Продолжение. Начало в № 3, 4, 5, 6/2007
Вопросы и ответы к теоретической части
экзамена по физкультуре
9 класс
Почему необходимо отслеживать физическую
нагрузку во время самостоятельных занятий,
направленных на развитие силы? (Написать для себя
план одного занятия, указав примерные нагрузки.)
Развитие силовых способностей
человека физическими упражнениями зависит в
значительной мере не только от развития и
функциональных способностей организма, но и от
контроля за нагрузками. Физическая нагрузка –
это величина воздействия физических упражнений
на организм занимающихся. От объема и
интенсивности нагрузки зависят результаты
занятий. Под объемом понимают количество
физической нагрузки за одну тренировку, неделю и
т.д., выраженное в мерах времени, веса, длины и
количестве выполненных упражнений.
Интенсивность – это объем работы, выполненный в
единицу времени.
Распределение нагрузки на занятиях
должно соответствовать возрасту, физическим
возможностям и степени тренированности
занимающихся. От занятия к занятию она должна
постепенно повышаться. Слишком малая нагрузка,
как правило, не способствует развитию физических
качеств, а слишком большая может привести к
утомлению и перетренированности. Непосильная
физическая нагрузка вызывает одышку, лицо
бледнеет или краснеет, со лба струится обильный
пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений,
нарушается координация движений. Появляется
вялость и раздражительность, пропадает интерес к
любимым занятиям.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «gammaparfum.ru». Если Вы решили приобрести качественный парфюм, то оптимальным решением станет обратиться в магазин женской парфюмерии «gammaparfum.ru». На сайте www.gammaparfum.ru вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать косметику для мужчин и женщин по выгодным ценам.
Способность к проявлению наибольших
по величине мышечных напряжений называется
силой. Без развития силы невозможно быстрое
выполнение движений. К силовым упражнениям
относятся лазанье по канату, лестнице, шесту,
поднимание тяжестей, часть упражнений на
гимнастических снарядах и др. На первом месте в
силовых упражнениях стоит работа мышц,
производимая относительно медленно, но при
большом сопротивлении. Под влиянием таких
упражнений мышцы быстро растут в объеме. Это
объясняется тем, что, если упражнения
выполняются с предельным напряжением, но в
медленном темпе и чередуются с полноценным
отдыхом, условия питания и кровообращения мышц
наиболее благоприятные.
Для многих силовых упражнений, таких,
например, как подтягивание на руках на
перекладине, поднимание тяжестей, характерно
натуживание. Грудная клетка делается
неподвижной вместе с напряжением мышц, голосовая
щель плотно закрывается, дыхание на время
прекращается, давление внутри грудной клетки
резко повышается, вследствие чего нарушается ток
крови через легкие. Кровь скапливается в венах. В
артериях же, идущих от сердца к мышцам и
внутренним органам, крови становится мало, она
бедна кислородом, ткани тела не получают нужного
питания. После натуживания следует глубокий
вдох, кровь из вен быстро устремляется в правое
предсердие, растягивая его сверх пределов. Это
резко нарушает кровообращение и может привести к
острому расширению сердца и его ослаблению.
Отслеживание физической нагрузки во
время самостоятельных занятий, направленных на
развитие силы, позволяет занимающемуся оценить
свою реакцию на тренировочную нагрузку,
воспитывает сознательное отношение к здоровью, к
своим занятиям силовой тренировкой.
Примерный план занятий на развитие
силы
Разминка. В течение 6–7 мин. сделать
пробежку, выполнить круговые движения кистями,
круги и махи руками, вращения туловищем, прыжки,
выпрыгивания из полуприседа.
Упражнение. Жим штанги лежа: 2 подхода
по 3 повторения со штангой 60%-ного веса от
максимального результата – МТ (максимального
теста), между подходами отдых 30 сек., 1 подход по
4 повторения со штангой 60%-ного веса, до и после
отдых 20 сек.; 1 подход по 4 повторения со штангой
70%-ного веса, отдых 90 сек.
Завершить занятие следует
успокаивающими и расслабляющими упражнениями.
Для этого использовать те же упражнения, что и
для разминки, только выполнять их в медленном
темпе.
Требования безопасности перед началом
занятий по плаванию.
Во время занятий по плаванию следует
выполнять следующие правила:
перерыв между приемом пищи и
плаванием должен быть не менее 45 мин.;
занятия проводятся строго по
расписанию. Занимающийся обязан иметь при себе
пропуск с фотокарточкой и визой врача;
вход в раздевалку разрешается после
сдачи пропуска;
занятия проводятся только в
присутствии преподавателя. Опоздавшие к
занятиям не допускаются;
каждый занимающийся должен иметь
мыло, мочалку, полотенце и чистую спортивную
форму;
перед началом занятий занимающиеся
должны тщательно вымыться в душевой с мылом и
мочалкой, на что дается 10 мин. После занятий
разрешается мыться не более 3–5 мин. (без мыла).
Категорически воспрещается приносить с собой
шампунь или жидкое мыло в стеклянной посуде;
плавать в бассейне разрешается:
мальчикам – в плавках, девочкам – в купальниках
и резиновых шапочках.
При купании в естественном водоеме
следует оборудовать отведенное для этого место и
подготовить спасательные средства (спасательные
круги, шесты, веревки, лодки и т. д.). Необходимо
убедиться, что температура воды не ниже
установленной нормы (около +20°С). Перед входом в
воду надо сделать разминку, выполнив несколько
легких упражнений.
Какое влияние оказывают занятия
физической культурой на вредные привычки
(наркоманию, алкоголизм, курение)?
Все знают о вреде курения,
употребления алкоголя и наркотиков, но эти
пагубные привычки до сих пор для многих людей
остаются привлекательными с детского возраста.
Занятия физической культурой и вредные привычки
(наркомания, алкоголизм, курение) несовместимы.
Сознательное отношение человека к собственному
здоровью должно стать нормой поведения и главной
отличительной чертой культурной личности.
Основные формы занятий физической культурой.
Более подробно рассказать об одной из форм
занятий (на личном примере).
В процессе физического воспитания
школьников используются разнообразные формы
занятий физической культурой: урок,
самостоятельные занятия, соревнования, походы.
Организуются они одинаково: подготовительная,
основная и заключительная части. Занятие
начинается с разминки, чтобы подготовить
организм к предстоящей работе.
Разминка бывает общей и специальной.
Общая разминка постепенно и разносторонне
действует на организм занимающихся. Обычно это
ходьба, бег, различные гимнастические
упражнения. Специальная разминка позволяет
подготовиться к тем упражнениям, которые
предстоит выполнять в основной части занятий.
Разминка длится около 10 мин.
Во время основной части занимающиеся
приобретают новые знания и умения или
совершенствуют их до уровня навыков.
Цель заключительной части –
постепенно снизить нагрузки на организм.
Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения
на расслабление. От соблюдения правил проведения
занятий зависит успешность освоения физических
упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости,
выносливости, смелости и других качеств.
В тех случаях, когда занятия проводит
преподаватель (учитель физической культуры,
тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма
создает наилучшие условия для воспитания,
образования и оздоровления занимающихся. Урок
проходит в течение строго установленного
времени, с постоянным составом занимающихся, по
твердому расписанию. Во всех учебных заведениях
уроки проводятся по утвержденным
государственным программам.
По форме организации урок может быть
фронтальным, групповым и индивидуальным. При
фронтальном методе одно и то же задание
выполняют все занимающиеся одновременно. При
групповом каждая группа выполняет свое
отдельное задание. При индивидуальном методе
каждый обучающийся выполняет самостоятельно
свое задание.
С целью уплотнения урока иногда
применяют так называемую круговую тренировку, во
время которой занимающиеся, непрерывно
перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по
группам.
В последнее время все более широкое
распространение получают самостоятельные
занятия физкультурой и спортом. Они
подразделяются на утреннюю гигиеническую
гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение
домашнего задания по физической культуре и др.
Положительный эффект самостоятельных занятий
возможен только при квалифицированной помощи
преподавателя или других специалистов
физического воспитания.
Соревнование – серьезное испытание
физических и волевых качеств человека, поэтому
данная форма занятий может быть эффективно
использована для решения задач физического и
нравственного воспитания (развитие физических и
волевых качеств, формирование сознательного
поведения и др.). Вместе с тем, особенности
соревнований заключаются в максимальных
физических нагрузках и могут быть рекомендованы
только практически здоровым, физически
подготовленным людям.
Одной из форм занятий могут считаться
массовые самостоятельные игры. Они
характеризуются широкой самодеятельностью и
яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая
структура занятия в игре выражена слабо, и нет
возможности строго регулировать нагрузку. (Ответ
дополнить рассказом на личном примере.)
Значение современного олимпийского движения
в развитии мира и дружбы между народами.
Самые, пожалуй, святые и чистые игры
современности, которые создал человеческий
разум, – это Олимпийские. Они вобрали в себя все
лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не
просто состязания сильных духом и телом, а
современная мировоззренческая концепция,
название которой – олимпизм. О целях
олимпийского движения в Олимпийской хартии
сказано: «Содействие развитию физических и
моральных качеств, которые являются основой
спорта; воспитание молодежи с помощью спорта в
духе взаимопонимания и дружбы, способствующих
созданию лучшего и более спокойного мира;
всемирное распространение олимпийских
принципов для проявления доброй воли между
народами». В этом своеобразном манифесте
сформулированы основные требования к человеку.
Вот почему важны для каждого из нас Олимпийские
игры, вне зависимости от степени участия в
спортивных занятиях.
Олимпийские игры – это соревнования и
смотр всего, чего удалось добиться на
благородном поприще духовного и физического
развития человечества, оздоровления
международного климата. «О спорт! Ты –
благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто
боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
Ты безупречен. Ты требуешь высокой
нравственности, справедливости, моральной
чистоты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если
кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение
своих товарищей, достигнет славы при помощи
низких, бесчестных приемов, подавив в себе
чувство стыда, тот заслуживает позорного
эпитета, который станет неразлучен с его именем».
Ты возводишь стадионы – театры без занавесей.
Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды
сладостна победа, одержанная в благородной
честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из
«Оды спорту», написанной в 1912 г.
основоположником современного олимпизма,
выдающимся французским просветителем бароном
Пьером де Кубертеном.
Идеи мира, дружбы и взаимопонимания
между народами планеты, провозглашенные
Кубертеном, имеют непреходящее значение для
всего человечества. «Главная цель олимпийского
движения, – писал Кубертен, – посредством
выступлений выдающихся атлетов привлечь
внимание общественного мнения, народов и
правительств к необходимости создания всех
возможностей для вовлечения в спорт как можно
большего числа людей». Возрождая Олимпийские
игры, Кубертен преследовал цели одновременно и
практические, и благородные. Он верил в то, что
напряженность и враждебность, нарастающие между
государствами планеты, могут быть сведены к
минимуму дружественной атмосферой спорта.
Олимпийские игры ныне нередко
используются не столько ради идеалов мира и
взаимопонимания, сколько для удовлетворения
национальных претензий, личных амбиций,
коммерческих интересов. Мир далеко не однороден.
Он состоит из противостоящих друг другу
государств, идеологических институтов,
финансовых и промышленных корпораций, которые
преследуют свои цели и интересы. Далеко не все
эти организации придерживаются олимпийских
идеалов. И тем не менее олимпийское движение и в
наши дни является сдерживающим фактором
конфликтов между народами. Пусть лучше будет
плохой мир, чем хорошая война, – тогда больше
шансов на приближение хорошего мира.
Охарактеризовать основные профилактические
мероприятия по предупреждению травматизма во
время занятий физическими упражнениями (место
занятий, гигиена тела и одежды, подбор инвентаря
и контроль за физической нагрузкой).
Основные профилактические
мероприятия по предупреждению травматизма во
время занятий физическими упражнениями
заключаются в контроле соответствия
гигиеническим нормам и требованиям места
проведения занятий, одежды, используемого
инвентаря, а также физической нагрузки.
Помещение, в котором проводятся
занятия физическими упражнениями, должно быть
проветренным и чистым. Температура воздуха в
комнате не должна превышать +20°С. Выполнять
упражнения лучше всего при открытой форточке или
окне, избегая сквозняка. Оздоровительный эффект
от занятий физическими упражнениями во многом
зависит от санитарного состояния раздевалок,
спортивного зала и душевых. Пребывание в пыльной,
душной раздевалке снижает эффект тренировки.
Ежедневное тщательное умывание, уход
за зубами, регулярное мытье тела обязательны для
каждого человека. Гигиена тела, и в первую
очередь, гигиена кожи, имеет большое значение для
занимающихся физкультурой.
Кожа выполняет ряд физиологических
функций. Прежде всего она защищает организм от
влияния воздуха, проникновения бактерий,
загрязнения и предохраняет ткани и органы от
механических повреждений, служит регулятором
тепла. Выделения сальных желез придают коже
эластичность, предохраняют ее от высыхания.
Особо важную роль в организме кожа играет как
орган чувств, воспринимая различные ощущения:
давление, боль, тепло, холод и т. д. Подобно легким,
кожа участвует в газовом обмене организма,
выделяя в небольших количествах углекислый газ.
Грязь закупоривает отверстия потовых и сальных
желез, раздражает кожу, благоприятствуя
размножению микробов, а при ранениях или
ссадинах может вызвать воспалительные процессы.
Регулярное мытье горячей водой с мылом очищает
кожный покров.
Одежда для занятий должна быть
достаточно свободной, удобной и легкой и не
затруднять дыхания. После занятий необходимо
сменить все нательное белье. Спортивную одежду
нужно надевать только на тренировки и
соревнования, а не носить ее постоянно. Для
сохранения гигиенических свойств ее нужно
регулярно сушить, проветривать и стирать. Одежда
из синтетических материалов рекомендуется
только для защиты от дождя и ветра.
Обувь для занятий должна быть прочной,
легкой и не тесной. Спортивная обувь и носки
должны быть чистыми и сухими. В мокрой обуви
можно получить потертости, а при низкой
температуре воздуха – и отморожения.
Все спортивные снаряды и оборудование,
установленные в закрытых или открытых местах
занятий, должны быть надежно закреплены и
находиться в полной исправности. Гриф
перекладины перед выполнением упражнений и
после их окончания протирается сухой тряпкой и
зачищается наждачной шкуркой. При выдвижении
ноги гимнастических снарядов «козла» и «коня»
прочно закрепляются в заданном положении.
Гимнастические маты укладываются вплотную
вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая
плоскость соскока или предполагаемого падения и
срыва. Вес спортивных снарядов для выполнения
упражнений и метания должен соответствовать
возрасту и физической подготовленности
учащихся.
В целях предупреждения травматизма
занятия физическими упражнениями должны
проводиться регулярно, с постоянным увеличением
физической нагрузки. Каждое занятие и
выступление на соревнованиях следует начинать с
разминки. Разминка, как говорят спортсмены,
«разогревает» организм и тем самым готовит его к
выполнению более сложных упражнений. В основе
разминки лежит определенная физиологическая
закономерность: организм человека не может сразу
перейти от покоя к напряженной работе. Период
постепенного усиления деятельности систем и
органов получил название врабатываемости.
Именно во время разминки происходит
врабатываемость организма, чем и обеспечивается
предупреждение травматизма.
Требования безопасности во время занятий по
плаванию.
Требования безопасности при
проведении занятий по плаванию:
обучающиеся должны внимательно
слушать и выполнять все команды учителя
(тренера);
вход в воду осуществляется с
разрешения медицинского работника бассейна и
преподавателя, при наличии инструктора по
плаванию и спасателя;
в бассейне категорически
запрещается: бросать плавательные доски с
бортиков в воду или из воды на кафель; входить на
вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения
преподавателя; вносить в бассейн посторонние
предметы (чемоданы, сумки и т. п.); сильно шуметь,
бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о
помощи, подныривать, переходить на чужую дорожку;
при нырянии нельзя долго оставаться
под водой;
нельзя прыгать в воду вниз головой
при недостаточной глубине воды и
необследованном дне водоема;
при купании в естественных водоемах
не следует заплывать за установленные знаки
(буйки) ограждения;
при судорогах не теряться, стараться
держаться на воде и звать на помощь;
почувствовав озноб, необходимо выйти
из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.
Современные спортивно-оздоровительные
системы физических упражнений по формированию
культуры движений и телосложения.
Чем больше удобств предоставляет нам
цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И
расплачиваемся за комфорт нарушениями обмена
веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток
движений) у детей и подростков. В наши дни
основная масса школьников самостоятельно
совершает лишь около половины необходимого для
них количества движений.
Современный идеал телосложения и
культуры движений ярче всего воплощается в
облике спортсменов и артистов балета.
Систематические тренировки делают их стройными,
мускулистыми. Красоте движений обязаны своим
существованием эстетико-технические виды спорта
(художественная гимнастика, фигурное катание,
синхронное плавание и т. п.). Здоровье и красота
движений образуют неразрывное двуединство:
хорошее самочувствие – залог красоты, а привычка
двигаться красиво и правильно – одно из условий
сохранения и укрепления здоровья.
Существует такое явление – перенос
навыка. Научившись каким-либо движениям, мы легче
осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к
красоте, нужно начинать с самых простых движений.
Для формирования красивого телосложения и
овладения культурой движений используются
различные системы физических упражнений:
аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг,
пауэрлифтинг), шейпинг и др.
Атлетическая гимнастика – система
упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют
упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру.
Систематические занятия этой гимнастикой
помогают развить силу, выносливость, ловкость,
гибкость. В России зарождение атлетической
гимнастики как системы упражнений с
отягощениями для исправления недостатков
телосложения связано с именем врача
В.Ф. Краевского. По его системе занимались
прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин.
Чтобы заниматься атлетической
гимнастикой, необходимо знать основные правила
тренировок. В спортивной практике существует
определенная система обозначения нагрузок.
Нагрузка, при которой спортсмен может выполнить
упражнение только один раз, называется
предельной, 2–3 раза – околопредельной, 4–7 раз –
большой, 8–12 раз – умеренно большой, 13–18 раз –
средней, 19–25 раз – малой, а свыше 25 раз – очень
малой. В подростковом возрасте самыми
оптимальными нагрузками являются малые, средние
и умеренно большие. Перегрузки отрицательно
влияют на рост и развитие организма, поэтому не
следует увеличивать нагрузки выше допустимых
пределов.
Наиболее благоприятное время для
занятий – 10.00–13.00 и 16.00–20.00. Занятия атлетической
гимнастикой должны заканчиваться не позднее чем
за 2 ч до сна и не раньше чем за 1,5 ч после
приема пищи. Начинающим атлетам достаточно трех
занятий в неделю по 40 мин. Увеличивать время
тренировки надо постепенно. В книгах по
атлетической гимнастике можно найти готовые
комплексы упражнений для разного возраста и
уровня физической подготовленности, а можно
составить комплекс самостоятельно, соблюдая
определенную последовательность: первое
упражнение – для развития мышц рук и плечевого
пояса; второе – для мышц шеи; третье – для мышц
ног; четвертое – для мышц туловища (спины, груди,
брюшного пресса); пятое – на развитие всех
мышечных групп (комплексное). При составлении
плана самостоятельных занятий надо учитывать
физическую нагрузку всего дня.
Какие профилактические меры надо
соблюдать для предупреждения развития
плоскостопия (обувь; общеразвивающие,
корригирующие и специальные упражнения)?
Рассказать (при возможности – показать)
несколько упражнений.
Наиболее ранние признаки плоскостопия
– быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе
(при ходьбе, а в дальнейшем – и при стоянии),
мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может
появиться отек стопы, обычно исчезающий за ночь.
Для предупреждения развития плоскостопия
следует соблюдать профилактические меры:
не носить слишком тесную обувь, а
также обувь на высоком каблуке или плоской
подошве. Высота каблука должна быть не более
4 см;
пользоваться супинаторами для
уменьшения деформации свода стопы,
систематически выполнять корригирующие
упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
- выполнять общеразвивающие упражнения для
нижних конечностей (приседания, ходьба, бег,
упражнения для укрепления мышц свода стопы) и
дополнительно – ходить босиком по скошенной
траве, галечнику.
Продолжение следует
|