Теория и практика в один день
Хочется поделиться с коллегами опытом
проведения экзаменов по физической культуре в
нашей школе. Я познакомился с различными
вариантами и опробовал несколько систем сдачи
экзаменов. Предполагал найти оптимальный
вариант, когда уровень подготовки ребят, их
знания и умения оценивались бы удобно, понятно и
объективно. Считаю особенностью организации
выпускного экзамена в нашей школе его проведение
в один день. Практика подсказала этот вариант,
другие отпали сами собой, и вот почему. Прежде
всего, объединенный экзамен дает возможность
детям и членам экзаменационной комиссии
сэкономить массу времени и позволяет достаточно
полно оценить уровень подготовленности
учащихся. Наверное, каждый из нас сталкивался с
ситуациями, когда учащиеся по состоянию здоровья
или по иным уважительным причинам не могли два
раза в течение недели собраться на экзамен, а
членов экзаменационной комиссии приходилось
приглашать на экзамен уже не два раза, а гораздо
больше. График же экзаменов, как правило,
составляется заблаговременно и утверждается
педагогическим советом школы. Зачастую
возникают затруднения и организационного плана:
между двумя этапами проходит время, которое, к
сожалению, вносит неразбериху.
Мы попытались проводить экзамен в один
день, принимая практическую часть вслед за
теоретической. Теоретическая часть
экзаменационного билета принимается у
учащегося, в общем-то, традиционно. О
практической попытаюсь рассказать подробнее,
поскольку именно за ней остается приоритет, так
как основное время урочной деятельности отдано
практическим занятиям.
Итак, все по порядку. Экзаменационная
комиссия в составе пяти человек (председатель –
директор школы и члены – учитель физкультуры,
представитель УНО или спорткомитета, ведущий
учитель физкультуры выпускных классов)
принимает теоретическую часть в классной
аудитории. Выпускник берет билет (Примерные
экзаменационные билеты для проведения устной
итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов
общеобразовательных учреждений в 2003–2004 учебном
году // Вестник образования России. – 2004, январь,
№№ 2, 3), отвечает на вопросы теоретической
части, и ему решением экзаменационной комиссии
ставится оценка за ответ. Экзаменуемый получает
на руки «Листок контроля сдачи экзамена по
предмету «Физическая культура»» (см. Приложение
№ 4), в котором указываются его имя,
фамилия, дата проведения экзамена, номер взятого
им билета и полученная учащимся оценка за ответ
по теории с подписью ведущего учителя.
Экзаменуемый переходит в спортивный зал или на
улицу (в зависимости от погодных условий), где в
дальнейшем экзаменационная комиссия будет
принимать практическую часть экзамена. Пока же
он переодевается и проводит разминку. Закончив
экзамен по теории, члены экзаменационной
комиссии тоже перейдут сюда, чтобы продолжить
экзамен, только принимать уже практику.
Номер билета остается прежним и на
практической части экзамена. Экзаменационная
комиссия принимает практику у учащихся,
используя поточный метод и распределяя между
собой обязанности: один из членов принимает
технические элементы по спортивным играм, второй
– по гимнастике (как правило, эти виды спорта
оценивают квалифицированные специалисты),
третий – по общей физической подготовке (здесь
работают другие члены экзаменационной комиссии).
Каждый принимающий практику
пользуется при оценивании результатов
специально разработанными таблицами (см. Приложения
№№ 1, 2, 3). Таблицы включают в себя
задания из следующих разделов физического
воспитания:
1 – «Спортивные игры»;
2 – «Гимнастика»;
3 – «Общая физическая подготовка».
Задания практической части
экзаменационных билетов составлены в
соответствии с комплексной программой
физического воспитания под редакцией В. И. Ляха,
по которым работает школа, и с минимальными
государственными стандартами образования.
Раздел «Легкая атлетика» исключен из билетов,
так как в IV учебной четверти учащиеся занимались
именно этим видом спорта и их результаты по таким
упражнениям, как бег на короткую и длинную
дистанции, метание, заведомо известны и самому
ученику, и учителю. Смысла дублировать недавно
выявленные результаты нет никакого, да и погода
не всегда позволяет принять практическую часть
экзамена на улице – весна непредсказуема. Этим
объясняется введение элементов тестирования в
экзаменационные задания, которые выявляют
показатели выносливости, скорости, метательных
способностей.
В таблицах задания распределены по
билетам; указано, кому (юноше или девушке) и
какому классу предназначено то или иное задание;
отмечены единицы измерения результата (метры (м),
секунды (сек.), разы (р.), попытки (п.); определены
оценочные нормативы, способствующие
справедливости судейства. Экзаменуемый всегда
имеет возможность контролировать объективность
оценок при выполнении упражнений,
соответствующих номеру его билета, в котором
всего три задания. Первое задание соответствует
предложенному в первом разделе – «Спортивные
игры» (см. Приложение № 4), второе
– во 2-м разделе – «Гимнастика» (см. Приложение
№ 1), третье – в 3-м – «ОФП» (см. Приложение
№ 2). Например, если учащийся 11-го
класса – юноша отвечал на вопросы
экзаменационного билета № 6, то в практической
части экзамена он будет выполнять следующие
упражнения (см. Приложения №№ 1, 2, 3):
Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Принимающий член экзаменационной
комиссии подсчитывает результат учащегося и
оценивает его, опираясь на определенные в
таблице нормативы. В рассматриваемом случае
юноше поставят:
– оценку «5» – в случае 3-х попаданий;
– «4», если выполнит 4 точных попадания;
– «3» – при одном попадании;
– «5», если прыгнет через скакалку
за одну минуту 160 раз;
– «4» – 150 раз;
– «3» – 140.
Каждый экзаменатор вносит результат и
оценку со своей подписью в «Листок контроля
сдачи экзамена по предмету «Физическая
культура».
Закончив выполнение упражнений и
получив листок на руки, учащийся передает его
председателю экзаменационной комиссии. В
дальнейшем, имея на руках листы всех учащихся,
принимавших участие в экзамене, экзаменационная
комиссия проводит обсуждение и выставляет
каждому итоговую оценку по результатам сдачи
практической части экзамена с отметкой в
«Листках контроля...», которую подписывает
ведущий учитель, и экзаменационную, утвержденную
подписью председателя экзаменационной комиссии.
Экзаменационная оценка определяется на
основании двух оценок: за ответ по теории и
итоговой оценки за выполнение практических
упражнений и вносится в протокольную ведомость
экзамена.
Практика подтверждает удобство
предлагаемого варианта экзамена. Он проходит
четко, по-деловому, без лишней нервотрепки,
достаточно объективно. Экзамен позволяет наряду
со способностями выпускников определить и
качественный уровень работы учителя. Подготовку
к экзамену учащиеся начинают заблаговременно.
Хорошим подспорьем на этапе подготовки им служат
таблицы заданий и нормативов (см. Приложения
№№ 1, 2, 3). Еще до экзамена учащийся
может самостоятельно оценить свой уровень
готовности.
Не уверен, что предлагаемая система
сдачи экзамена идеальна, но мы по ней работаем
довольно успешно. Одобряю творческие поиски
учителей из разных уголков России, о которых
узнаю со страниц вашей газеты. Замечательно, что
каждый из нас имеет возможность высказаться и
поделиться своими находками.
Приложение № 1
Раздел 1. «Спортивные игры
(волейбол, баскетбол)»
№
билета |
Экзаменационные задания/техническая
подготовка/ |
Пол |
Единицы
измерения |
Оценка |
9-й
кл. |
11-й
кл. |
«3» |
«4» |
«5» |
«3» |
«4» |
«5» |
Волейбол
– передачи |
1 |
Передача
мяча сверху над собой (не выходя за пределы зоны
нападения)
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
8
6 |
9
7 |
10
8 |
|
|
|
Передача
мяча сверху над собой (не выходя из круга
1,5?1,5 м)
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
|
|
|
8
6 |
9
7 |
10
8 |
2 |
Передача
мяча над собой снизу (не выходя за пределы зоны
нападения)
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
8
6 |
9
7 |
10
8 |
|
|
|
Передача
мяча над собой снизу (не выходя из круга 1,5?1,5 м)
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
|
|
|
8
6 |
9
7 |
10
8 |
3 |
Передача
мяча над собой снизу в стену попеременно
(расстояние до стены 2 м)
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
4
2 |
5
3 |
6
4 |
|
|
|
Передача
мяча над собой снизу в стену попеременно
(расстояние до стены 2 м)
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
|
|
|
6
4 |
7
5 |
8
6 |
4 |
Нижняя
подача снизу в правую и левую части площадки
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
1
1 |
2
2 |
3
3 |
|
|
|
Верхняя
прямая подача в правую и левую части площадки
То же |
Юн.
Д. |
р.
р. |
|
|
|
1
1 |
2
2 |
3
3 |
5 |
Блокирование
после набрасывания мяча над сеткой перед
блокирующим (высота сетки 220 см)
То же (высота сетки 215 см) |
Юн.
Д.
|
р.
р.
|
1
1
|
2
2
|
3
3
|
|
|
|
Блокирование
после набрасывания мяча над сеткой несколько
левее или правее блокирующего (высота сетки 225 см)
То же (высота сетки 220 см) |
Юн.
Д.
|
р.
р.
|
|
|
|
1
1
|
2
2
|
3
3
|
Волейбол
– нападающий удар |
6 |
Сбивание
мяча с руки партнера через сетку (высота сетки 220
см) – попасть в площадку
То же (высота сетки 215 см) |
Юн.
Д. |
р.
р. |
1
1 |
2
2 |
3
3 |
|
|
|
Нападающий
удар по мячу, подброшенному вверх над сеткой
(высота сетки 225 см)
То же (высота сетки 220 см) |
Юн.
Д. |
р.
р. |
|
|
|
1
1 |
2
2 |
3
3 |
Баскетбол
– ведение мяча |
7 |
Ведение
мяча правой рукой «змейкой» (дистанция – 36 м
(2Ч18 м), расстояние между стойками 3 м)
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
сек.
сек.
сек.
сек. |
16
23 |
15
22 |
14
21 |
15
22 |
14
21 |
13
20 |
8 |
Ведение
мяча попеременно правой-левой рукой «змейкой»
(дистанция – 36 м (2Ч18 м), расстояние между стойками
3 м)
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
сек.
сек.
сек.
сек. |
15
22 |
14
21 |
13
20 |
14
21 |
13
20 |
12
19 |
9 |
Ведение
мяча левой рукой «змейкой» (дистанция 36 м (2?18 м),
расстояние между стойками 3 м)
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
сек.
сек.
сек.
сек. |
17
24 |
16
23 |
15
22 |
16
23 |
15
22 |
14
21 |
Баскетбол
– передачи |
10 |
Передача
мяча двумя руками в круг на стене (расстояние 2 м,
высота 150 см, диаметр 30 см)
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
30 сек.
30 сек.
30 сек.
30 сек. |
31
27 |
33
29 |
35
31 |
33
29 |
35
31 |
37
33 |
11 |
Передача
мяча правой рукой в круг на стене (расстояние 2 м,
высота 150 см, диаметр 30 см)
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
30 сек.
30 сек.
30 сек.
30 сек. |
29
24 |
31
26 |
33
28 |
31
26 |
33
28 |
35
30 |
12 |
Передача
мяча левой рукой в круг на стене (расстояние 2 м,
высота 150 см, диаметр 30 см)
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
30 сек.
30 сек.
30 сек.
30 сек. |
23
18 |
26
21 |
29
24 |
25
20 |
28
23 |
31
26 |
Баскетбол
– броски |
13 |
Бросок в
движении после двух шагов (после ведения)
То же |
Юн.
Д. |
6 п.
6 п. |
2
1 |
3
2 |
4
3 |
|
|
|
Бросок в
движении после двух шагов (без ведения в
движении)
То же |
Юн.
Д. |
6 п.
6 п. |
|
|
|
2
1 |
3
2 |
4
3 |
14 |
Бросок с
места из семи разных точек (из-за зоны нападения)
То же |
Юн.
Д. |
7 п.
7 п. |
2
1 |
3
2 |
4
3 |
|
|
|
Бросок с
места из шести разных точек (из-за зоны нападения)
То же |
Юн.
Д. |
6 п.
6 п. |
|
|
|
2
1 |
3
2 |
4
3 |
15 |
Штрафной
бросок
То же
То же
То же |
Юн.
Д.
Юн.
Д. |
8 п.
8 п.
7 п.
7 п. |
2
1 |
3
2 |
4
3 |
2
1 |
3
2 |
4
3 |
Приложение № 2
Раздел 2. «Гимнастика»
№
билета |
Экзаменационные задания (техническая
подготовка) |
9-й
кл. |
11-й
кл. |
Юн. |
Д. |
Юн. |
Д. |
Акробатика
(юн., д.) |
1 |
Из упора
присев стойка на голове и руках |
+ |
|
|
|
Кувырок
вперед-назад |
|
+ |
|
|
Кувырок
через препятствие на высоте 90 см |
|
|
+ |
|
Сед
углом |
|
|
|
+ |
2 |
Длинный
кувырок вперед с трех шагов разбега |
+ |
|
|
|
Кувырок
назад «полушпагат» |
|
+ |
|
|
Стойка
на руках с помощью |
|
|
+ |
|
Стоя на
коленях, наклон назад |
|
|
|
+ |
3 |
Кувырок
назад в упор, стоя ноги врозь |
+ |
|
|
|
Два
кувырка вперед слитно |
|
+ |
|
|
Кувырок
назад через стойку на руках с помощью учителя |
Николай МАРШЕВ, |
|
+ |
|
Стойка
на лопатках |
|
|
|
+ |
4 |
Кувырок
вперед-назад |
+ |
|
|
|
«Мост»
из положения стоя с помощью учителя |
|
+ |
|
|
Переворот
боком |
|
|
+ |
|
Равновесие
на одной ноге, выпад вперед, кувырок вперед |
|
|
|
+ |
5 |
Два
кувырка вперед слитно |
+ |
|
|
|
«Мост»
без помощи у гимнастической стенки |
|
+ |
|
|
Прыжок в
глубину, высота 150–180 см |
|
|
+ |
|
«Мост» и
поворот в упор стоя на одном колене |
|
|
|
+ |
Упражнения
на перекладине, брусьях (юн.), брусьях (д.) |
6 |
Подъем в
упор переворотом, махом и силой |
+ |
|
|
|
Вис
прогнувшись на нижней жерди опорой ногой о
верхнюю |
|
+ |
|
|
Подъем в
упор силой |
|
|
+ |
|
Толчком
ног подъем в упор на верхнюю жердь |
|
|
|
+ |
7 |
Подъем
махом вперед в сед ноги врозь |
+ |
|
|
|
Переход
в упор на нижнюю жердь |
|
+ |
|
|
Вис
согнувшись, прогнувшись |
|
|
+ |
|
Толчком
двух ног вис углом |
|
|
|
+ |
8 |
Из
виса на подколенках, через стойку на руках
опускание в упор присев |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Из упора
на нижней жерди опускание вперед в вис присев |
|
+ |
|
|
Стойка
на плечах из седа ноги врозь |
|
|
+ |
|
Равновесие
на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом
соскок |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
9 |
Подъем
махом назад в сед, ноги врозь |
+ |
|
|
|
Из виса
присев на нижней жерди махом одной и толчком
другой в вис |
|
+ |
|
|
Прогнувшись,
с опорой на верхнюю жердь |
|
|
+ |
|
Подъем
переворотом |
|
|
|
+ |
10 |
Вис
прогнувшись на нижней жерди, ногой о верхнюю,
соскок дугой |
+ |
|
|
|
Вис лежа
на нижней жерди, сед боком на нижней жерди, соскок |
|
+ |
|
|
Подъем
разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад |
|
|
+ |
|
Переход
в упор на нижнюю жердь |
|
|
|
+ |
Опорный
прыжок |
11–15 |
Прыжок,
согнув ноги («козел» в длину, высота 115 см) |
+ |
|
|
|
Прыжок
боком («конь» в ширину, высота 110 см) |
|
+ |
|
|
Прыжок
ноги врозь через коня («конь» в длину, высота
120 см) |
|
|
+ |
|
Прыжок
углом с разбега под углом к снаряду и толчком
одной («конь» в ширину, высота 110 см) |
|
|
|
+ |
Приложение № 3
Раздел 3. ОФП (тесты)
№
билета |
Экзаменационные задания
(техническая подготовка) |
|
Единицы
измерения |
Оценка |
9-й
кл. |
11-й
кл. |
«3» |
«4» |
«5» |
«3» |
«4» |
«5» |
Упражнения
на силу (юн.), гибкость, координацию движений (д.) |
1 |
Подтягивание
на перекладине |
Юн. |
раз |
6 |
8 |
10 |
8 |
10 |
12 |
Наклон
туловища вперед из положения сидя |
Д. |
см |
6 |
10 |
14 |
8 |
12 |
16 |
2 |
Лазанье
по канату с помощью ног (4 м) |
Юн. |
сек. |
10 |
15 |
20 |
12 |
14 |
17 |
Наклон
туловища вперед из положения стоя |
Д. |
см |
8 |
12 |
16 |
10 |
14 |
18 |
3 |
Сгибание-разгибание
рук из положения лежа |
Юн. |
раз |
25 |
30 |
35 |
30 |
35 |
45 |
«Мостик»
|
Д |
см |
85 |
75 |
60 |
80 |
70 |
60 |
4 |
Из виса
на перекладине поднимание прямых ног |
Юн. |
раз |
3 |
6 |
9 |
5 |
8 |
12 |
|
Поднимание
туловища из положения лежа на спине, руки за
головой |
Д. |
раз |
10 |
15 |
20 |
15 |
20 |
23 |
5 |
Выход
силой на перекладине |
Юн. |
раз |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Пять
кувырков вперед |
Д. |
сек. |
22 |
18 |
16 |
20 |
16 |
14 |
Упражнения
на выносливость (юн., д.) |
6 |
Прыжки
через скакалку за 1 мин. |
Юн. |
раз |
120 |
130 |
140 |
140 |
150 |
160 |
То же |
Д. |
раз |
120 |
130 |
140 |
130 |
140 |
150 |
7 |
Шестиминутный
бег |
Юн. |
м |
1250 |
1350 |
1500 |
1300 |
1400 |
1500 |
То же |
Д. |
м |
1050 |
1200 |
1300 |
1050 |
1200 |
1300 |
8 |
Челночный
бег 5?20 м |
Юн. |
сек. |
23 |
22 |
21 |
22 |
21 |
20 |
То же |
Д. |
сек. |
25 |
24 |
23 |
24 |
23 |
22 |
9 |
Челночный
бег 10?10 м |
Юн. |
сек. |
31 |
29 |
28 |
30 |
28 |
27 |
То же |
Д. |
сек. |
33 |
31 |
30 |
32 |
30 |
29 |
10 |
Вис на
согнутых руках |
Юн. |
сек. |
25 |
30 |
40 |
30 |
40 |
50 |
То же |
Д. |
сек. |
5 |
10 |
15 |
6 |
12 |
18 |
Упражнения
на скоростные способности |
11 |
Прыжок в
длину с места |
Юн. |
см |
190 |
200 |
220 |
195 |
210 |
230 |
То же |
Д. |
см |
155 |
165 |
180 |
160 |
170 |
185 |
12 |
Челночный
бег 3?10 м |
Юн. |
сек. |
8,4 |
8,0 |
7,7 |
8,00 |
7,6 |
7,3 |
То же |
Д. |
сек. |
9,3 |
8,8 |
8,5 |
9,3 |
8,7 |
8,4 |
13 |
Тройной
прыжок с места |
Юн. |
м |
6,00 |
6,50 |
7,00 |
6,50 |
7,00 |
7,50 |
То же |
Д. |
м |
5,00 |
5,50 |
6,00 |
5,50 |
6,00 |
6,50 |
Бросок
набивного мяча двумя руками |
14 |
из-за
головы (вес 1 кг) |
Юн. |
м |
9,00 |
10,00 |
11,00 |
10,00 |
11,00 |
12,00 |
То же |
Д. |
м |
7,00 |
8,00 |
9,00 |
8,00 |
9,00 |
10,00 |
Выпрыгивание
вверх из приседа |
15 |
по
Абалакову |
Юн. |
см |
35 |
40 |
45 |
40 |
45 |
50 |
То же |
Д. |
см |
20 |
25 |
30 |
25 |
30 |
35 |
Приложение № 4
Листок контроля сдачи экзамена по
предмету «Физическая культура»
___________________________________ 2007 года
(число, месяц)
учащ/его-ей/ся ________ класса _____________
Экзаменационный билет № _______
1) Теоретическая часть
Итоговая оценка по теории:
______________________________
Подпись ведущего учителя
2) Практическая часть
Раздел |
Результат |
Оценка |
Роспись
экзаменатора |
Спортивные
игры |
|
|
|
Гимнастика |
|
|
|
ОФП |
|
|
|
Итоговая оценка по практике:
_____________________
Подпись
ведущего учителя
___________________________________________________
Экзаменационная оценка:
_________________________________
Подпись
председателя экзаменационной комиссии
Николай МАРШЕВ,
директор ДЮКФП
г. Киров,
Калужская обл.
|