо, это развивает легкие, повышает функциональные возможности организма.
Хороши для развития функциональных возможностей и лыжи. Но перед самыми соревнованиями этого делать не стоит, так как в лыжах задействованы другие мышцы и происходит теннисная раскоординация. Так что примерно за неделю до соревнований надо прекращать ходить на лыжах. Что касается плавания, то лучше не заниматься этим за день до соревнований. А так плавание – отличная восстановительная процедура после больших физических нагрузок.
Следует учитывать, что иногда у женщин матч длится 3 часа, а у мужчин – 4 часа. К этому надо постепенно готовить и детей. Время от времени надо специально проводить более длительные тренировки, чтобы дети привыкали. Где-то в 13 лет это просто необходимо делать, так как в 14 лет девочкам уже можно играть взрослые турниры. А когда девочки приступают к взрослым турнирам, то иногда им приходится играть в квалификации по две встречи в день. При этом матчи получаются и по 3, и по 4 часа. Поэтому надо к этому всему ребенка подготовить. Так что над выносливостью и над функциональными возможностями нужно обязательно работать.

«И я одна, совсем одна в своем здоровом коллективе»

Действительно ли отношения в коллективе могут серьезно влиять на результаты занятий?

Если ребенок будет все время себя чувствовать униженным и оскорбленным во время занятий, то он не сможет добиться больших результатов. Он просто не захочет приходить на занятия.
Если мы работаем на результат, хотим вырастить высококлассного или даже просто хорошего спортсмена, то в теннисе для этого каждый игрок должен быть личностью: более сильной или менее сильной, но личностью.

Как помочь развитию такой сильной личности?

Надо говорить ребенку: «Ты должен быть лучше, ты должен этого именно добиться. Тебе, а не маме, папе или тренеру это нужно. Ты должен себе поставить цель и добиться ее». Вот это важно.
Важно, чтобы ребенок не кричал о том, что он лучше, а ставил себе цель быть лучше сначала в этом коллективе, потом обыграть более старшего ребенка и так далее. Но надо постоянно объяснять, что для этого он должен многое сделать, что успех не придет сам по себе, что добиться уважения среди своих сверстников, среди родителей и тренеров он может своей работой. Тогда ребенок действительно способен сделать многое.
У меня были такие примеры, когда дети вроде бы изначально не имели особых физических данных. Скажем, Таня Панова. Но она приходила первая и уходила последняя. Успеха она добилась именно своей работой. Многие говорили: «Ну, что ты, с таким маленьким ростом ничего не получится!» Но она поставила себе цель войти в число лучших двадцати теннисисток в мире и добилась ее. Она спустилась в рейтинге в последнее время из-за болезни, из-за травмы. Но она и сейчас говорит: «Я себе ставлю цель войти опять в число первых 50 теннисисток». То есть человек все время себе ставит цель. Вот это очень важно и ценно.
Нельзя внушать ребенку: «Ты неспособный, у тебя ничего не получится». Лучше говорить другое: «Надо стараться». Следует убеждать его, что каждый может добиться цели при таких-то и таких-то условиях и что для этого надо сделать то-то и то-то.
И самое главное: необходимо развивать в себе трудоспособность, самодисциплину и другие качества. Тогда ребенок будет играть. Поэтому неправильно говорить ребенку: «Ты не можешь добиться высот. Я научу тебя играть в теннис, но у тебя нет способностей, чтобы чего-нибудь добиться». Даже если он ничего и не добьется в профессиональном спорте, он все равно станет сильнее. Это очень важное качество тренера, качество воспитателя – сделать ученика сильным.
У меня есть девочки, которые не добились больших спортивных успехов, но они всегда говорят: «Лариса Дмитриевна, вы нам всегда говорили о том, что если даже ты не будешь первым в теннисе, не добьешься профессиональных результатов, будешь сильной. Это пригодится вообще в жизни, и в любом возрасте тебе это поможет».
И действительно, многие из них мне рассказывали, что, во-первых, теннис остался с ними на всю жизнь. Это действительно такая игра, в которую можно играть и в 40, и в 50 лет, и даже позже.
Во-вторых, они говорят, что всегда помнили о том, что должны стать сильными. А теннис – это такой вид спорта, который развивает это качество. Да, теннис – это образ жизни, который дает возможность добиваться большего.

Через тернии – к звездам

В старших классах очень остро встает вопрос совмещения тренировок и качественной учебы. Как это лучше организовать?

Хорошо учиться очень важно для будущего ребенка, независимо от того, станет ли он профессиональным спортсменом или нет. Но и здесь все зависит от конкретной ситуации, от родителей и от ребенка. Если есть желание хорошо учиться, то все можно организовать. Важно, чтобы ребенок привык совмещать учебу и интенсивные занятия спортом.
В старших классах, правда, порой возникает необходимость перехода в экстернат. Это определяется, главным образом, позицией школы. Если ребенка не отпускают на тренировки и соревнования и никак не идут навстречу, хотя он нормально учится, то родители лет с 14–15 вынуждены искать школу, где есть экстернат. Необходимо стараться найти компромисс между спортом и учебой. Опыт показывает, что это вполне возможно.

Верно ли, что самым трудным периодом в теннисной карьере является переход из юношеского спорта во взрослый теннис?

Да, это очень сложный этап, чрезвычайно трудный момент, особенно для мальчиков, которые долго не могут себя найти во взрослом теннисе. Ведь мужской теннис гораздо быстрее, сложнее, чем женский. Это вопрос характера, упорства, технических и физических возможностей. Все недостатки и упущения предыдущих лет всплывают, когда наступает этот переход.
Девочки как-то легче переходят во взрослые соревнования и легче добиваются результатов. Возможно, это происходит из-за того, что девочки более дисциплинированны, трудолюбивы и им легче найти сильного спарринга среди мальчиков.

 

Рейтинг@Mail.ru