Республика
БАШКОРТОСТАН
Особенности организации массовых
выступлений
Для поддержания постоянного внимания
зрителей к происходящему на поле стадиона
необходимо умело сочетать отдельные части
выступления, использовать контрастность при
планировании расположения участников, а также
фигуры массовых построений. Следует чередовать
массовые выступления с сольными номерами, меняя
характер и содержание движений. Опыт
подтверждает, что важную роль в зрелищном
отношении играет сильное начало выступления,
которое сразу же вызывает у зрителя большой
интерес, приковывает его внимание и
подготавливает к следующему выступлению.
К организаторам – постановщикам таких
мероприятий предъявляются следующие требования:
уметь управлять массой участников;
знать гимнастическую терминологию и
умело пользоваться ею;
в совершенстве владеть современной
методикой разучивания и совершенствования
физических упражнений;
понимать культуру движений, которая
наиболее четко представлена в гимнастике, и
уметь обучать ей;
репетируя любой фрагмент мероприятия
с массой участников, постоянно «держать» в
голове общий замысел постановки, т.е. ясно
«видеть» конечный результат и пути его
достижения;
в совершенстве владеть пространством
площадей проведения мероприятий;
тщательно готовиться к проведению
каждой репетиции, обращая внимание на разработку
таких методик и подходов, которые давали бы
возможность выполнить поставленную задачу с
наименьшими затратами времени и сил;
во время репетиций все указания и
распоряжения участникам формулировать четко,
понятно и лаконично;
быть настойчивым в реализации
замысла, требовательным к себе и участникам, но, в
то же время, во всех ситуациях сохранять
спокойствие и выдержку, не повышая голос на
участников, когда что-то не получается;
чувствовать настроение участников и
уметь его поднять, если это необходимо;
уметь точно планировать
репетиционный день, режим, своевременно делать
перерывы и заканчивать репетиции;
своевременно инструктировать своих
помощников перед каждой репетицией, чтобы в
случае необходимости получить от них реальную
помощь.
Массовые физкультурно-спортивные
мероприятия позволяют решить целый комплекс
различных задач: служат пропаганде физической
культуры и спорта, способствуют выявлению
желающих заниматься различными видами спорта и
физическими упражнениями, дают возможность
занимающимся определить свой уровень физической
подготовленности, способствуют патриотическому
воспитанию – особенно в процессе проведения
мероприятий, посвященных памятным датам.
В основе проведения
спортивно-оздоровительных мероприятий лежит
принцип наглядности, заключающийся в четкости и
красочности проведения, ритуале открытия и
закрытия.
Спортивно-массовые мероприятия и
праздники имеют еще одну важную особенность:
исполняются впервые, а следовательно, и требуют
высокого уровня подготовки.
Вначале определяется смысл праздника,
его направление и то, чему он посвящается, а
именно: памятные даты, великий праздник,
чествование героев спорта, чемпионов города и
даже школы, спортивный праздник школы – «Папа,
мама, я – спортивная семья!», «Да здравствует
оранжевый мяч!», «Здравствуй, спортивный май!» и
т.д.
Далее составляется план-сценарий.
Для этого:
выбирается место проведения и его
оформление;
определяется основная идея, тема
постановки;
определяется количественный состав
участников праздника.
Проводится описание эпизода
спортивно-массового выступления по следующей
композиционной схеме:
начало: выход участников, размещение,
построение;
главные и второстепенные действия
участников:
– массовый номер;
– вставной номер (выступление солистов);
финал (кульминация);
уход.
Помимо упражнений, в
спортивно-массовом мероприятии обычно требуется
разучить еще и перестроения. Чаще всего они
осваиваются по ходу освоения всего массового
упражнения. Иногда на отработку построений и
перестроений отводится отдельное время – чаще
следует начинать репетицию именно с разучивания
построений и перестроений.
Методика разучивания упражнений в
целом зависит от уровня подготовленности
участников: координации движений и владения
«гимнастической школой», музыкальности, чувства
ритма и т.п., а также от их опыта участия в
подобных мероприятиях. При работе со слабо
подготовленными участниками главной проблемой
становится качество выполнения и культура
движений. Фактически перед организатором
выступлений встает задача обучения участников
гимнастической школе движений: классическим
положениям рук, ног, всего тела, основным
движениям, а также обозначающим их терминам. При
обучении композиции нужно постоянно напоминать
участникам требования к качеству выполнения как
отдельных движений, так и упражнения в целом.
Многих специалистов, работающих в
области физической культуры и спорта, интересует
не только конечный результат творческой
организаторской деятельности коллектива, но и
технологии подготовки этих мероприятий.
Пристальное внимание они уделяют самому
процессу разработки и создания технологий в
физкультурно-педагогической системе, в том числе
и общеобразовательной, что отвечает задачам
модернизации педагогического образования.
Римма ИМАМОВА,
БГПУ им. М.Акмуллы,
г. Уфа |