Об «изюминках» на уроках физической культуры
Работа учителя складывается не только
из плана урока или его подробного, поэтапного
описания. Есть мелочи очень важные для каждого
педагога, которые делают его уроки
увлекательными, а методику – действительно
эффективной.
Мы часто не обращаем на них внимания: подумаешь,
ничего особенного, каждый так может. А зря. Именно
из таких мелочей складывается педагогический
успех. Итак, этой статьей мы открываем новую
часть рубрики «Методика»: «Методические мелочи».
А у меня справка!
Мне довольно часто приходится бывать в
общеобразовательных школах города Уфы. И, к
сожалению, я наблюдаю одну и ту же картину:
посещаемость уроков физической культуры падает
по мере получения учащимися «образования». Как
правило, в начальной школе дисциплина идеальная,
не посещают уроки физкультуры только те, кто
освобожден по состоянию здоровья. А вот с пятого
класса уже начинаются пропуски занятий по
неуважительной причине: «проспал», «забыл
форму», «болею, но не пошел к врачу», «не велели
родители» и т. д. Мне как-то неудобно называть
цифры, но я постоянно вижу, что на уроках
физкультуры присутствует не более 50% учащихся.
Надо сказать, что государство в последние годы
все-таки осознало значимость физической
культуры для подрастающего поколения. У нас в
республике, например, только за последние годы
введены в строй сотни спортивных залов. Причем
даже не залов, а спортивных комплексов. А
администрация города Уфы нашла возможность в
этом учебном году выделить школам по 150–200 тысяч
на приобретение спортивного инвентаря. Однако
если дети будут посещать уроки физической
культуры так же, то, как говорится, деньги на
ветер.
В рамках небольшой статьи мне не
хотелось бы вести разговор об этих фактах.
Учителя физической культуры, работники
народного образования прекрасно осведомлены обо
всем, да и пресса постоянно напоминает нам.
Просто, я думаю, стоит напомнить коллегам об
одном интересном моменте, который, как мне
кажется, не всегда учитывается в нашей работе.
В одной из статей в газете «Спорт в
школе» было высказано пожелание включать в
каждый урок физкультуры какую-то «изюминку»,
которая привлекала бы детей, повышала бы интерес
к занятиям. Что и говорить, современные дети в
какой-то мере «испорчены» прекрасно
организованными, хорошо оформленными
соревнованиями, показываемыми по телевизору.
Яркая спортивная форма, призы, кубки победителям,
болельщики в любое время недели. И что же видит
ученик после этого, придя в школьный спортивный
зал? Естественно, настроение ребенка уже будет не
боевое.
И вот тут-то как раз наступает момент,
когда учитель должен что-то сделать, чтобы
ребенок начал занятие с удовольствием и закончил
его в хорошем настроении.
Конечно, разных приемов у опытных
учителей физической культуры много. Я тоже хотел
бы предложить свои физкультурные «изюминки».
Спорт?! Свобода!
В 1990 г. мне удалось побывать в
творческой командировке тогда еще в ГДР. Конечно,
одной из главных целей моей поездки было
знакомство с организацией физического
воспитания в детских садах, школах и вузах. Мы
присутствовали на занятиях по физической
культуре в дошкольных и учебных заведениях
округа Галле. Я думаю, нет смысла рассказывать
обо всем, что мне удалось увидеть. Однако удивил
один момент. И на этом я остановлюсь подробнее.
Перед началом каждого занятия, после
построения, преподаватель всегда восклицал:
«Спорт!» и дети в ответ: «Свобода!». Так везде: и в
садиках, и в школах, и в вузах.
Почему были выбраны именно эти слова
для приветствия немецкой молодежи, я не спросил у
преподавателей, но необычность такого подхода
меня заинтриговала. Урок заканчивался этими же
словами.
Перед моими глазами встал образ нашего
учителя физкультуры, который, приветствуя детей,
также говорит разные слова: то «Здравствуйте,
дети!», то «Здравствуйте!», то «Приветствую вас!»
и т.д. В ответ школьники могут сказать:
«Здрасьте!», «Здрасьте, Марь Иванна!»,
«Здрав-ствуй-те!» и т.д. То есть никакой четкой
системы в наших приветствиях не выработано.
Между тем, после размышлений мне
пришли в голову слова, которыми могли бы
приветствовать друг друга учителя и ученики
наших школ, например, «Физкультура и спорт –
здоровье!» Почему я остановился именно на этих
словах, не знаю. Видимо, мне захотелось побыстрее
нарушить традицию, которая начиналась, как мне
кажется, с военных лет. После Великой
Отечественной войны подавляющее большинство
учителей физкультуры составляли
демобилизованные офицеры.
Итак, я решил остановиться на
приветствии «Физкультура и спорт – здоровье!».
Поскольку я работаю в педагогическом вузе на
факультете физической культуры, то мне было
нетрудно убедить своих коллег использовать эту
систему приветствий. И теперь в различных
городах и школах республики я с радостью слышу
слова, рожденные в нашем педагогическом
университете.
Однако останавливаться на том, что мы
однажды придумали, не стоит. У нас на факультете
физического воспитания сейчас возникла еще одна
идея, которую мы предлагаем всем учителям
физкультуры.
Поскольку в школе обучаются дети
разных возрастов, нельзя ли предложить им
приветствия, которые были бы им интересны и
отвечали бы их запросам? Исходя из этого мы
рекомендуем для детей разных параллелей классов
использовать свои речевки-приветствия. Например,
для учеников 1-го класса они должны быть одни, для
учеников 5-го класса – другие. Ведь, согласитесь,
для ученика 1-го класса не всегда будут понятными
слова «Физкультура и спорт – здоровье!»
А для десятиклассника такое
приветствие, как «Здоровье в порядке, спасибо
зарядке!», будет слишком простым. И еще хотелось
бы очень, чтобы слова приветствия учителя к
ученикам и учеников к учителю в нашей
многонациональной стране звучали на разных
языках. Именно этим мы сейчас занимаемся со
своими коллегами.
С помощью студентов дневного и
заочного отделений мы придумали следующие
приветствия для урока физической культуры. Вот
что у нас получилось:
Учитель
В труде и спорте –
Никогда ты не ленись, –
Лыжи, плаванье, лапта –
Руки вверх и руки вниз –
Физкультура и спорт –
Наш выбор –
Здоровье в порядке –
Мы с учителем друзья –
Урок здоровья, урок веселья –
Кто куда –
Физкультура –
Весь класс кричит: «УРА!» –
Физкультура и спорт –
Чтобы сильным и красивым быть –
Лучше для здоровья нет –
Пока мы едины –
Спорт – помощник, спорт – игра –
В здоровом теле – здоровый дух –
Мы стали сильней, мы стали умней –
Для поддержания фигуры –
Люби сейчас, люби всегда –
Чтобы сильным и красивым быть –
Физкультура, красота – |
Ученики
за рекорды спорьте!
с физкультурой подружись!
с физкультурой мы всегда!
на зарядку становись!
всерьез и надолго!
здоровый образ жизни!
спасибо зарядке!
в спорте вместе Ты и Я!
физ-куль-ту-ра!
а мы на физкультуру!
наша лучшая культура!
потому что у нас ФИЗ-РА!
здоровье на целый год!
нужно физкультуру полюбить!
физкультура – наш ответ!
мы непобедимы!
скажем все: физкульт-ура!
спасибо, дяденька физрук!
урок физкультуры развивает детей!
лучше нету физкультуры!
любимый наш урок физ-ра!
нужно физкультуру нам любить!
это все про нас, друзья! |
И т.д.
Можно предложить еще один вариант
приветствия. Например, перед началом прохождения
раздела баскетбола: «Если хочешь быть здоровым –
занимайся баскетболом!»
Было бы очень хорошо, если бы мы все
вместе развили эту идею и создали небольшую
энциклопедию речевок. Ну, а вообще, было бы
здорово, если бы редакция газеты создала раздел,
в котором преподаватели физической культуры
могли бы делиться своими «изюминками».
Рифад ВАЛИАХМЕТОВ,
доцент Башкирского государственного
педагогического университета
г. Уфа, Республика Башкортостан |