Исключение, ставшее правилом
В наше время кризисы стали правилом, если не
сказать – нормой жизни. Войны, конфликты,
убийства, террор. Практически ежеминутно люди
видят образы насилия: в фильмах, рекламе, даже в
видеоклипах. Травмирующие ситуации вызывают у
человека мощнейший психологический кризис,
последствия от которого могут тянуться многие
годы. Пропадает ощущение безопасности, очень
важное для всех людей, а особенно для детей. Дети
вообще развиваются неравномерно, спокойные
периоды сменяются критическими, во время которых
они сильно меняются, становятся строптивыми,
никого не слушают, все делают по-своему, правда,
им самим при этом не легче, чем окружающим.
Несомненно, что протекание кризисов зависит от
темперамента и характера, но в любом случае дети
даже на слабые раздражители откликаются
неоправданно интенсивно. В ситуациях, когда
семья или другая социальная среда вокруг ребенка
неблагополучна, дети сталкиваются с кризисами,
вызванными травмой, утратой, разлукой, а
поскольку состояние и так нестабильное, они
особенно тяжело переживают последствия
травмирующих ситуаций. Кризисы тяжелы для детей
еще и из-за возрастных особенностей:
эмоциональной незрелости, неспособности полно и
критически оценивать ситуацию, прогнозировать и
т.д. Все это, вместе взятое, определяет реакции
детей на кризисные ситуации.
Все кризисные ситуации можно условно разделить
на три основные группы: возрастные кризисы,
кризисы утраты и разлуки, травматические
кризисы.
Возрастные кризисы
Возрастные
кризисы переживает каждый ребенок, мало того,
каждый раз по завершении определенных стадий
развития. Обусловлен кризис физиологическими
сдвигами в организме и зависит от врожденных
свойств нервной системы. Возрастные кризисы,
несомненно, во многом определяют формирование
личности, становление сексуальности, способы
реагирования, но это естественные кризисы. Их
немало, и в работе с детьми знать их необходимо:
кризисы одного, трех, семи лет и подростковый. Мы
остановимся более подробно на двух последних.
В семь лет, например, помимо того что
меняется место ребенка в системе социальных
отношений, у него появляются права и обязанности,
т.е. полностью меняется его статус, все это
требует сложной психологической перестройки.
Ребенку, жившему до сих пор преимущественно
эмоциями и импульсами, приходится учиться
подчиняться дисциплине, и, как показывает
практика, не всем это под силу. Этот кризис делает
ребенка капризным, нервозным, обидчивым и
раздражительным.
Подростковый кризис усиливается еще и
половым созреванием, которое подминает под себя
все, включая работу внутренних органов.
Появляются влечения и связанные с ними
переживания. С одной стороны, ощущение
взрослости с потребностью в уважении и принятии,
с другой – несостоятельности, неспособности
соответствовать требованиям взрослого мира.
Кроме того, демонстрация «взрослости» со стороны
подростков вызывает естественное сопротивление
у старшего поколения. Эти баталии и конфликты
ведут к затяжным кризисам. Педагогам, работающим
с детьми, важно знать типичные конфликты и их
особенности, чтобы они не переросли в
хроническую форму и в невротические действия.
Кризисы утраты и разлуки
Кроме болезненных, но вполне
естественных возрастных кризисов, существуют
тяжело переживаемые кризисы утраты и разлуки.
Переживание утраты, связанной со смертью
близкого человека, тяжело для ребенка не только
из-за потери, но и потому, что он начинает
осознавать собственную смертность, что вызывает
различные невротические проявления в виде
ночных кошмаров, боязни темноты либо других
неосознанных страхов. Еще вероятнее попасть в
ситуацию кризиса могут дети, пережившие суицид
близких, т.е. действия, относящиеся к социально не
одобряемым поступкам.
С кризисом разлуки дети сталкиваются в
случаях развода, когда к травме от расставания
дорогих им людей примешивается чувство вины.
Здесь особенно важна любовь и поддержка,
разумное, честное объяснение происходящего. К
сожалению, вместо этого происходит соревнование
между родителями за почетное звание лучшего с
использованием порой не самых честных приемов,
самый распространенный – «поливание грязью»
бывшего супруга и слова типа: «Ты ему(ей) не
нужен». Ребенку трудно невероятно, и он начинает
маневрировать, движимый желанием угодить и тому,
и другому. Последствия кризиса утраты очень
устойчивы, тянутся долгие годы.
Травматические кризисы и их признаки
Мало того, многие дети переживают еще и
травматические кризисы, куда входит сексуальное,
физическое и психологическое насилие, которые
отличаются тем, что сложно определить наличие
насилия в жизни ребенка. Но существуют признаки,
по которым можно догадаться о том, что происходит
с ребенком.
С признаками физического насилия все
более или менее ясно: синяки, рубцы, ожоги. Но
гораздо хуже и сложнее дело обстоит с насилием
психологическим. К признакам психологического
насилия относят стресс-синдромы: холодные руки и
ноги, «мраморную кожу», бледность, характерное
выражение лица (постоянную бдительность,
затравленный взгляд); наличие рефлекторных
жестов и поз защиты. У детей младшего школьного
возраста, например, возникают странные пищевые
пристрастия (кал, штукатурка, жучки), они не хотят
идти домой, у них нет друзей. У подростков –
побеги из дома, суицидальные попытки, алкоголь,
наркотики. Кроме того, травмированный ребенок
может демонстрировать садистские наклонности,
гиперагрессивность, мстительность,
эмоциональную черствость – все это можно
отнести к последствиям подобного насилия. Другая
крайность – это позиция жертвы: ощущение себя не
таким, как все, требует повышенной поддержки,
внимания, помощи, причем требуют они этого от
всех, независимо от того, хотят этого люди или
нет, способны на это или нет. Кстати, повзрослев,
жертва не прилагает никаких усилий для решения
своих проблем, следовательно, ничего не
достигает, т.е. подтверждает свою позицию –
формируется порочный круг.
Особенностью психотравмирующих
ситуаций является то, что происходят они, что
называется, за закрытыми дверями. Педагоги
сталкиваются уже с результатами, которые плохо
просматриваются, но все же есть некоторые
признаки. Ребенку трудно успокоиться, у него
неадекватные реакции (может затеять драку без
видимых причин), другими словами, сигналит: «У
меня не все в порядке, мне трудно». Если этого не
замечают или реагируют карательными мерами, все
лишь нарастает, усиливается, и ребенок уже опасен
и для себя, и для окружающих. Тогда педагогу
приходится жестко его контролировать, что
малоэффективно и для окружающих, и для ребенка, и
для педагога.
Еще несколько способов реагирования
на кризис, на которые следует обращать внимание,
– это так называемые защиты. Назовем наиболее
характерные.
Регресс – в кризисной ситуации
ребенок или подросток откатывается к более
ранним способам реагирования: к плаксивости,
капризам, несамостоятельности, возможен энурез,
сосание пальцев и т.д.
Подавление Я – избегание нового
опыта, любого риска, он всегда пессимистически
настроен в отношении собственных достижений.
Отрицание – дети не воспринимают
источник тревоги как реальное событие. Результат
такой защиты – неадекватно завышенная
самооценка, они не принимают критику, самолюбивы,
активно отрицают наличие трудностей и проблем.
Проецирование – приписывание
другим собственных, часто отрицаемых для себя
желаний и намерений. Проявляется, например,
пережитое насилие в играх, рисунках, дети
обвиняют других в том, что ощущают сами. Другими
словами, если подросток ненавидит самоуверенных
или, например, нытиков, это может быть потому, что
он сам не чужд подобных качеств.
Изоляция чувств – неспособность
или, скорее, невозможность осознавать свои
чувства и проживать их, этакая «замороженность»,
страх прочувствовать в полной мере и т.д.
Важно то, что выходом из кризисной
ситуации будет только ее самостоятельное
проживание и нахождение собственного пути,
приводящего к позитивным изменениям, а не
ориентация на взрослого, который предлагает свой
путь выхода. Ребенок должен найти свой путь
преодоления при помощи и с поддержкой взрослого.
Оказание помощи ребенку в кризисной
ситуации осуществляется группой специалистов, в
которую входят педагог, психолог, логопед и
психиатр.
Осана НЕНЮКОВА,
психолог |