Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2007

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детейАттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей: Методические рекомендации / под редакцией И.И. Столова; составители: М.М. Полевщиков, В.Е. Петров. – М.: Советский спорт, 2005. – 96 с.

В данной книге дается подробное описание правил аттестации и аккредитации: нормативно-правовая база, подробный перечень необходимых документов, методические рекомендации по проведению самоанализа и по заполнению информационной карты спортивной школы. Приводится описание самой процедуры аттестации.
В приложениях даны приказы и распоряжения, необходимые для успешного прохождения аттестации и аккредитации, а также санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей

Методические рекомендации по заполнению информационной карты спортивной школы

1. Общие сведения о спортивной школе

В п. 1.1 привести полное наименование спортшколы, которое должно соответствовать названию УДОД в Уставе, лицензии на образовательную деятельность и перечню типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений:

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеской физической подготовки).

Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная, спортивно-техническая, в том числе специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), школа высшего спортивного мастерства.

В п. 1.2 указать полный юридический адрес учреждения, в соответствии с Уставом.

В п. 1.3 указать полный фактический адрес или адреса, если учреждение находится в зданиях, расположенных по разным адресам. Здесь же перечислить телефоны, по которым можно связаться с учреждением, факс учреждения (если есть), е-mail (если есть). В п. 1.4 указываются банковские реквизиты по установленной форме: ИНН, КПП, банк, номер счета и т.п.

В п. 1.5 указываются учредители образовательного учреждения: название организации и/или Ф.И.О. физического лица, адрес и телефон(ы).

В п. 1.6 привести сведения об Уставе: место регистрации, номер регистрационного свидетельства, дата регистрации.

В п. 1.7 приводятся сведения о лицензии(ях) на образовательную деятельность: номер лицензии, дата ее получения, кем выдана, срок действия.

В п. 1.8 сообщаются сведения о получении свидетельства о государственной аккредитации (если есть): номер свидетельства, дата получения.

2. Информация о руководителях и методистах спортивной школы

В данном разделе необходимо привести сведения об администрации учреждения и методической службе по предложенным параметрам.

3. Анализ контингента воспитанников спортивной школы

В таблице «Количество воспитанников и число реализуемых программ» (п. 3.1) в столбце «детей» указывается количество воспитанников (а не групп), посещающих кружки, в которых реализуются учебно-тренировочные программы различной направленности, в столбце «программ» указывается количество дополнительных учебно-тренировочных программ, реализуемых в учреждении, с распределением по возрастам детей.

В таблице «Количество объединений» (п. 3.2) указываются сведения по числу объединений реализуемого профиля, численность занимающихся в них детей с распределением по возрастам, а также число объединений на базе других образовательных учреждений (школ, детских садов и др.).

В таблице «Наполняемость учебных групп и сохранность контингента» (п. 3.3) указать информацию по названию учебно-тренировочных групп (указываются все группы), количество занимающихся в них детей на начало и конец учебного года и процент сохранности контингента, который вычисляется следующим образом:

% =

где N1 – количество воспитанников на начало учебного года;

N2 – количество воспитанников на конец учебного года.

Данные приводятся за три учебных года, предшествующих году аттестации.

В п. 3.4 привести сведения об участии воспитанников в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях (указать названия) на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях с указанием времени участия, достигнутых результатов. Информация приводится за последние три учебных года, предшествовавших году аттестации. Далее привести количество победителей и призеров мероприятий, соревнований муниципального, регионального, федерального, международного уровней, количество разрядников (по перечисленным в таблице разрядам).

В п. 3.5 привести данные по удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством учебно-тренировочного процесса в группах. Если подобные сведения отслеживались ранее в спортшколе, данные приводятся за последние три года. Необходимо сделать аналитический обзор по данному направлению. Если такие сведения ранее не собирались и не анализировались, то необходимо указать причины, по которым данная деятельность не велась.

Удовлетворенность потребителей может отслеживаться, например, по анкетам для родителей и детей, по результатам собеседований, во время родительских собраний в течение учебного года.

Ниже приведены возможные варианты анкет для детей и родителей, разработанные в Республиканском центре развития дополнительного образования детей при Марийском институте образования.

Анкета для детей

У каждого человека наступает период в жизни, когда наиболее важными для него становятся ответы на вопросы, обращенные к самому себе. На что я способен? Кто я есть и кем могу стать? Ответы на предлагаемую анкету помогут нам лучше понять друг друга.
Прочитай каждое утверждение и напиши возле него «да» или «нет». Если ни один из предложенных вариантов не подходит, напиши свой вариант в свободной строчке.
Имя и фамилию указывать не надо.
Заранее спасибо за искренность!

I. Мое здоровье:

1. Во время занятий я чувствую себя уверенно, спокойно.
2. Я с радостью посещаю эти занятия.
3. Я без проблем везде успеваю.
4. На занятиях я устаю.
5. После занятий часто болит голова.
6. _______________ (другое)

II. Отношения с товарищами:

1. У нас хорошие отношения, большинство занимающихся (спортсменов) – мои друзья.
2. В спортшколе у меня 1–3 друга, с остальными я мало общаюсь.
3. Каждый занимается своим делом, общаемся по необходимости.
4. Я прихожу заниматься, а друзья – во дворе, в школе.
5. Иногда меня здесь не понимают и даже обижают.
6. ____________ (другое)

III. Отношения с тренерами-преподавателями:

1. Мне нравятся занятия и наш тренер.
2. Посещаю спортшколу, так как с этим тренером очень интересно.
3. Я занимался бы этим делом под руководством любого тренера.
4. Конфликты с тренером бывают, но они разрешаются.
5. Существует постоянная напряженность в отношениях с тренером.
6. _____________ (другое)

IV. Отношения с родителями:

1. Родители полностью одобряют и поддерживают мое увлечение.
2. Считают, что пока можно заниматься и этим делом, а затем заняться чем-то другим.
3. Говорят, что сейчас лучше заняться чем-то другим.
4. Категорически против этих занятий.
5. Родителям все равно, чем я занимаюсь.
6. _______________ (другое)

V. Мои интересы:

1. Мне очень интересны занятия, была бы возможность, приходил бы чаще.
2. Прихожу, чтобы пообщаться с друзьями.
3. Занимаюсь, потому что так хотят родители.
4. Занимаюсь, потому что полученные знания помогут в выборе профессии.
5. Занимаюсь, чтобы лучше учиться в школе.
6. __________________ (другое)

VI. Мои успехи:

1. На тренировках я многому научился.
2. Друзья уважают меня за знания (умения), полученные на занятиях.
3. Мне нравится то, чем мы занимаемся.
4. Я участвовал в мероприятиях, соревнованиях и занимал призовые места.
5. Мои успехи оценили в школе и дома.
6. _____________ (другое)

Анкета для родителей

Каждый человек талантлив и неповторим. Развить заложенные задатки во многом помогает организация взаимодействия семьи, школы, окружения ребенка и спортивные школы.
Ответы на предлагаемую анкету помогут нам лучше понять друг друга.
Предлагаемые ниже вопросы и утверждения содержат вероятные ответы. Поэтому посмотрите внимательно все варианты и отметьте одно или несколько утверждений, отражающих ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов не совпадает с вашим мнением, в свободную строку напишите свой вариант. Анкета анонимная.
Заранее благодарим за искренность!

I. Кем вы приходитесь ребенку?

1. Мать.
2. Отец.
3. Дедушка.
4. Бабушка.
5. __________________ (впишите свой вариант)

II. Как вы оцениваете здоровье вашего ребенка?

1. Бывает ли, что после занятий в объединении он жалуется на:

– головную боль;
– усталость;
– боль в животе;
– плохой сон;
– боль в глазах;
– ______________ (беспокоит еще что-то).

2. Вы знаете, что:

– он (она) с радостью идет на тренировку, а после тренировки у него (нее) обычно хорошее настроение;
– на занятиях он (она) чувствует себя уверенно, спокойно;
– он (она) везде успевает без проблем;
– он (она) с трудом выбирает время для занятий в спортшколе;
– иногда его (ее) приходится заставлять заниматься;
– ____________ (другое).

III. Как охотно ваш ребенок посещает спортшколу?

– охотно, готов проводить там все свободное время;
– охотно, но у него (нее) много других увлечений;
– занимается, потому что знает, что это полезно;
– может пропускать тренировки, потом снова начать заниматься;
– ______________ (другое).

IV. Насколько совпадает выбор вашего ребенка с вашим желанием?

– полностью;
– поддерживаю, так как ему (ей) это интересно;
– пусть пока занимается, затем можно заняться чем-то другим;
– сейчас лучше заниматься другим делом;
– я против этих занятий;
– ______________ (другое).

V. Мнение о педагоге:

– мы довольны тем, как ребенок занимается, и нашим тренером;
– со слов ребенка мы считаем, что у него хороший тренер;
– ребенок никогда не жаловался, так что, по-видимому, все хорошо;
– иногда в отношениях с тренером бывает непонимание, но при личных встречах все разъясняется;
– постоянная напряженность в отношениях с тренером;
– ___________ (другое).

VI. Мнение о товарищах ребенка по спортшколе:

– многие ребята стали его (ее) друзьями, ходят друг к другу в гости, общаются по телефону;
– с некоторыми занимающимися (спортсменами) он (она) очень подружились;
– в спортшколе они, наверное, хорошо общаются; ребенок ходит в спортшколу заниматься, а друзья у него (нее) в классе и во дворе;
– иногда он (она) говорит, что его не понимают и даже могут обидеть;
– ____________ (другое).

4. Анализ кадрового потенциала спортивной школы

Пункт 4.1. Заполняется таблица «Состав и квалификация тренерско-преподавательских и руководящих кадров спортивной школы». Отдельно указывается количество основных работников и совместителей через косую черту. Например, число 23/5 будет означать, что в спортшколе 23 основных работника и 5 человек совместителей. По каждому пункту привести информацию о процентном соотношении указанного количества педагогов и руководителей и общего числа педагогических и руководящих работников спортшколы.

К таблице приложить утвержденное штатное расписание спортшколы с указанием наличия вакансий (в том числе скрытых) на момент заполнения информационной карты.

Таблица «Сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов» (п. 4.2) заполняется отдельно по основному составу работников спортшколы и совместителям. В таблице указывается должность по штатному расписанию; Ф.И.О. полностью; год рождения; образование (если где-то обучается в настоящее время – указать); категория (если есть) и срок ее действия; стаж работы: общий, педагогический, стаж работы в данном учреждении; направленность реализуемой дополнительной образовательной программы; недельная нагрузка педагога (часов в неделю); награды педагога: грамоты, знаки отличия, звания и пр.

Пункт 4.3. «Повышение квалификации тренерско-преподавательских и руководящих кадров». В таблице необходимо указать фамилию и инициалы работника, вид повышения квалификации: семинар, конференция, курсы и др.; форму участия: слушатель, участник, организатор; место проведения: город, район, учреждение; тему и сроки. Необходимо иметь в виду, что каждый педагогический работник обязан проходить курсы повышения квалификации не реже 1 раза в пять лет, в соответствии с законом «Об образовании». Повышение квалификации может быть осуществлено в различной форме, в зависимости от возможности и условий.

Пункт 4.4. «Участие педагогов и руководителей в профессиональных конкурсах». Указывается название мероприятия (конкурса); уровень мероприятия (внутриучрежденческий, муниципальный, региональный, федеральный, международный); время участия с указанием месяца и года; достигнутые результаты (занятое место, награды, полученное звание), при этом указываются достижения именно педагогов и руководителей, а не детских объединений, работой которых они руководят.

5. Анализ информационно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса

5.1. «Учебно-тренировочные программы и дополнительные услуги»…

5.2. «Методическая деятельность в спортшколе»…

5.3. «О сотрудничестве с образовательными и другими учреждениями, общественными организациями»…

5.4. «Библиотечный фонд методической литературы спортшколы»…

6. Анализ состояния материально-технической базы спортивной школы

6.1. «Состояние материально-технической базы»…

6.2. «Финансирование»…

6.3. «Анализ возможности воспитанников спортшколы зарабатывать денежные средства в процессе реализации дополнительных образовательных программ»…

6.4. «Обеспечение прав и социальная защищенность участников образовательного процесса»…

7. Дополнительная информация о спортивной школе

В данном разделе раскрываются особенности воспитательной системы спортшколы (структура, цели, задачи, принципы деятельности); специфика педагогического мониторинга (каким образом производится отслеживание, оценка, коррекция и прогнозирование деятельности в спортшколе); характеризуется система внутришкольного контроля: административный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль; а также могут быть приведены и другие сведения, которые желает сообщить администрация спортшколы в целях отражения специфики ее деятельности.

 

Рейтинг@Mail.ru