Таблица 2Карточка физической подготовленности и показателей здоровья школьника Фамилия, имя:
Условные обозначения:
Комплексная оценка физической подготовленности школьника представляется несколькими компонентами, что можно выразить математической формулой К = (ФР + ФП + УЗ) : 3, где ФП – физическая подготовленность; ФР – физическое развитие; УЗ – уровень здоровья. Каждый из представленных компонентов оценивался по пятибалльной шкале. Ведение карточек поручалось ученикам. Вначале ребята знакомились с инструкцией по их заполнению, затем демонстрировалась методика измерений и их оценки. Так формировалась готовность учащихся к овладению методами самоконтроля. Учащимся выдаются стандартные карточки учета (см. табл. 1, 2), объясняется порядок заполнения. Затем учащиеся разбиваются на несколько отделений (в старших классах может быть до 6 отделений). Все измерения проводятся в отделениях в указанных местах и в заранее оговоренном порядке. Затем объясняется, как оценивать признаки физического развития и двигательной подготовленности с помощью оценочных таблиц. Убедившись в том, что учащиеся усвоили методику оценивания, учитель дает задание провести оценку всех признаков, внести данные с черновиков на свои карточки. Все измерения занимают 20–45 минут урока. Результаты измерений фиксируются в абсолютных числах, а оценки (в клетках «и» – исходный, «к» – конечный) словесными обозначениями: высокий; выше среднего; средний; ниже среднего; низкий. Ученики просматривают и оценивают все свои показатели и определяют наиболее низкие из них. Для устранения выявленных отклонений и норм, в карточки записываются соответствующие рекомендации. Например, у учащегося 8-го «А» класса слабый показатель в прыжках в длину с места. В его карточке записаны следующие рекомендации: катание на велосипеде, подскоки и многоскоки, приседания и выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упражнения со скакалкой. Предлагаемая методика контроля и самоконтроля дает возможность получить конкретную оценку физических возможностей школьников, вести контроль и самоконтроль их динамики. Этим достигается индивидуальный подход к ученику, тем самым стимулируется активность каждого в совершенствовании личных результатов. Самоконтроль функциональных систем организмаНаряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья, целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок. Приоритетным является измерение показателей сердечно-сосудистой системы. Наиболее доступным методом определения уровня деятельности сердечно-сосудистой системы является пульсометрия. Как организм переносит нагрузку, лучше всего показывает частота сердечных сокращений (ЧСС). Существует несколько способов определения пульса: 1) тремя пальцами на запястье; Первым способом пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После выполнения физических упражнений пользуются другими способами. Любая физическая нагрузка повышает ЧСС, и чем нагрузка больше, тем пульс чаще. Так, во время легкой нагрузки пульс 100–120 уд./мин., во время средней – 130–150, высокой – свыше 160 уд./мин. После тренировки пульс успокаивается через 5–10 минут и достигает у школьников приблизительно 70–80 уд./мин. Для самоконтроля можно использовать пробу с приседаниями. Измерить пульс покоя. Затем выполнить 20 приседаний в темпе: 1 приседание в секунду. Потом определить время восстановления пульса к его величине до начала упражнения. Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим, к 4–5-й минуте – удовлетворительным, к 6-й и более – неудовлетворительным. Подсчету пульса учим ребят с 4-го класса. Дети учатся определять свой пульс и тем самым вести самоконтроль состояния своей работоспособности и здоровья. В качестве примера – следующая ситуация. Урок легкой атлетики в 10-м «А» классе. Для тренировки выносливости учащимся предлагается физическая нагрузка умеренной мощности (бег 500 м за 4 минуты – каждые 50 м за 24 сек.). После пробега считаем пульс. Миронов Антон – 120 уд./мин. Это говорит о том, что физическая нагрузка мала (нужно 140–154 уд./мин). Поэтому предлагаем бег большей мощности (500 м за 3 минуты: 50 м – 18 сек.). По окончании выполнения задания считаем снова пульс. Он составляет 151 уд./мин. Таким образом, в результате тренировки ребята сами по частоте пульса учатся управлять нагрузкой, что немаловажно при самостоятельных занятиях как на уроке, так и дома. Самоконтроль правильности движенийДля самоконтроля правильности движений эффективным средством служат предметные ориентиры. Они позволяют судить о степени освоения движений, создают возможность для самостоятельного «добывания» знаний учениками, регламентируют движение в пространстве и по усилию. В качестве примера приводим такую ситуацию. Урок гимнастики в 4-м «Б» классе. Опорный прыжок через козла в ширину: вскок в упор присев – соскок прогнувшись. В процессе обучения приземлению в опорном прыжке на мате обозначается (бечевкой, мелом, обручем) место приземления. Это позволяет ученикам добиться правильной фазы полета, а также приземления в обозначенный круг. Учащиеся сами могут осуществить контроль правильности выполнения приземления. Для повышения активности в самостоятельных занятиях важно своевременно информировать учеников о результатах выполнения заданий. Быструю и точную информацию могут дать простейшие приспособления. Например, сбоку от прыжковой ямы устанавливается визирная доска с пятисантиметровыми делениями. Прыгая, ученики сами оценивают результат своего прыжка и делают выводы, что нужно изменить, чтобы увеличить длину прыжка (увеличить угол вылета, быстрее сделать разбег и т.д.). Большой эффект самоконтроля достигается применением различного рода тренажеров, которые служат средством оценки полученных результатов. Например, в спортивном зале школы имеется тренажер для развития силы, прыгучести и скорости отталкивания. На стене нарисована визирная линейка с вертикальными делениями, которые обозначают расчетное усилие в отталкивании на ту или иную высоту прыжка. Учащийся выполняет прыжок и определяет усилие, произведенное при прыжке, в абсолютных единицах. Это стимулирует активность, вызывает заинтересованность предметом обучения. Самостоятельное выполнение заданий с наглядным контролем динамики своих результатов ценно и потому, что повышает эмоциональность занятий. А это особенно важно при больших нагрузках на уроке – для укрепления физических сил, воспитания настойчивости, умения преодолевать трудности. В школе имеется тренажер-экзаменатор для проверки основ знаний по теории и правилам соревнований по видам спорта. Разработаны специальные учебные карточки, с помощью которых учащийся определяет уровень своих знаний за считаные секунды, осуществляя тем самым самоконтроль. Большую пользу приносит на уроке при самостоятельных занятиях применение учебных карточек. Эта возможность появилась после того, как класс стал разбиваться по отделениям, исходя из уровня физической подготовленности. В качестве примера приводим такой вариант самооценки. В 4-м классе при прохождении темы «Лазанье по канату в 3 приема» учащиеся разбиты на 2 отделения: слабые и сильные. Сильным ребятам без объяснения дается учебная карточка, и те сами легко выполняют это двигательное действие в целом, осуществляя самоконтроль тактики лазанья и количества (в метрах). Со слабыми учениками находится учитель, который объясняет и разучивает с ними сначала спуск по шесту, лазанье по гимнастической стенке, захват ногами каната и т.д. Если отделение сильных ребят справилось с учебным материалом из школьной программы, то дается учебная карточка с более сложными упражнениями. Этим повышается интерес к занятиям и осуществляется дифференцированный подход к учащимся. 4-й классУчебная карточка «Лазанье по канату в три приема» ВыводыИспользование приемов самоконтроля как на уроках физической культуры, так и дома дает большой положительный эффект. Учащиеся могут глубже понять серьезность того или иного упражнения, анализируют действие упражнения на организм. Для активизации школьников по отношению к процессу физической подготовки мы используем следующую технологию. В 8-м классе, в начале прохождения раздела «Гимнастика», мы протестировали учащихся по силовой подготовленности: мальчики – подтягивание из виса, девочки – подтягивание из виса лежа. Норматив такой: мальчики – 8 раз; девочки – 14 раз. Результаты были неудовлетворительными. Мы предложили ребятам комплекс упражнений и дали задание самостоятельно вести контроль выполнения нормативов, постепенно увеличивая нагрузку. Через два месяца снова провели тестирование, и результаты были видны налицо. У большинства ребят показатели увеличились в 3–4 раза. Из 24 человек норматив сдали 21 человек, и лишь трое не справились с ним. Ребята успешно выступили на районных соревнованиях по гимнастике. Александр ТЕЛЕГИН,
|