Тема: «Самопознание»
2-й класс
Урок 1. Язык тела
Цель: обратить внимание,
что с помощью жестов, мимики, движений тела можно
выразить свои эмоции.
Инвентарь:
гимнастические скамейки и маты, обручи, куб,
тоннель, стойки для эстафет.
Вводная часть (3–4 мин.)
Беседа о том, что такое эмоции.
Эмоциональная жизнь человека
многообразна. С помощью эмоций мы можем выразить
отношение к явлениям, событиям, к сложившимся или
возможным ситуациям, к другим людям. По жестам,
мимике, различным движениям можно понять, что
чувствует человек, а также с их помощью передать
свое эмоциональное состояние. Надо уметь
управлять эмоциями: от них очень часто зависит
наше состояние, наше здоровье.
Разминка (5 мин.)
1. Упражнения в движении:
– ходьба на носках (руки в стороны,
спина прямая, смотреть прямо, «Гордый орел»);
– плечи вверх, вниз («Удивление»);
– ходьба в полуприседе («Мышка» боится, она
увидела кошку – крадется, старается, чтобы кошка
ее не заметила);
– передвижение по гимнастической скамейке:
обычным шагом (представьте, что вы
идете по бревну через ручей, вам не страшно,
бревно очень широкое, ручей неглубокий,
невысоко);
приставным шагом (изобразите, как вы
идете, если страшно: внизу горная река, очень
высоко);
• медленный бег: легко на носках,
на лице улыбка (представьте, что вы спортсмен,
который выиграл соревнования, и делаете круг
почета).
2. Упражнения на восстановление
дыхания.
Основная часть (28 мин.)
1. Передвижение по полосе
препятствий (2 круга).
Пройти по наклонной скамейке, соскок
с куба.
Передвижение по матам по-пластунски и
через тоннель.
Передвижение по наклонной скамейке,
подтягиваясь с помощью рук, соскок вниз.
Прыжки из обруча в обруч.
Пролезть в вертикально и
горизонтально стоящие обручи.
Пробежать «змейкой» между стойками.
Прыжки через скамейку, опираясь на
нее руками.
2. Выразить с помощью мимики или
движений эмоциональное состояние, используя
названную часть тела:
злоба – лицо;
грусть – спина;
скука – рот;
печаль – плечи;
страх – ноги;
радость – глаза.
3. Игра «Море волнуется – раз, море
волнуется – два, море волнуется – три, морская
фигура, на месте замри».
Вместо фигуры надо постараться
изобразить эмоцию с помощью позы или мимики:
восторг, застенчивость, удивление, уверенность.
4. Этюды:
Постараться выразить эмоции, которые
испытывали названные персонажи:
сядьте так, как Золушка, которую не
пустили на бал;
полетайте, как бабочка вокруг
красивого цветка;
сядьте, как сидит курица под дождем
(«мокрая курица»);
попрыгайте, как заяц, который увидел
морковку.
5. Игра «Охотники и утки».
За кругом находятся «охотники» и
выбивают мячом тех, кто в кругу («уток»). Если мяч
попадает в «утку», надо убрать за спину руку
(«утка ранена»), две руки, потом прыгать на одной
ноге.
Заключительная часть (3 мин.)
Упражнение на расслабление.
Домашнее задание:
подумать, как можно изобразить хорошее и плохое
настроение.
Урок 2. Осанка и настроение
Цель: закрепить навык
правильной осанки; обратить внимание, что по
осанке человека можно определить его настроение.
Инвентарь: большое
зеркало, мешочки с крупой, гимнастические маты,
обручи.
Вводная часть (5 мин.)
Осанка – это привычное положение тела
человека в покое и при движении. Осанка
формируется с раннего детства. Правильная осанка
делает фигуру человека красивой и способствует
нормальной работе всего организма. Неправильная
осанка делает спину кривой, некрасивой, нарушает
работу внутренних органов: легких, сердца,
печени, кишечника. (Показать картинки, где
изображена правильная и неправильная осанка.)
Осанка дает много информации о
человеке, о его физическом развитии, о состоянии
здоровья, его самочувствии и настроении.
Проверить домашнее задание. Как можно
изобразить хорошее и плохое настроение?
Примечание: обратить внимание на
осанку во время изображения настроения. Когда мы
здоровы, в хорошем настроении, мы и внешне
подтягиваемся, – распрямляем плечи, держимся
прямее.
Если человеку грустно, это отражается
на его внешнем виде. Появляется сутулость,
опускаются плечи, руки безвольно повисают вдоль
туловища. В глазах тревога.
Человек с прямой спиной вызывает у нас
впечатление очень уверенного в себе и
удачливого, гордого и уважаемого. А человек
сутулый кажется нам не уверенным в себе,
невезучим, с массой проблем, в плохом настроении.
Но важно знать, что самый главный
фактор, который определяет осанку, – развитие
мышц.
Разминка (5–6 мин.)
1. Проверить свою осанку: что такое
хорошая, правильная осанка?
Примечание: желательно смотреть
на себя в зеркало.
2. Упражнения в движении с мешочком
на голове:
ходьба в положении руки на поясе;
ходьба на носках, руки на пояс;
ходьба с мешочком в сочетании с
движениями руками;
руки вперед;
руки в стороны;
руки за голову.
3. Упражнения без мешочков:
4. Медленный бег.
Примечание: следить за сохранением
правильной осанки.
5. ОРУ:
ноги на ширине плеч, руки за головой,
наклоны в стороны («Часы») – 10–12 раз;
соединить руки за спиной (одна рука
тянется через плечо сверху, другая снизу) – по 3–4
раза с каждой стороны;
ноги на ширине плеч, наклониться
вперед, руки в стороны («мельница») – 10–12
скручиваний;
ноги шире плеч, наклоны вперед,
постепенно соединять ноги – по 5 наклонов,
соединяя ноги;
приседания с мешочком на голове –
12–15 раз.
Основная часть (25 мин.)
1. Этюды.
Примечание: обращать внимание на
осанку в каждой ситуации.
2. Вспомните и покажите, у людей
каких профессий всегда хорошая осанка (например:
танцоры, балерины, гимнасты).
3. Игра «Скульптор»:
Шахматный конь.
Гордый орел.
Примечание: разделиться по
парам.
4. Упражнения, систематическое
выполнение которых поможет укрепить мышцы спины.
«Бабочка» (для верхней части спины).
И.п.: стоя, ноги вместе, руки за голову, кисти в
«замок», локти максимально отведены назад.
Перемещайте локти вперед – назад (представляя
крылья бабочки).
«Черепашка» (для нижней части спины).
Лежа на животе, руки на полу, кисти завести под
плечи. Подъем туловища вверх, максимально
вытянуть себя вперед. Вернуться в и.п.
«Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки
вверх. Поднять руки, голову, грудь максимально
над полом, резко опустить руки вниз, поднимая
ноги. Опуская ноги, поднять руки, голова поднята
над полом. Повторять упражнение, раскачиваясь,
как лодочка.
«Плавание». И.п.: лежа на животе, руки
вверх, кисти на полу, грудь и голова подняты над
полом. Поднять правую руку и левую ногу. Смена
положения рук и ног. Живот втягивайте к спине.
Пальцами рук и ног тянуться в противоположные
стороны.
5. Игра «День и ночь» на внимание,
координацию и развитие скоростных качеств.
6. Игра «Бездомный заяц».
Заключительная часть (3–4 мин.)
Раздать памятки:
Правила поддержания правильной
осанки
Что нужно делать, чтобы осанка была
хорошей?
Выполнять упражнения по укреплению
мышц туловища.
Правильно сидеть за столом, на стуле,
не горбиться.
При переносе тяжестей равномерно
нагружать руки.
Если вы будете носить ранец или
портфель в одной руке, одно плечо станет ниже
другого.
Спать на жесткой постели с невысокой
подушкой.
Сидеть с максимально выпрямленной
спиной. Важно избегать неудобных поз.
Каждый день смотреть на себя в
зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Домашнее задание:
выполнять упражнения на укрепление мышц
туловища. Подумать, что происходит с человеком,
как он будет себя чувствовать:
1) если целый день катается на лыжах;
2) если целый день делает уроки.
Ольга ЛАВРЕНЕНКОВА,
МЭШ (Московская экономическая школа «Зайцево») |