Аттестация и
государственная аккредитация учреждений
физкультурно-спортивной направленности системы
дополнительного образования детей: Методические
рекомендации / под редакцией И.И. Столова;
составители: М.М. Полевщиков, В.Е. Петров. –
М.: Советский спорт, 2005. – 96 с.
В данной книге дается подробное
описание правил аттестации и аккредитации:
нормативно-правовая база, подробный перечень
необходимых документов, методические
рекомендации по проведению самоанализа и по
заполнению информационной карты спортивной
школы. Приводится описание самой процедуры
аттестации.
В приложениях даны приказы и распоряжения,
необходимые для успешного прохождения
аттестации и аккредитации, а также
санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей.
Аттестация и государственная
аккредитация учреждений
физкультурно-спортивной направленности системы
дополнительного образования детей
Методические рекомендации по
заполнению информационной карты спортивной
школы
1. Общие сведения о спортивной школе
В п. 1.1 привести полное наименование
спортшколы, которое должно соответствовать
названию УДОД в Уставе, лицензии на
образовательную деятельность и перечню типов и
видов государственных и муниципальных
образовательных учреждений:
Клуб (юных моряков, речников,
авиаторов, космонавтов, парашютистов,
десантников, пограничников, радистов, пожарных,
автомобилистов, детский (подростковый), детский
экологический (эколого-биологический), юных
натуралистов, детского (юношеского) технического
творчества (юных техников), детского и юношеского
туризма и экскурсий (юных туристов),
детско-юношеской физической подготовки).
Школа (по различным областям
науки и техники, по различным видам искусств,
детско-юношеская спортивная,
спортивно-техническая, в том числе
специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва), школа высшего спортивного
мастерства.
В п. 1.2 указать полный юридический
адрес учреждения, в соответствии с Уставом.
В п. 1.3 указать полный фактический
адрес или адреса, если учреждение находится в
зданиях, расположенных по разным адресам. Здесь
же перечислить телефоны, по которым можно
связаться с учреждением, факс учреждения (если
есть), е-mail (если есть). В п. 1.4 указываются
банковские реквизиты по установленной форме:
ИНН, КПП, банк, номер счета и т.п.
В п. 1.5 указываются учредители
образовательного учреждения: название
организации и/или Ф.И.О. физического лица, адрес и
телефон(ы).
В п. 1.6 привести сведения об Уставе:
место регистрации, номер регистрационного
свидетельства, дата регистрации.
В п. 1.7 приводятся сведения о
лицензии(ях) на образовательную деятельность:
номер лицензии, дата ее получения, кем выдана,
срок действия.
В п. 1.8 сообщаются сведения о
получении свидетельства о государственной
аккредитации (если есть): номер свидетельства,
дата получения.
2. Информация о руководителях и
методистах спортивной школы
В данном разделе необходимо привести
сведения об администрации учреждения и
методической службе по предложенным параметрам.
3. Анализ контингента воспитанников
спортивной школы
В таблице «Количество воспитанников и
число реализуемых программ» (п. 3.1) в столбце
«детей» указывается количество воспитанников (а
не групп), посещающих кружки, в которых
реализуются учебно-тренировочные программы
различной направленности, в столбце «программ»
указывается количество дополнительных
учебно-тренировочных программ, реализуемых в
учреждении, с распределением по возрастам детей.
В таблице «Количество объединений»
(п. 3.2) указываются сведения по числу
объединений реализуемого профиля, численность
занимающихся в них детей с распределением по
возрастам, а также число объединений на базе
других образовательных учреждений (школ, детских
садов и др.).
В таблице «Наполняемость учебных
групп и сохранность контингента» (п. 3.3)
указать информацию по названию
учебно-тренировочных групп (указываются все
группы), количество занимающихся в них детей на
начало и конец учебного года и процент
сохранности контингента, который вычисляется
следующим образом:
% =
где N1 – количество воспитанников
на начало учебного года;
N2 – количество воспитанников на
конец учебного года.
Данные приводятся за три учебных года,
предшествующих году аттестации.
В п. 3.4 привести сведения об участии
воспитанников в мероприятиях, конкурсах,
соревнованиях (указать названия) на
муниципальном, региональном, федеральном,
международном уровнях с указанием времени
участия, достигнутых результатов. Информация
приводится за последние три учебных года,
предшествовавших году аттестации. Далее
привести количество победителей и призеров
мероприятий, соревнований муниципального,
регионального, федерального, международного
уровней, количество разрядников (по
перечисленным в таблице разрядам).
В п. 3.5 привести данные по
удовлетворенности потребителей (детей и
родителей) качеством учебно-тренировочного
процесса в группах. Если подобные сведения
отслеживались ранее в спортшколе, данные
приводятся за последние три года. Необходимо
сделать аналитический обзор по данному
направлению. Если такие сведения ранее не
собирались и не анализировались, то необходимо
указать причины, по которым данная деятельность
не велась.
Удовлетворенность потребителей может
отслеживаться, например, по анкетам для
родителей и детей, по результатам собеседований,
во время родительских собраний в течение
учебного года.
Ниже приведены возможные варианты
анкет для детей и родителей, разработанные в
Республиканском центре развития
дополнительного образования детей при Марийском
институте образования.
Анкета для детей
У каждого человека наступает период в
жизни, когда наиболее важными для него
становятся ответы на вопросы, обращенные к
самому себе. На что я способен? Кто я есть и кем
могу стать? Ответы на предлагаемую анкету
помогут нам лучше понять друг друга.
Прочитай каждое утверждение и напиши возле него
«да» или «нет». Если ни один из предложенных
вариантов не подходит, напиши свой вариант в
свободной строчке.
Имя и фамилию указывать не надо.
Заранее спасибо за искренность!
I. Мое здоровье:
1. Во время занятий я чувствую себя
уверенно, спокойно.
2. Я с радостью посещаю эти занятия.
3. Я без проблем везде успеваю.
4. На занятиях я устаю.
5. После занятий часто болит голова.
6. _______________ (другое)
II. Отношения с товарищами:
1. У нас хорошие отношения,
большинство занимающихся (спортсменов) – мои
друзья.
2. В спортшколе у меня 1–3 друга, с остальными я
мало общаюсь.
3. Каждый занимается своим делом, общаемся по
необходимости.
4. Я прихожу заниматься, а друзья – во дворе, в
школе.
5. Иногда меня здесь не понимают и даже обижают.
6. ____________ (другое)
III. Отношения с
тренерами-преподавателями:
1. Мне нравятся занятия и наш тренер.
2. Посещаю спортшколу, так как с этим тренером
очень интересно.
3. Я занимался бы этим делом под руководством
любого тренера.
4. Конфликты с тренером бывают, но они
разрешаются.
5. Существует постоянная напряженность в
отношениях с тренером.
6. _____________ (другое)
IV. Отношения с родителями:
1. Родители полностью одобряют и
поддерживают мое увлечение.
2. Считают, что пока можно заниматься и этим
делом, а затем заняться чем-то другим.
3. Говорят, что сейчас лучше заняться чем-то
другим.
4. Категорически против этих занятий.
5. Родителям все равно, чем я занимаюсь.
6. _______________ (другое)
V. Мои интересы:
1. Мне очень интересны занятия, была
бы возможность, приходил бы чаще.
2. Прихожу, чтобы пообщаться с друзьями.
3. Занимаюсь, потому что так хотят родители.
4. Занимаюсь, потому что полученные знания
помогут в выборе профессии.
5. Занимаюсь, чтобы лучше учиться в школе.
6. __________________ (другое)
VI. Мои успехи:
1. На тренировках я многому научился.
2. Друзья уважают меня за знания (умения),
полученные на занятиях.
3. Мне нравится то, чем мы занимаемся.
4. Я участвовал в мероприятиях, соревнованиях и
занимал призовые места.
5. Мои успехи оценили в школе и дома.
6. _____________ (другое)
Анкета для родителей
Каждый человек талантлив и неповторим.
Развить заложенные задатки во многом помогает
организация взаимодействия семьи, школы,
окружения ребенка и спортивные школы.
Ответы на предлагаемую анкету помогут нам лучше
понять друг друга.
Предлагаемые ниже вопросы и утверждения
содержат вероятные ответы. Поэтому посмотрите
внимательно все варианты и отметьте одно или
несколько утверждений, отражающих ваше мнение.
Если ни один из предложенных вариантов не
совпадает с вашим мнением, в свободную строку
напишите свой вариант. Анкета анонимная.
Заранее благодарим за искренность!
I. Кем вы приходитесь ребенку?
1. Мать.
2. Отец.
3. Дедушка.
4. Бабушка.
5. __________________ (впишите свой вариант)
II. Как вы оцениваете здоровье вашего
ребенка?
1. Бывает ли, что после занятий в
объединении он жалуется на:
– головную боль;
– усталость;
– боль в животе;
– плохой сон;
– боль в глазах;
– ______________ (беспокоит еще что-то).
2. Вы знаете, что:
– он (она) с радостью идет на
тренировку, а после тренировки у него (нее) обычно
хорошее настроение;
– на занятиях он (она) чувствует себя уверенно,
спокойно;
– он (она) везде успевает без проблем;
– он (она) с трудом выбирает время для занятий
в спортшколе;
– иногда его (ее) приходится заставлять
заниматься;
– ____________ (другое).
III. Как охотно ваш ребенок посещает
спортшколу?
– охотно, готов проводить там все
свободное время;
– охотно, но у него (нее) много других
увлечений;
– занимается, потому что знает, что это
полезно;
– может пропускать тренировки, потом снова
начать заниматься;
– ______________ (другое).
IV. Насколько совпадает выбор вашего
ребенка с вашим желанием?
– полностью;
– поддерживаю, так как ему (ей) это интересно;
– пусть пока занимается, затем можно заняться
чем-то другим;
– сейчас лучше заниматься другим делом;
– я против этих занятий;
– ______________ (другое).
V. Мнение о педагоге:
– мы довольны тем, как ребенок
занимается, и нашим тренером;
– со слов ребенка мы считаем, что у него
хороший тренер;
– ребенок никогда не жаловался, так что,
по-видимому, все хорошо;
– иногда в отношениях с тренером бывает
непонимание, но при личных встречах все
разъясняется;
– постоянная напряженность в отношениях с
тренером;
– ___________ (другое).
VI. Мнение о товарищах ребенка по
спортшколе:
– многие ребята стали его (ее)
друзьями, ходят друг к другу в гости, общаются по
телефону;
– с некоторыми занимающимися (спортсменами)
он (она) очень подружились;
– в спортшколе они, наверное, хорошо общаются;
ребенок ходит в спортшколу заниматься, а друзья у
него (нее) в классе и во дворе;
– иногда он (она) говорит, что его не понимают и
даже могут обидеть;
– ____________ (другое).
4. Анализ кадрового потенциала
спортивной школы
Пункт 4.1. Заполняется таблица «Состав и
квалификация тренерско-преподавательских и
руководящих кадров спортивной школы». Отдельно
указывается количество основных работников и
совместителей через косую черту. Например, число
23/5 будет означать, что в спортшколе 23 основных
работника и 5 человек совместителей. По каждому
пункту привести информацию о процентном
соотношении указанного количества педагогов и
руководителей и общего числа педагогических и
руководящих работников спортшколы.
К таблице приложить утвержденное
штатное расписание спортшколы с указанием
наличия вакансий (в том числе скрытых) на момент
заполнения информационной карты.
Таблица «Сведения о педагогических
кадрах и укомплектованности штатов» (п. 4.2)
заполняется отдельно по основному составу
работников спортшколы и совместителям. В таблице
указывается должность по штатному расписанию;
Ф.И.О. полностью; год рождения; образование (если
где-то обучается в настоящее время – указать);
категория (если есть) и срок ее действия; стаж
работы: общий, педагогический, стаж работы в
данном учреждении; направленность реализуемой
дополнительной образовательной программы;
недельная нагрузка педагога (часов в неделю);
награды педагога: грамоты, знаки отличия, звания
и пр.
Пункт 4.3. «Повышение квалификации
тренерско-преподавательских и руководящих
кадров». В таблице необходимо указать фамилию и
инициалы работника, вид повышения квалификации:
семинар, конференция, курсы и др.; форму участия:
слушатель, участник, организатор; место
проведения: город, район, учреждение; тему и
сроки. Необходимо иметь в виду, что каждый
педагогический работник обязан проходить курсы
повышения квалификации не реже 1 раза в пять лет,
в соответствии с законом «Об образовании».
Повышение квалификации может быть осуществлено
в различной форме, в зависимости от возможности и
условий.
Пункт 4.4. «Участие педагогов и
руководителей в профессиональных конкурсах».
Указывается название мероприятия (конкурса);
уровень мероприятия (внутриучрежденческий,
муниципальный, региональный, федеральный,
международный); время участия с указанием месяца
и года; достигнутые результаты (занятое место,
награды, полученное звание), при этом указываются
достижения именно педагогов и руководителей, а
не детских объединений, работой которых они
руководят.
5. Анализ информационно-методического
обеспечения учебно-тренировочного процесса
5.1. «Учебно-тренировочные программы и
дополнительные услуги»…
5.2. «Методическая деятельность в
спортшколе»…
5.3. «О сотрудничестве с
образовательными и другими учреждениями,
общественными организациями»…
5.4. «Библиотечный фонд методической
литературы спортшколы»…
6. Анализ состояния
материально-технической базы спортивной школы
6.1. «Состояние материально-технической
базы»…
6.2. «Финансирование»…
6.3. «Анализ возможности воспитанников
спортшколы зарабатывать денежные средства в
процессе реализации дополнительных
образовательных программ»…
6.4. «Обеспечение прав и социальная
защищенность участников образовательного
процесса»…
7. Дополнительная информация о
спортивной школе
В данном разделе раскрываются
особенности воспитательной системы спортшколы
(структура, цели, задачи, принципы деятельности);
специфика педагогического мониторинга (каким
образом производится отслеживание, оценка,
коррекция и прогнозирование деятельности в
спортшколе); характеризуется система
внутришкольного контроля: административный
контроль, взаимоконтроль, самоконтроль; а также
могут быть приведены и другие сведения, которые
желает сообщить администрация спортшколы в
целях отражения специфики ее деятельности.
|